Экологическая экспертиза. Экологический контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:10, контрольная работа

Описание работы

Цели данной работы:
определить понятие, цели и виды государственной и общественной экологической экспертизы и найти точки соприкосновения с государственным и общественным контролем.

Содержание

Введение
1. Понятие экологического права как комплексной отрасли российского права
1.1 Предмет, метод и система экологического права
2. Понятие государственной экологической экспертизы и ее содержание
2.1 Принципы государственной экологической экспертизы
2.2 Общественная экологическая экспертиза
3. Экологический контроль, понятие и виды
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

экологич. экспертиза экол. контр..doc

— 150.50 Кб (Скачать)

Тема: Экологическая  экспертиза. Экологический контроль

Ярославль 2010 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 

1. Понятие экологического  права как комплексной отрасли  российского права 

1.1 Предмет, метод  и система экологического права 

2. Понятие государственной  экологической экспертизы и ее содержание 

2.1 Принципы государственной  экологической экспертизы 

2.2 Общественная  экологическая экспертиза 

3. Экологический контроль, понятие и виды 

Заключение 

Список использованной литературы 
 
 
 

Введение 

Государственная экологическая экспертиза расценивается специалистами как один из важнейших и эффективнейших правовых инструментов, с помощью которого удается предотвратить нанесение вреда окружающей среде.  

Государственная экологическая экспертиза реально  является действенным инструментом охраны окружающей среды. Она проверяет соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определяет допустимость реализации объекта в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий. Итак, экологическая экспертиза выполняет функции предупредительного контроля, служит инструментом обеспечения выполнения экологических требований, является правовым средством реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и способствует учету общественного мнения при принятии экологически значимых решений. Ее документы могут быть использованы в качестве доказательств при судебном рассмотрении дел.  

Государственный контроль и надзор всегда были и  остаются актуальным, так как, с одной  стороны, без контрольно-надзорных  полномочий невозможно реализовать  функцию государственного управления неотъемлемую составляющую государственной  власти, с другой стороны, невозможно обеспечить и защитить права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.  

Вот почему защита и охрана прав юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), также как и своевременное устранение выявленных нарушений и применение соответствующих мер юридического воздействия в отношении нарушителей, напрямую зависят от эффективной реализации органами государственной власти предоставленных им полномочий. 

Государственная экологическая экспертиза и государственный экологический контроль является важнейшей функцией управления в сфере охраны окружающей среды, которую осуществляют органы Минприроды России, а общественная экологическая экспертиза – неотъемлемым элементом экологической правоспособности гражданина и общественных экологических организаций как юридических лиц. 

Общественные  отношения по оценке воздействия  на окружающую среду и экологической  экспертизе и контролю тесно связаны  между собой, хотя каждое из этих правовых средств выполняет свою функцию в механизме действия экологического права. Правовое значение экологической экспертизы более широкое. Задача государственной экологической экспертизы – гарантировать, чтобы в процессе оценки воздействия на окружающую среду были предусмотрены меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, адекватные требованиям законодательства. 

Цели данной работы: 

определить понятие, цели и виды государственной и  общественной экологической экспертизы и найти точки соприкосновения с государственным и общественным контролем. 
 

1. Понятие экологического  права как комплексной отрасли  российского права

Понятие экологическое  право в юридической литературе принято рассматривать с трех позиций: 

- экологическое  право как отрасль российского права; 

- экологическое  право как учебная дисциплина; 

- экологическое  право как наука. 

Безусловно, любую  отрасль права характеризует  не только его формальная сторона  нормативные правовые акты, регулирующие определенную сферу общественных отношений, но и практическая правоприменительная практика. Для признания права таковым не достаточно наличия только законодательной базы. Важно также и то, как закон и другие нормативные правовые акты реализуются на практике. С этих позиций важен механизм реализации декларированных правовых норм, обеспечиваемый исполнительными органами государственной власти, правоохранительными и судебными органами. Именно административная и судебная практика позволяет выявить и, во многом, устранить возникшие в праве пробелы и коллизии.  

Следует также  отметить, что на реализацию права  в большей степени влияет и  мировоззрение человека. Речь идет о таких правовых категориях как  правовое воспитание, правовая культура, правовое сознание. Именно с этих позиций  экологическое право следует рассматривать как самостоятельную отрасль российского права, включающую в себя следующие элементы: нормативные правовые акты, правоприменительную практику (административную и судебную), правосознание, правовое воспитание, правовую культуру. Однако, это широкий подход к раскрытию экологического права как отрасли права. В узком смысле слова под экологическим правом следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области охраны окружающей среды, рационального использования и восстановления природных ресурсов. 

В юридической  литературе, по общему правилу экологическое  право как отрасль права принято  делить на три части: 

Общую часть, куда входят институты, содержащие положения, выполняющие служебную функцию  по отношению ко всем или значительной группе институтов Особенной части. Например, институт Общей части "Юридическая ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" своими нормами распространяется практически на все институты Особенной части: охватывает ответственность за правонарушения в области охраны и использования недр, земель, лесов, вод, растительного и животного мира и т.д. 

Особенную часть, куда входят институты, устанавливающие  правовой режим охраны и использования конкретных компонентов природной среды (правовой режим землепользования, правовой режим недропользования, правовой режим лесопользования и т.д.) 

Специальную часть, состоящую из международного экологического права. 

Как учебная  дисциплина экологическое право представляет собой систематизированную совокупность сведений о правовом регулировании взаимодействия человека и общества с окружающей средой. В настоящее время указанная дисциплина входит в государственный стандарт юридического образования как обязательная. [1] 

В процессе изучения экологического права как учебной  дисциплины рассматриваются: 

1. общие науковедческие  вопросы (предмет, метод, система,  источники экологического права,  его соотношение с иными отраслями  права, конституционные основы  охраны окружающей среды, экологические правоотношения, право природопользования, государственное управление в области охраны окружающей среды, юридическая ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования); 

2. вопросы охраны и рационального использования конкретных компонентов природной среды (охрана и рациональное использование земель, вод, правовая охрана атмосферного воздуха, недр, лесов, животного мира, особо охраняемых природных территорий), вопросы охраны окружающей среды в отдельных сферах жизнедеятельности (охрана окружающей среды в сельском хозяйстве, в промышленности, энергетике, правовое регулирование в области обращения с отходами производства и потребления и т.д.); 

3. отдельные  вопросы международного экологического права (принципы и источники международного экологического права, вопросы о международных экологических организациях и др.). 

Экологическое право как наука представляет собой систему знаний об экологическом  праве как отрасли права. 

Наиболее полное представление об экологическом праве как науке дает А.С. Шестерюк: "Экологическое право как наука представляет собой структурно организованное знание о системе экологоправовых отношений, формах и методах формирования экологоправовых сознаний и путях их совершенствования. В то же время экологическое право заключает в себе представления правоведов о предмете и методе данной отрасли юридического знания, об источниках и детерминантах его формирования, о месте экологического права в системе отраслей юридической науки".[2] 
 
 
 

1.1 Предмет метод  и система экологического права

Своеобразие любой  отрасли права характеризуется  особым предметом и методом правового  регулирования. Именно эти два компонента позволяют говорить о существовании  отрасли права как таковой. 

Предметом правового  регулирования являются определенные общественные отношения. Так, предметом  экологического права выступают  общественные отношения в области  охраны окружающей среды и природопользования. 

Указанные общественные отношения можно объединить в три блока: 

Общественные  отношения, урегулированные нормами  природоохранного права. Так, в основу природоохранного права ложится  законодательство об охране окружающей среды (природоохранное законодательство). Основополагающим нормативным правовым актом здесь выступает ФЗ от 10.01.2002 г. N 7 ФЗ "Об охране окружающей среды". 

Таким образом, природоохранное право регулирует общественные отношения в области  охраны окружающей среды в целом, устанавливая определенные требования, запреты и ограничения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, требования в области обращения с отходами производства и потребления и т.д.[3] 

Общественные  отношения, урегулированные нормами  природоресурсного права, в основу которого ложится природоресурсное законодательство. Указанные нормы регулируют общественные отношения по охране и рациональному использованию конкретных компонентов природной среды (земель, вод, лесов, недр, животного мира и т.д.) В систему природоресурсного права входят следующие нормативные правовые акты:  

- Земельный кодекс  РФ от 25.10.2001 г. N 136ФЗ, 

- Лесной кодекс  РФ от 04.12.2006 г. N 200ФЗ (ред. от 27.12.2009), 

- Водный кодекс  РФ от 03.06.2006 г. N 74ФЗ, 

- Закон РФ  от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах", (ред.  от 27.12.2009)  

- ФЗ от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (ред. От 24.07.2009) и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты.  

Данные общественные отношения также урегулированы  нормами и других самостоятельных  отраслей российского права. Например, указанные нормы содержатся в Уголовном кодексе РФ от 13.06.1996 г. N 63ФЗ, устанавливающем уголовную ответственность за экологические преступления, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающем административную ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и т.д. 

Метод правового  регулирования это способ воздействия  юридических норм на общественные отношения. Соответственно, методы экологического права это определенные приемы, способы  и средства воздействия на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Указанные методы закрепляются в нормативных правовых актах и подкрепляются соответствующими мерами юридического воздействия на участников таких отношений.[4] 
 

2. Понятие государственной  экологической экспертизы и ее  содержание

С учетом роли экспертизы как инструмента охраны окружающей среды и обеспечения выполнения экологических требований при принятии решений важным является вопрос об объектах, по которым проведение государственной экспертизы обязательно.  

В Законе «Об  охране окружающей природной среды» презюмируется потенциальная экологическая  опасность любой намечаемой хозяйственной  и иной деятельности. В соответствии со ст. 37 этого Закона государственной экологической экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории РФ независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов. Дефект этой нормы не только в том, что в ней не указана связь материалов и их реализации с вредным воздействием на окружающую среду. Практически нереально провести государственную экологическую экспертизу всех материалов по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории страны. 

Хотя в соответствии с Федеральным законом «Об  экологической экспертизе» экологическая  экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической  опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в нем в целом отражена более рационалистическая позиция, чем в Законе «Об охране окружающей природной среды».  

Информация о работе Экологическая экспертиза. Экологический контроль