Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 18:13, доклад
Общественный экологический контроль в соответствии с федеральным законом «Об охране окружающей среды» осуществляется в целях реализации права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. До принятия в 2002 году Федерального закона «Об охране окружающей среды» общественный экологический контроль осуществлялся профессиональными союзами Российской Федерации, иными общественными объединениями, трудовыми коллективами, гражданами. С 2002 года профсоюзы и трудовые коллективы исключены из этого списка.
Глава 5 Общественный экологический контроль
Общественный
экологический контроль в соответствии
с федеральным законом «Об
охране окружающей среды» осуществляется
в целях реализации права каждого
гражданина на благоприятную окружающую
среду и предотвращения нарушения
законодательства в области охраны
окружающей среды. Общественный экологический
контроль осуществляется общественными
и иными некоммерческими
Главной задачей общественного экологического контроля является, независимая проверка исполнения требований природоохранного законодательства министерствами, ведомствами, учреждениями, организациями, предприятиями, независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами, а также гражданами.
Общественный экологический контроль обладает важным преимуществом - реальной независимостью от государственных структур и ведомственных интересов, он в большей степени отражает экологические интересы населения.
Права
и обязанности общественных и
иных некоммерческих
В рамках общественного экологического контроля граждане имеют право:
Общественные экологические организации и объединения могут:
Законом
определено, что результаты общественного
экологического контроля, представленные
в органы государственной власти
Российской Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления, подлежат
обязательному рассмотрению в порядке,
установленном
На
практике, чаще всего, общественный
экологический контроль
В
качестве примера общественного контроля,
эффективность которого была целиком
и полностью обусловлена поддержкой и
активной позицией среднего класса, можно
привести кампанию против вырубки старовозрастных
лесов Карелии. В середине 90-х г. крупнейшая
лесозаготовительная финская компания
«Энсо» договорилась с властями Карелии
о вырубке старовозрастных лесов на границе
России и Финляндии. Естественно, «зеленые»
не могли не встать на защиту так называемого
«зеленого пояса» Карелии. Но акции прямого
действия только вызывали раздражение
чиновников и местных жителей, которым
долгое время внушали, что рубка леса -
единственный источник дохода для них.
Тогда было решено действовать путем давления
на компании на их родине. Карельская древесина
шла на экспорт в европейские страны и
использовалась для производства бумаги.
В этих странах была организована кампания
по отказу потребителей покупать товары,
произведенные из российских старовозрастных
лесов. Кампания была настолько успешной,
что «Энсо» ощутила реальные убытки и
была вынуждена пойти на переговоры с
экологическими организациями, а затем
объявить мораторий на рубки в спорной
зоне.
Эта
кампания послужила толчком
Мы
уверены, что создать такую
же систему общественного
2. Право на общественный экологический контроль.
Сравнивая
природоохранное
и природноресурсного законодательства, составления протоколов и изъятия орудий экологических правонарушений. Государственные природоохранные органы лишились права материального поощрения активной работы общественных инспекторов за счет наложенных и взысканных с нарушителей штрафов. В регионах России в последние годы отмечалось определенное противостояние интересов населения и местных органов власти, поддерживающих незаконные действия коммерческих структур.
Последний пример тому (16 августа 2005 г.) - конфликт населения г. Тюмени с фирмой – ООО «Сибирский ландшафт» вследствие игнорирования общественного мнения при уничтожении березовой рощи в селитебной зоне в целях строительства элитного жилого дома. При этом местная администрация и правоохранительные органы в нарушение законодательства выступили на стороне коммерсантов. То есть, налицо тенденция к бюрократизации, росту коррупции в сфере экологического контроля и управления природными ресурсами, к отстранению граждан от участия в решении экологических проблем.
России крайне нужны четкие правовые механизмы, позволяющие общественным организациям и гражданам реализовать свое право на благоприятную окружающую среды, получение информации, участие в принятии экологически значимых решений, на судебную защиту этих прав при наличии государственных гарантий и содействия в осуществлении общественно полезной экологической деятельности. Одним из вариантов достижения указанного является рассмотрение вопроса присоединения России к Орхусской конвенции и принятие федерального закона «Об участии общественности в охране окружающей среды».
Однако, в настоящее время не все так безнадежно, как считают скептики.
Даже
действующее законодательство все
же позволяет эффективно осуществлять
общественный экологический контроль,
приводящий к принятию мер по его
результатам. 2005 год показывает изменение
общественно-политической ситуации в
стране в форме роста активности
граждан и общественных организаций
в защите частных и общественных
экологических интересов. Отмечается
повышение интереса к вопросам экологической
безопасности и сохранению живой
природы со стороны основных социальных
групп.
Как
же трактует понятие
общественного экологического
контроля и права
общественности действующее
законодательство?
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА,
принята 1.12.1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН.
Ст.19:
Каждый человек имеет право ... искать,
получать и распространять информацию
и идеи любыми средствами и независимо
от государственных границ.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
принята 12.12.1993 г.
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
Ст.29 п.4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Ст. 32 п.1.Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Ст.42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Ст.58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Кроме того, можно использовать статью 33 (право граждан и НПО обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления), ст.46 (право обращаться
в суд в целях защиты прав и свобод граждан).
Указанное подтверждает и ст.1 «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
Важно
уяснить, что Конституция РФ имеет
высшую юридическую силу, прямое действие
(ст.15) и в случае противоречия ей
любого нормативного акта применяется
соответствующее положение
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН «ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
Принят 23 ноября 1995 г.
Ст.3. Экологическая экспертиза основывается на принципах:
-гласности, участия общественных организаций, учета общественного мнения.
Ст.19. Граждане имеют право:
- выдвигать
предложения о проведении