Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:00, контрольная работа
Цели данной работы:
определить понятие, цели и виды государственной и общественной экологической экспертизы и найти точки соприкосновения с государственным и общественным контролем.
Введение
1. Понятие экологического права как комплексной отрасли российского права
1.1 Предмет, метод и система экологического права
2. Понятие государственной экологической экспертизы и ее содержание
2.1 Принципы государственной экологической экспертизы
2.2 Общественная экологическая экспертиза
3. Экологический контроль, понятие и виды
Заключение
Список использованной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие экологического права как комплексной отрасли российского права
1.1 Предмет, метод и система экологического права
2. Понятие государственной экологической экспертизы и ее содержание
2.1 Принципы государственной экологической экспертизы
2.2 Общественная экологическая экспертиза
3. Экологический контроль, понятие и виды
Заключение
Список использованной литературы.
Введение
Государственная экологическая экспертиза расценивается специалистами как один из важнейших и эффективнейших правовых инструментов, с помощью которого удается предотвратить нанесение вреда окружающей среде.
Государственная экологическая
экспертиза реально является действенным
инструментом охраны окружающей среды.
Она проверяет соответствие намечаемой
хозяйственной и иной деятельности
экологическим требованиям и
определяет допустимость реализации объекта
в целях предупреждения возможных
неблагоприятных воздействий
Государственный контроль и
надзор всегда были и остаются актуальным,
так как, с одной стороны, без
контрольно-надзорных
Вот почему защита и охрана
прав юридических лиц и
Государственная экологическая
экспертиза и государственный
Общественные отношения
по оценке воздействия на окружающую
среду и экологической
Цели данной работы:
определить понятие, цели
и виды государственной и общественной
экологической экспертизы и найти
точки соприкосновения с
1. Понятие экологического права как комплексной отрасли российского права.
Понятие экологическое право в юридической литературе принято рассматривать с трех позиций:
- экологическое право как отрасль российского права;
- экологическое право как учебная дисциплина;
- экологическое право как наука.
Безусловно, любую отрасль права характеризует не только его формальная сторона нормативные правовые акты, регулирующие определенную сферу общественных отношений, но и практическая правоприменительная практика. Для признания права таковым не достаточно наличия только законодательной базы. Важно также и то, как закон и другие нормативные правовые акты реализуются на практике. С этих позиций важен механизм реализации декларированных правовых норм, обеспечиваемый исполнительными органами государственной власти, правоохранительными и судебными органами. Именно административная и судебная практика позволяет выявить и, во многом, устранить возникшие в праве пробелы и коллизии.
Следует также отметить, что на реализацию права в большей степени влияет и мировоззрение человека. Речь идет о таких правовых категориях как правовое воспитание, правовая культура, правовое сознание. Именно с этих позиций экологическое право следует рассматривать как самостоятельную отрасль российского права, включающую в себя следующие элементы: нормативные правовые акты, правоприменительную практику (административную и судебную), правосознание, правовое воспитание, правовую культуру. Однако, это широкий подход к раскрытию экологического права как отрасли права. В узком смысле слова под экологическим правом следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области охраны окружающей среды, рационального использования и восстановления природных ресурсов.
В юридической литературе,
по общему правилу экологическое
право как отрасль права
Общую часть, куда входят институты, содержащие положения, выполняющие служебную функцию по отношению ко всем или значительной группе институтов Особенной части. Например, институт Общей части "Юридическая ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" своими нормами распространяется практически на все институты Особенной части: охватывает ответственность за правонарушения в области охраны и использования недр, земель, лесов, вод, растительного и животного мира и т.д.
Особенную часть, куда входят институты, устанавливающие правовой режим охраны и использования конкретных компонентов природной среды (правовой режим землепользования, правовой режим недропользования, правовой режим лесопользования и т.д.)
Специальную часть, состоящую из международного экологического права.
Как учебная дисциплина экологическое право представляет собой систематизированную совокупность сведений о правовом регулировании взаимодействия человека и общества с окружающей средой. В настоящее время указанная дисциплина входит в государственный стандарт юридического образования как обязательная. [1]
В процессе изучения экологического права как учебной дисциплины рассматриваются:
1. общие науковедческие
вопросы (предмет, метод,
2. вопросы охраны и
рационального использования
3. отдельные вопросы
Экологическое право как наука представляет собой систему знаний об экологическом праве как отрасли права.
Наиболее полное представление об экологическом праве как науке дает А.С. Шестерюк: "Экологическое право как наука представляет собой структурно организованное знание о системе экологоправовых отношений, формах и методах формирования экологоправовых сознаний и путях их совершенствования. В то же время экологическое право заключает в себе представления правоведов о предмете и методе данной отрасли юридического знания, об источниках и детерминантах его формирования, о месте экологического права в системе отраслей юридической науки".[2]
1.1 Предмет метод и система экологического права.
Своеобразие любой отрасли
права характеризуется особым предметом
и методом правового
Предметом правового регулирования являются определенные общественные отношения. Так, предметом экологического права выступают общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Указанные общественные отношения можно объединить в три блока:
Общественные отношения,
урегулированные нормами
Таким образом, природоохранное
право регулирует общественные отношения
в области охраны окружающей среды
в целом, устанавливая определенные
требования, запреты и ограничения
при осуществлении
Общественные отношения,
урегулированные нормами
- Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. N 136ФЗ,
- Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 г. N 200ФЗ (ред. от 27.12.2009),
- Водный кодекс РФ от 03.06.2006 г. N 74ФЗ,
- Закон РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах", (ред. от 27.12.2009)
- ФЗ от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ "О
животном мире" (ред. От 24.07.2009)
и принятые в соответствии
с ними иные нормативные
Данные общественные отношения
также урегулированы нормами
и других самостоятельных отраслей
российского права. Например, указанные
нормы содержатся в Уголовном
кодексе РФ от 13.06.1996 г. N 63ФЗ, устанавливающем
уголовную ответственность за экологические
преступления, в Кодексе Российской
Федерации об административных правонарушениях,
устанавливающем
Метод правового регулирования это способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Соответственно, методы экологического права это определенные приемы, способы и средства воздействия на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Указанные методы закрепляются в нормативных правовых актах и подкрепляются соответствующими мерами юридического воздействия на участников таких отношений.[4]
2. Понятие государственной экологической экспертизы и ее содержание.
С учетом роли экспертизы как инструмента охраны окружающей среды и обеспечения выполнения экологических требований при принятии решений важным является вопрос об объектах, по которым проведение государственной экспертизы обязательно.
В Законе «Об охране окружающей природной среды» презюмируется потенциальная экологическая опасность любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности. В соответствии со ст. 37 этого Закона государственной экологической экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории РФ независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов. Дефект этой нормы не только в том, что в ней не указана связь материалов и их реализации с вредным воздействием на окружающую среду. Практически нереально провести государственную экологическую экспертизу всех материалов по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории страны.
Хотя в соответствии с
Федеральным законом «Об