Понятие экологического управления. Государственное, муниципальное и общегражданское экологическое управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 08:45, реферат

Описание работы

Целью правового регулирования в экологическом праве является гармонизация отношений человека и природы, охрана окружающей среды и отдельных природных объектов, рациональное природопользование. Поэтому особое значение имеет специальная деятельность, направленная на достижение необходимого правового результата. Нормативного воздействия самого по себе не достаточно для эффективности для эффективности эколого-правовых норм, требуются управленческие воздействия административного, дисциплинарного, финансового и экономического характера, издание правоприменительных актов. Таким образом, экологическое управление - объективно необходимая деятельности, направленная на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

Работа содержит 1 файл

Понятие экологического управления. Государственное, муниципальное и общегражданское экологическое управление.doc

— 51.00 Кб (Скачать)

1. Понятие экологического  управления. Государственное, муниципальное  и общегражданское экологическое  управление 

Целью правового  регулирования в экологическом  праве является гармонизация отношений  человека и природы, охрана окружающей среды и отдельных природных объектов, рациональное природопользование. Поэтому особое значение имеет специальная деятельность, направленная  на достижение необходимого правового результата. Нормативного воздействия самого по себе не достаточно для эффективности для эффективности эколого-правовых норм, требуются управленческие воздействия административного, дисциплинарного, финансового и экономического характера, издание правоприменительных актов. Таким образом, экологическое управление - объективно необходимая деятельности, направленная на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. 

Экологическое управление - урегулированная нормами  права деятельность специально уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также деятельность юридических лиц и граждан, направленная на создание конкретных правоотношений в сфере охраны окружающей среды, рационального природопользования, соблюдения экологических прав и исполнения экологических обязанностей. 

В зависимости от субъекта экологического управления можно выделить его различные виды: 

органы государственной  власти и их должностные лица - государственное  экологическое управление;

органы местного самоуправления и их должностные  лица - муниципальное экологическое управление;

юридические лица, индивидуальные предпринимателя - производственное экологическое управление;

граждане, общественные объединения - общегражданское экологическое  управление.

Государственное экологическое управление. 

В соответствии со статьей 71 Конституции РФ к исключительным полномочиям Российской Федерации отнесены следующие вопросы: 

регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (п. "в");

ст. 42 Конституции  РФ к правам человека относит право  на благоприятную окружающую среду, право на доступ к экологической информации и право на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением;

федеральная государственная  собственность и управление ею (п. "д");

лесные участки  в составе земель лесного фонда  находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ);

водные объекты  находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением пруда, обводненного карьера, расположенного в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу (ч. 1, 2 ст. 8 Водного кодекса РФ);

недра в границах территории Российской Федерации, включая  подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью (ст. 1.2 Закона РФ "О недрах), при этом в соответствии со ст. 2.1 Закона РФ "О недрах" выделяются участки недр федерального значения, а в соответствии со ст. 2.2 названного Закона - Федеральный фонд резервных участков недр;

к федеральной  собственности могут быть отнесены следующие объекты животного  мира: редкие и находящиеся под  угрозой исчезновения, а также  занесенные в Красную книгу Российской Федерации; обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения; населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации; подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации; отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении; естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ "О животном мире");

установление  основ федеральной политики и  федеральные программы в области государственного, экономического, экологического развития Российской Федерации (п. "е");

см. распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 №1255-р "Об Экологической доктрине Российской Федерации", приказ МПР РФ от 28.10.2003 №961 "О Плане действий по реализации Экологической доктрины Российской Федерации на 2003-2005 годы";

см. Указ Президента РФ от 01.04.1996 №440 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому  развитию";

Федеральная целевая  программа "Экология и природные  ресурсы России (2002-2010 годы) завершена в 2005 году в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17.11.2005 №1952-р, новая программа не принята;

ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы (п. "и");

международные договоры Российской Федерации (п. "к");

Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении ратифицирована Федеральным законом от 05.11.1997 N 138-ФЗ;

Объединенная  конвенция о безопасности обращения  с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами ратифицирована Федеральным законом от 04.11.2005 N 139-ФЗ;

Базельская конвенция  о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением  ратифицирована Федеральным законом  от 25.11.1994 N 49-ФЗ;

Конвенция о  сохранении ресурсов минтая и управлении ими в центральной части Берингова моря ратифицирована Федеральным законом от 17.12.1994 N 61-ФЗ;

Соглашение об осуществлении положений Конвенции  Организации Объединенных Наций  по морскому праву от 10 декабря 1982 года, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими ратифицировано Федеральным законом от 26.04.1997 N 69-ФЗ;

уголовное и  гражданское законодательство (п. "о").

В соответствии со статьей 72 Конституции РФ к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов отнесены: 

вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. "в");

разграничение государственной собственности (п. "г");

природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение  экологической безопасности; особо  охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры (п. "д");

общие вопросы  образования (п. "е");

осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий (п. "з");

административное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (п. "к");

защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (п. "м").

Для выполнения государственных функций создаются  органы государственной власти, которые  в пределах своей компетенции  реализуют государственную политику, в том числе, в сфере экологического управления. Система органов государственной власти рассмотрена в разделе 2 этой лекции. 

Среди функций  государственного экологического управления можно выделить: учет,  планирование, контроль, мониторинг, экологическое  нормирование, государственная экологическая экспертиза, экономическое управление и другие. 
 
 

Принципы экологического права 

-Экологическое  право и формируемое на его  основе экологическое законодательство  основывается на ряде принципов:

-Право на  благоприятную окружающую среду  (в России - одно из конституционных экологических прав, закреплено в ст. 42 Конституции РФ)

-Предотвращение  вреда окружающей среде

-Охрана жизни  и здоровья человека

-Демократизация  экологического права

-Гуманность

-Обеспечение  рационального использования природных  ресурсов

-Устойчивое  экологически обоснованное экономическое  и социальное развитие

-Сохранение  и защита экологического равновесия

-Свободный доступ  к экологической информации (в  России - одно из конституционных  экологических прав, закреплено  в ст. 42 Конституции РФ)

-Платность природопользования (в российском экологическом законодательстве  сформулирован как "Платность  природопользования, возмещение вреда  окружающей среде", подробнее  см. Принцип платности природопользования, возмещения вреда окружающей  среде)

-Разрешительный  порядок воздействия на окружающую  среду

-Плата за  негативное воздействие на окружающую  среду

-Экосистемный  подход к правовому регулированию  охраны окружающей среды и  природопользованию

-Ответственность  за нарушение требований экологического законодательства

и др. 
 

Административная  и уголовная ответственность  за экологические правонарушения 

5. Административная  ответственность наступает за  совершение следующих экологических  правонарушений: 

несоблюдение  экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации! предприятий, сооружений или иных объектов; 

• несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления, а также другими опасными веществами; 

нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде; 

• невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической  экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы; 

сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию; самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы; нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления и др. 

6. Уголовную  ответственность, предусмотренную  Уголовным кодексом РФ, несут  должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических  преступлений, то есть общественно опасных деяний, посягающих на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека. 

Кодекс РСФСР  об административных правонарушениях (ст. 24) предусматривает за совершение административных правонарушений следующие виды административных взысканий:

-предупреждение;

-штраф;

-возмездное  изъятие предмета, явившего орудием  совершения или непосредственным  объектом административного правонарушения;

-конфискация  предмета, явившегося орудием совершения  или непосредственным объектом  административного правонарушения;

-лишение специального  права, предоставленного данному  гражданину (права управления транспортным  средством, права охоты);

-исправительные работы;

-административный  арест.

Информация о работе Понятие экологического управления. Государственное, муниципальное и общегражданское экологическое управление