Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 02:25, реферат
В настоящее время в Украине все больше внимания уделяется вопросам охраны окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Очевидно, что в значительной степени решение этих вопросов зависит не только от совершенства норм экологического материального права, но и от детальной правовой регламентации их реального претворения в жизнь.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО
КЕРЧЕНСКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
Реферат
на тему: «Экологическая экспертиза и её роль в защите окружающей природной среды».
по дисциплине: «Экологическая стандартизация и сертификация»
студентки 5 курса
Мамчич Виктории
специальности:
«Экология и охрана окружающей среды»
г. Керчь
2011
В настоящее время в Украине все больше внимания уделяется вопросам охраны окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Очевидно, что в значительной степени решение этих вопросов зависит не только от совершенства норм экологического материального права, но и от детальной правовой регламентации их реального претворения в жизнь. Примечательно, что обслуживание материальных экологических норм является прерогативой административного процесса. Именно в рамках административно-процессуальной деятельности реализуется значительное число эколого-правовых норм.
В этом плане мы можем выделить ряд процессуальных производств, связанных, во-первых, с распределением и перераспределением соответствующих природных ресурсов, во-вторых, с учетом природных ресурсов, ведением природоресурсовых кадастров, в-третьих, с устройством соответствующих природных объектов (заповедников, национальных парков и т.п.), в-четвертых, с осуществлением контроля в области использования, воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей природной среды, в-пятых, с производством экологической экспертизы, в-шестых, с разрешением экологических споров, привлечением лиц, совершивших экологические правонарушения, к ответственности.
Процессуальные нормы, регламентирующие порядок осуществления указанных производств, содержатся в ряде законодательных актов, например, в законах Украины «Об охране окружающей природной среды», «О животном мире», «О природно-заповедном фонде Украины», «Об охране атмосферного воздуха», «Об экологической экспертизе», в Водном и Лесном кодексах Украины, в постановлении Верховной Рады Украины «О Красной книге Украины», а также в ряде подзаконных нормативных актов, в частности, в Положении о порядке ведения государственного земельного кадастра, Положении о порядке выдачи разрешений на специальное использование природных ресурсов, в Правовом режиме зон санитарной охраны водных объектов, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 18.12.1998г. №2024, и ряде других нормативных актов.
В качестве примера такого рода производств рассмотрим производство по проведению экологической экспертизы – одно из наиболее детализированных в процессуальном плане производств по экологическим делам.
Экологическая экспертиза в Украине – вид научно-практической деятельности специально уполномоченных государственных органов, эколого-экспертных формирований и объединений граждан, основывающейся на межотраслевом экологическом исследовании, анализе и оценке предпроектных, проектных и других материалов либо объектов, реализация и действие которых может отрицательно влиять или влияет на состояние окружающей природной среды и здоровья людей, и направленной на подготовку заключений о соответствии запланированной либо осуществляемой деятельности нормам и требованиям законодательства об охране окружающей природной среды, рациональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов, обеспечении экологической безопасности.
Основными задачами экологической экспертизы являются:
– определение степени экологического риска и безопасности запланированной или осуществляемой деятельности;
– организация комплексной, научно обоснованной оценки объектов экологической экспертизы;
– установление соответствия объектов экспертизы требованиям экологического законодательства, санитарных норм, строительных норм и правил;
– оценка влияния деятельности объектов экологической экспертизы на состояние окружающей природной среды, здоровья людей и качества природных ресурсов;
– оценка эффективности, полноты, обоснованности и достаточности мероприятий по охране окружающей природной среды и здоровья людей;
– подготовка объективных, всесторонне обоснованных заключений экологической экспертизы.
К документации на объекты экологической экспертизы прилагаются обоснования по обеспечению экологической безопасности запланированной или осуществляемой деятельности с комплексной эколого-экономической оценкой существующего либо предполагаемого воздействия на состояние окружающей природной среды, оценкой экологического риска, опасности для здоровья людей и с альтернативными прогнозными вариантами уменьшения этих воздействий.
Лица, передающие документацию на объекты экологической экспертизы, при необходимости организуют и финансируют проведение дополнительных исследований, поисковых и экспертных работ, обеспечивают гласность и учитывают общественное мнение о запланированной или осуществляемой деятельности, гарантируют достоверность предварительной оценки воздействия на окружающую природную среду и здоровье людей, что отображается в Заявлении об экологических последствиях деятельности.
Субъектами экологической экспертизы являются:
– Министерство экологии и природных ресурсов Украины, его органы на местах, создаваемые ими специализированные учреждения, организации и эколого-экспертные подразделения или комиссии;
– органы и учреждения Министерства здравоохранения Украины – в части, касающейся экспертизы объектов, которые могут отрицательно влиять или влияют на здоровье людей;
– другие государственные органы, местные Советы народных депутатов и органы исполнительной власти на местах в соответствии с законодательством;
– общественные организации экологической направленности или создаваемые ими специализированные формирования;
– другие учреждения, организации и предприятия, в том числе иностранные юридические и физические лица, которые привлекаются к проведению экологической экспертизы;
– отдельные граждане в порядке, предусмотренном законом.
В Украине осуществляются государственная, общественная и другие экологические экспертизы.
Заключения государственной экологической экспертизы являются обязательными для исполнения. При принятии решения о дальнейшей реализации объектов экологической экспертизы заключения государственной экологической экспертизы учитываются наравне с другими видами государственных экспертиз.
Заключения общественной и другой экологической экспертизы носят рекомендательный характер и могут быть учтены при проведении государственной экологической экспертизы, а также при принятии решений относительно дальнейшей реализации объекта экологической экспертизы.
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится эколого-экспертными подразделениями, специализированными учреждениями, организациями или специально создаваемыми комиссиями Министерства экологии и природных ресурсов Украины, Министерства здравоохранения Украины, их органами на местах с привлечением других органов государственной исполнительной власти.
К проведению государственной экологической экспертизы могут в установленном порядке привлекаться специалисты других учреждений, организаций и предприятий, а также эксперты международных организаций.
Осуществление государственной экологической экспертизы является обязательным для видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность.
Общественная экологическая экспертиза может осуществляться в любой сфере деятельности, которая нуждается в экологическом обосновании, по инициативе общественных организаций или других общественных формирований.
Общественная экологическая экспертиза может осуществляться одновременно с государственной экологической экспертизой путем создания на добровольных началах временных или постоянных эколого-экспертных коллективов общественных организаций или других общественных формирований.
Процедура проведения экологической экспертизы предусматривает решение эколого-экспертными органами или формированиями задач экспертного исследования и оценку объектов экологической экспертизы, подготовку обоснованного объективного эколого-экспертного заключения.
Процедура проведения экологической экспертизы предусматривает:
– проверку наличия и полноты необходимых материалов и реквизитов на объекты экологической экспертизы и создание эколого-экспертных комиссий (групп) в соответствии с требованиями законодательства (подготовительная стадия);
– аналитическую обработку материалов экологической экспертизы, при необходимости натурные обследования и проведение на их основе сравнительного анализа и частичных оценок степени экологической безопасности, достаточности эффективности экологических обоснований деятельности объектов экологической экспертизы (основная стадия);
– обобщение отдельных экспертных исследований полученной информации и результатов деятельности объектов экспертизы, подготовку заключения экологической экспертизы и представление его заинтересованным органам и лицам (заключительная стадия).
Государственная экологическая экспертиза проводится в случае:
– явной или возможной потенциальной опасности объектов экологической экспертизы для окружающей природной среды и здоровья людей;
– принятия соответствующего решения Кабинетом Министров Украины, Правительством Автономной Республики Крым, местными Советами народных депутатов или их исполнительными комитетами, судом и правоохранительными органами в соответствии с законодательством;
– обусловленности общегосударственными экологическими интересами.
Государственная экологическая экспертиза видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность, проводится после оглашения заказчиком через средства массовой информации Заявления об экологических последствиях такой деятельности и представления эколого-экспертным органам комплекта документов с обоснованием оценки ее воздействия на окружающую природную среду.
Порядок передачи документации на государственную экологическую экспертизу определяется Кабинетом Министров Украины.
Заявление об экологических последствиях деятельности должно содержать сведения о целях и средствах осуществления деятельности, существенных факторах, которые влияют или могут влиять на состояние окружающей природной среды с учетом возможных экстремальных ситуаций, количественных и качественных показателях оценки уровней экологического риска такой деятельности, мерах, гарантирующих осуществление деятельности в соответствии с экологическими стандартами и нормативами, и обязательствах заказчика экологической экспертизы по обеспечению требований экологической безопасности при осуществлении деятельности.
В материалах оценки воздействия на окружающую природную среду запланированной или осуществляемой деятельности обосновываются ее целесообразность и способы реализации, возможные альтернативные варианты решений, характеристика состояния окружающей природной среды территории, виды и уровни воздействия на нее в нормальных и экстремальных условиях, возможные изменения ее качественного состояния, эколого-экономические последствия деятельности, меры по уменьшению уровня экологического риска и обеспечению требований экологической безопасности.
Предельные сроки проведения государственной экологической экспертизы объектов составляют:
– группами специалистов эколого-экспертных подразделений, учреждений или организаций Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины – до 45 календарных дней с продлением при необходимости до 60 дней, а в исключительных случаях, в зависимости от сложности проблемы, – до 120 дней;
– специально созданными межотраслевыми эколого-экспертными комиссиями или другими специализированными организациями – до 90 календарных дней;
– по доработанным материалам в соответствии с заключениями предварительной экологической экспертизы – до 30 календарных дней.
Началом государственной экологической экспертизы считается день представления эколого-экспертному органу комплекта необходимых материалов и документов, а при необходимости – и дополнительной научно-исследовательской информации по тем вопросам, которые возникли на время проведения экспертизы.
Заключения государственной экологической экспертизы должны содержать оценку экологической допустимости и возможности принятия решений в отношении объекта экологической экспертизы и учитывать социально-экономические последствия.
Положительные заключения государственной экологической экспертизы после утверждения их Министерством охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины или его органами на местах являются основанием для открытия финансирования проектов и программ либо деятельности.
Реализация проектов и программ либо деятельности без положительных заключений государственной экологической экспертизы запрещается.
При отрицательной оценке объектов государственной экологической экспертизы заказчик обязан обеспечить их доработку в соответствии с требованиями эколого-экспертного заключения и своевременную передачу материалов на дополнительную государственную экологическую экспертизу.
В целях информирования населения и согласования действий с другими объединениями граждан субъекты общественной экологической экспертизы оглашают через средства массовой информации Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в котором указываются сведения о составе общественного эколого-экспертного формирования, перечень специалистов, привлеченных к участию в экспертизе, объект экологической экспертизы, сроки ее проведения.
Информация о работе Экологическая экспертиза и её роль в защите окружающей природной среды