Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 18:13, доклад
Общественный экологический контроль в соответствии с федеральным законом «Об охране окружающей среды» осуществляется в целях реализации права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. До принятия в 2002 году Федерального закона «Об охране окружающей среды» общественный экологический контроль осуществлялся профессиональными союзами Российской Федерации, иными общественными объединениями, трудовыми коллективами, гражданами. С 2002 года профсоюзы и трудовые коллективы исключены из этого списка.
- направлять
специально уполномоченному
- получать
от специально уполномоченного
государственного органа в
- при
подготовке заключения ГЭЭ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»,
принят 10.01.2002 г.
Ст. 3 . Основные принципы охраны окружающей среды:
-.независимость контроля в области охраны окружающей среды;
- обязательность
участия в деятельности по
охране окружающей среды
- соблюдение
прав каждого на получение
достоверной информации о
- участие
граждан, общественных и иных
некоммерческих объединений в
решении задач охраны
Ст.11. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды.
Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий.
П.2. Граждане имеют право:
- создавать
общественные объединения,
- направлять
обращения в органы
- оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды…;
Ст.12.»Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:
- защищать
права и законные интересы
граждан в области охраны
- оказывать
содействие органам
- участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;
- организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов…;
- организовывать
и проводить в установленном
порядке общественную
- рекомендовать
своих представителей для
- подавать
в органы государственной
- осуществлять другие, предусмотренные законом права» (примечание автора - включая право общественного контроля, согласно ст.68 ФЗ).
Ст. 13. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду.
Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.
При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.
Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды (включая ОЭК – примечание автора), реализации их прав, предусмотренных настоящим ФЗ и другими федеральными законами, иными нормативными актами РФ, привлекаются к ответственности в установленном
порядке.
То есть, реализация права ОЭК может быть регламентирована и региональным законом. Федеральный же закон фактически опустил ОЭК на уровень муниципалитетов. Статья 68 закона дает такое право всем общественным и некоммерческим объединениям (сюда не относится ряд некоммерческих организаций), но право контроля должно быть зафиксировано в уставе объединения. То есть, общественный экологический контроль могут проводить только зарегистрированные организации, имеющие в Уставе в перечне функций право общественного экологического контроля, и, в идеальном случае, содержащие в своем уставе порядок осуществления такого контроля.
Определенную долю оптимизма дает Экологическая доктрина Российской Федерации, пункт 5 которой определяет такое направление как обеспечение всех видов экологического контроля, а также совершенствование законодательства в целях развития общественного экологического контроля, в том числе общественных инспекций. Однако, следует учесть, что хотя Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (в редакции постановления Правительства РФ от 11 12. 1998 г. N1538) и предусматривают такой нормативный акт, как распоряжение Правительства РФ, такой документ как Доктрина, должен утверждаться как минимум Указом Президента РФ. Экологическая доктрина лишь одобрена распоряжением Правительства РФ N1225-Р от 31 08. 2002 г. и ее следует рассматривать, как рекомендательный акт.
Некоторые возможности реализации прав граждан в разной степени отражены в законах. К примеру новый Градостроительный кодекс РФ (введен в действие 30 12. 2004 г.) регламентировал порядок проведения публичных слушаний, но сузил круг их участников.
15 ноября
2002 г. Сетью по соблюдению
- органы государственного экологического контроля (ОГК) должны обеспечить эффективный обмен информацией с широкой общественностью и создать условия для участия граждан, желающих внести свой вклад в повышение эффективности природоохранного правоприменения;
- ОГК должны создать механизмы содействия субъектам регулирования, направленного на разъяснение и добровольное соблюдение природоохранных требований;
- ОГК должны требовать от субъектов регулирования проведения внутреннего мониторинга и представления отчетности о результатах своей природоохранной деятельности.
Этот
проект является продолжением работы,
начатой подготовкой «
Указанные документы ориентируются на положения Орхусской конвенции и процедуры общественного экологического контроля в них отсутствуют.
Российское
законодательство идет по пути развития
сотрудничества государственных органов
и общественности в осуществлении
экологического контроля при определяющей
роли государства. Это дает надежду,
что политика и законодательство
РФ в части ОЭК будут
Приведем еще характерные примеры действенности самостоятельного ОЭК.
Октябрьская организация зеленых, входящая в состав Союза экологов РБ, организовала сбор и анализ данных по выполнению природоохранных программ городов Октябрьского и Туймазы и подробный отчет опубликовала в издаваемой этой организацией газете «Икская долина», который стал предметом обсуждения на последующем выездном заседании Правительства РБ в г. Октябрьский.
Следующий пример общественного контроля Союза экологов РБ позволил сдвинуть проблему уже федерального уровня. Контрольные замеры гамма-фона на нефтепромыслах Волго-Уральского региона впервые подняли публично проблему радиоактивности нефтей и пластовых вод (общественники обнаружили аномальные зоны, где нормы по гамма-излучению были превышены в десятки раз). Опубликованные результаты и обращения общественности привели к нормативному признанию проблемы – разработке Руководящего документа Госатомнадзора России от 4 ноября 2000 года и к последующему введению в действие двух СанПиНов по радиоактивности нефтей.
Есть пример результативности и международного общественного экологического контроля. Ассоциация юристов-экологов России, «Эколекс-Азербайджан» и Институт «Экоюрис» в рамках Каспийского проекта ИСАР-Россия инициировали проведение общественных слушаний по проекту добычи нефти НК «ЛУКОЙЛ» на Каспии и провели правовую и экологическую оценку ситуации в регионе. Результатом обращения по результатам этого проекта в профильные комитеты Государственной Думы Федерального Собрания РФ стало внеплановое выездное заседание Правительства РФ в г. Астрахани, в протокол которого вошли 12 предложений общественников в качестве поручений министрам и руководителям прикаспийских субъектов федерации.
Это
примеры практического
общественного экологического
контроля, который
можно проводить,
привлекая соответствующие
государственные
структуры на конечной
стадии.
3.
Формы и методы
общественного экологического
контроля.
Понятия «общественный экологический контроль» в российском законодательстве не существует, но на практике оно может включать в себя следующие направления:
- контроль за соответствием требованиям действующего законодательства новых федеральных и региональных законов;
- получение экологической информации и принятие по ней мер реагирования общественности;
- разработка и внесение предложений по повышению эффективности работы государственных структур, контроль за их реализацией;
- участие в принятии экологически значимых решений, в том числе по принятию нормативно-правовых актов в сфере ООС, по проектированию и строительству объектов, способных оказать воздействие на природную среду;
-
участие в проведении
ОВОС, государственной
экологической экспертизы,
проведение общественной
экологической экспертизы;
Разнообразные
формы ОЭК в регионах России, имеющие
к тому же конкретные положительные
результаты, заявления Президента РФ
о роли общественности, создание Общественной
палаты РФ, новая политика МПР РФ
позволяют с оптимизмом смотреть
в будущее и надеяться, что
в обеспечении экологической
безопасности определяющая роль будет
принадлежать общественному мнению,
на которое будет опираться
Но
для достижения этого нужна наша
с вами активная работа.