Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 08:45, реферат
Целью правового регулирования в экологическом праве является гармонизация отношений человека и природы, охрана окружающей среды и отдельных природных объектов, рациональное природопользование. Поэтому особое значение имеет специальная деятельность, направленная на достижение необходимого правового результата. Нормативного воздействия самого по себе не достаточно для эффективности для эффективности эколого-правовых норм, требуются управленческие воздействия административного, дисциплинарного, финансового и экономического характера, издание правоприменительных актов. Таким образом, экологическое управление - объективно необходимая деятельности, направленная на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
1. Понятие экологического
управления. Государственное,
Целью правового
регулирования в экологическом
праве является гармонизация отношений
человека и природы, охрана окружающей
среды и отдельных природных объектов,
рациональное природопользование. Поэтому
особое значение имеет специальная деятельность,
направленная на достижение необходимого
правового результата. Нормативного воздействия
самого по себе не достаточно для эффективности
для эффективности эколого-правовых норм,
требуются управленческие воздействия
административного, дисциплинарного,
финансового и экономического характера,
издание правоприменительных актов. Таким
образом, экологическое управление - объективно
необходимая деятельности, направленная
на охрану окружающей среды и рациональное
использование природных ресурсов.
Экологическое
управление - урегулированная нормами
права деятельность специально уполномоченных
органов государственной
В зависимости от
субъекта экологического управления можно
выделить его различные виды:
органы государственной власти и их должностные лица - государственное экологическое управление;
органы местного самоуправления и их должностные лица - муниципальное экологическое управление;
юридические лица, индивидуальные предпринимателя - производственное экологическое управление;
граждане, общественные объединения - общегражданское экологическое управление.
Государственное
экологическое управление.
В соответствии
со статьей 71 Конституции РФ к исключительным
полномочиям Российской Федерации отнесены
следующие вопросы:
регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (п. "в");
ст. 42 Конституции РФ к правам человека относит право на благоприятную окружающую среду, право на доступ к экологической информации и право на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением;
федеральная государственная собственность и управление ею (п. "д");
лесные участки
в составе земель лесного фонда
находятся в федеральной
водные объекты
находятся в собственности
недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью (ст. 1.2 Закона РФ "О недрах), при этом в соответствии со ст. 2.1 Закона РФ "О недрах" выделяются участки недр федерального значения, а в соответствии со ст. 2.2 названного Закона - Федеральный фонд резервных участков недр;
к федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного мира: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации; обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения; населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации; подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации; отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении; естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ "О животном мире");
установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического развития Российской Федерации (п. "е");
см. распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 №1255-р "Об Экологической доктрине Российской Федерации", приказ МПР РФ от 28.10.2003 №961 "О Плане действий по реализации Экологической доктрины Российской Федерации на 2003-2005 годы";
см. Указ Президента РФ от 01.04.1996 №440 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию";
Федеральная целевая программа "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы) завершена в 2005 году в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17.11.2005 №1952-р, новая программа не принята;
ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы (п. "и");
международные договоры Российской Федерации (п. "к");
Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении ратифицирована Федеральным законом от 05.11.1997 N 138-ФЗ;
Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами ратифицирована Федеральным законом от 04.11.2005 N 139-ФЗ;
Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением ратифицирована Федеральным законом от 25.11.1994 N 49-ФЗ;
Конвенция о сохранении ресурсов минтая и управлении ими в центральной части Берингова моря ратифицирована Федеральным законом от 17.12.1994 N 61-ФЗ;
Соглашение об
осуществлении положений
уголовное и гражданское законодательство (п. "о").
В соответствии
со статьей 72 Конституции РФ к вопросам
совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов отнесены:
вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. "в");
разграничение государственной собственности (п. "г");
природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры (п. "д");
общие вопросы образования (п. "е");
осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий (п. "з");
административное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (п. "к");
защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (п. "м").
Для выполнения
государственных функций
Среди функций
государственного экологического управления
можно выделить: учет, планирование,
контроль, мониторинг, экологическое
нормирование, государственная экологическая
экспертиза, экономическое управление
и другие.
Принципы экологического
права
-Экологическое
право и формируемое на его
основе экологическое
-Право на
благоприятную окружающую
-Предотвращение вреда окружающей среде
-Охрана жизни и здоровья человека
-Демократизация экологического права
-Гуманность
-Обеспечение
рационального использования
-Устойчивое
экологически обоснованное
-Сохранение
и защита экологического
-Свободный доступ к экологической информации (в России - одно из конституционных экологических прав, закреплено в ст. 42 Конституции РФ)
-Платность природопользования
(в российском экологическом
-Разрешительный
порядок воздействия на
-Плата за
негативное воздействие на
-Экосистемный
подход к правовому
-Ответственность
за нарушение требований
и др.
Административная
и уголовная ответственность
за экологические правонарушения
5. Административная
ответственность наступает за
совершение следующих
несоблюдение
экологических требований при планировании,
технико-экономическом обосновании проектов,
проектировании, размещении, строительстве,
реконструкции, вводе в эксплуатацию и
эксплуатации! предприятий, сооружений
или иных объектов;
• несоблюдение
экологических и санитарно-
нарушение правил
испытаний, производства, транспортировки,
хранения, применения и иного обращения
с пестицидами и агрохимикатами, которое
может повлечь причинение вреда окружающей
природной среде;
• невыполнение
требований законодательства об обязательности
проведения государственной экологической
экспертизы, финансирование или реализация
проектов, программ и иной документации,
подлежащих государственной экологической
экспертизе и не получивших положительного
заключения государственной экологической
экспертизы;
сокрытие, умышленное
искажение или несвоевременное сообщение
полной и достоверной информации о состоянии
окружающей природной среды и природных
ресурсов, об источниках загрязнения или
иного вредного воздействия на окружающую
природную среду и природные ресурсы,
о радиационной обстановке, искажение
сведений о состоянии земель, водных объектов
и других объектов окружающей природной
среды лицами, обязанными сообщать такую
информацию; самовольное снятие или перемещение
плодородного слоя почвы; нарушение водоохранного
режима на водосборах водных объектов,
которое может повлечь загрязнение указанных
объектов или другие вредные явления и
др.
6. Уголовную
ответственность,
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (ст. 24) предусматривает за совершение административных правонарушений следующие виды административных взысканий:
-предупреждение;
-штраф;
-возмездное
изъятие предмета, явившего орудием
совершения или
-конфискация
предмета, явившегося орудием совершения
или непосредственным объектом
административного
-лишение специального
права, предоставленного
-исправительные работы;
-административный арест.