Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 15:31, курсовая работа
Несмотря на то, что основой познания ребёнком окружающей действительности является чувственное познание, многие явления природы ребенок не может воспринять непосредственно. Основу воспитания ценностного отношения ребенка к окружающему миру природы составит его устойчивая потребность в общении и взаимодействии с природным окружением. Реализовать данную задачу возможно через использование всего спектра методов и форм работы с детьми по их экологическому образованию.
Введение……………………………………………………………………………….3
Место и значение наглядных методов в экологическом образовании детей……....4
Виды иллюстративного материала. Требования к иллюстративно-наглядному материалу……………………………………………………………………………….4
Методика использования технических средств и иллюстративного материала в воспитательно-образовательной работе с детьми:
а) использование картин;……………………………………………………....5
б) использование экранных средств на занятиях;…………………………….7
в) применение аудио в работе с детьми;………………………………………9
г) демонстрация моделей………………………………………………….......10
4. Методика использования пейзажной живописи и натюрмортов в старших и подготовительных к школе группах…………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………………….14
Литература
Практическое задание
Введение…………………………………………
а) использование
картин;……………………………………………………...
б) использование экранных средств на занятиях;…………………………….7
в) применение аудио в работе с детьми;………………………………………9
г) демонстрация
моделей…………………………………………………....
4. Методика использования
пейзажной живописи и
Заключение……………………………………………………
Литература
Практическое
задание
Введение
Несмотря на
то, что основой познания ребёнком
окружающей действительности является
чувственное познание, многие явления
природы ребенок не может воспринять
непосредственно. Основу воспитания ценностного
отношения ребенка к
От живого созерцания - к абстрактному мышлению и от него - к практике! Именно таков путь познания человеком окружающей действительности. И именно поэтому наглядные методы играют значимую роль в организации процесса ознакомления с окружающим миром.
Рассматривая
вопрос использования наглядных
методов в системе работы с
детьми дошкольного возраста, необходимо
также ориентироваться на специфические
особенности детей дошкольного
возраста, а именно на наглядный
характер мышления дошкольников. Как
отмечает Н.Н.Поддьяков, правильно построенное
обучение дошкольников с точки
зрения решения задачи формирования
представлений о закономерных явлениях
природы включает во- первых, создание
специальных условий, позволяющих демонстрировать
детям разнообразие природных объектов
и явлений , а также зависимостей ,которые
существуют в мире природы; во- вторых,
такую организацию педагогического процесса,
при которой последовательно накапливаются
чувственные представления о природных
объектах и уже на этой основе происходит
их осмысление.
1. Место и значение наглядных методов в экологическом образовании детей.
Знакомя детей
с природой, педагог использует разнообразный
иллюстративно-наглядный
Наглядно-иллюстративный материал помогает уточнить представления детей, полученных в ходе непосредственных наблюдений. С его помощью можно формировать у детей представления об объектах, предметах, явлениях природы, которые в данный момент (или в данной местности) наблюдать невозможно. Кроме того, в процессе использования наглядного иллюстративного материала дети могут знакомиться с длительно протекающими явлениями в природе (сезонные изменения). Использование данного материала способствует обобщению и систематизации у детей информации природоведческого характера и содержания.
Необходимо выделить также значение наглядного иллюстративного материала для эстетического развития детей, обогащения эстетических и эмоциональных переживаний и чувств. Особое значение здесь имеет использование в работе по экологическому образованию детей репродукций картин, просмотр видео-и кинофильмов. Использование наглядного материала также стимулирует познавательную активность детей ,их интерес к явлениям природы.
Положительных
результатов в работе по экологическому
образованию детей можно
2. Виды иллюстративного материала. Требования к иллюстративно-наглядному материалу.
Обобщение теоретико-практических
наработок позволяет выделить следующие
виды наглядно-иллюстративного
К наглядному иллюстративному материалу предъявляются определенные требования:
Необходимо учитывать также возрастные возможности восприятия детей. Так, при формировании знаний о временах года для малышей лучше использовать сюжетные картины, изображающие не только состояние природы, но и детей в одежде, соответствующей сезону, участие их в играх, труде. Это облегчает задачу (определить, какое время года изображено на картине), так как позволяет малышу опереться на собственный опыт. Распознавание сезонов по пейзажным картинам для детей затруднительно, особенно если предлагаются картины с изображением весны и осени.
Животные и
растения на картинах должны быть показаны
крупным планом, в естественных условиях.
Предпочтительнее, если в основе диафильма
или кинофильма лежит несложный
сюжет, в живой и образной форме
показывающий природу.
3.Методика использования технических средств и иллюстративного материала в воспитательно-образовательной работе с детьми
а) Использование картин
. При
ознакомлении детей с природой
используются предметные, сюжетные
и художественные картины.
Картины используются воспитателем во всех возрастных группах. В младшей группе они помогают уточнять и конкретизировать представления детей, полученные в ходе наблюдений, закреплять их. Так, после наблюдения за воробьями на прогулке воспитатель рассматривает с детьми соответствующую иллюстрацию, просит их повторить названия птиц, рассказать, какого они цвета, величины, указать некоторые части тела (голова, крылья, ноги). Педагог помогает воспитанникам припомнить, где они видели воробьев, что делали птицы. Он побуждает повторить некоторые движения птиц: «помахать крыльями», «поклевать крошки».
Предметные и сюжетные картины помогают закреплять и уточнять представления ребят о ранее виденном, а также давать новые' знания о том, что увидеть непосредственно невозможно.
Рассматривание картин с воспитанниками можно использовать, если требуется обобщить знания об объекте или о явлении природы, привести их в систему. По ходу рассматривания воспитатель задает детям вопросы, помогающие им осмыслить изображенное явление, самостоятельно установить связи.
В старшем
дошкольном возрасте, кроме указанных
выше целей, рассматривание картин используется
для формирования у детей элементарных
понятий о природе: группы животных,
растений, времена года и т. д. В
этом случае воспитатель подбирает
серию картин, отражающих существенное
в том или ином явлении. Предлагает
детям рассмотреть каждую картину
в отдельности, а затем сравнивать
их по выделенным существенным признакам.
Сравнивая явления природы по
картинам, дети с помощью воспитателя
выделяют общие, одинаковые признаки в
явлении, делают обобщения. Так, например,
при формировании понятия «животные»
воспитатель готовит картины
с изображениями животных разных
систематических групп: звери, птицы,
рыбы, насекомые, земноводные и т.
д. Рассматривая с детьми каждую из
картин, он обращает их внимание на те
общие для всех животных черты, которые
позволяют объединить их в одну группу
— животные. С этой целью задает
примерно такие вопросы: кто это?
Где живет? Как передвигается? Как
добывает пищу? Как спасается от
врагов? Каким одним словом можно
назвать зверей, птиц, рыб? Какие
условия нужны для жизни
Рассматривание
картин должно проводиться неоднократно,
так как необходимо обеспечить восприятие
и отдельных деталей картины,
и изображения в целом. Художественные
картины — пейзажи, натюрморты —
необходимы для развития эстетического
восприятия и чувств у детей. Они
широко используются в старшем дошкольном
возрасте.
б) использование экранных средств на занятии
Диапозитивы, диафильмы,
кинофильмы и телефильмы позволяют
расширить объем научных знаний
о природе, организовать активную познавательную
деятельность детей, повысить интерес,
а значит, обеспечить более успешное
усвоение знаний. Учебные фильмы помогают
показать дошкольникам природу в
естественных условиях, многообразие
взаимосвязей живых организмов со средой,
активную деятельность животногр, рост
и развитие растений и животных.
Аудиовизуальные средства ознакомления
детей с природой оказывают влияние
и на формирование элементов материалистического
мировоззрения, так как показывают
природу в развитии, а ее объекты
— в связях и отношениях.На занятиях
в детском саду могут быть использованы
различные экранные средства, формирующие
знания о природе: , кино1 фильмы, кинофрагменты,
диафильмы, серии диапозитивов, телепередачи,
видеофильмы. Воспитатель, готовясь к
занятиям с использованием учебного
экрана, прежде всего знакомится с
содержанием диа- и кинофильмов
о природе для детей
Диапозитивы —
это серии отдельных кадров, посвященные
определенной теме. По статичности
изображения они напоминают дидактические
картины. Порядок демонстрации кадров
в серии диапозитивов определяет
воспитатель. Этот порядок зависит
от логики подачи учебного материала.
Основное назначение диапозитивов —
иллюстрировать рассказ, объяснение воспитателя.
Но они могут быть использованы и
при обобщении знаний.
Диафильмы представляют
собой ленты из нескольких десятков
кадров, расположенных в определенной
последовательности и связанных
между собой текстом. Диафильмы
содержат определенный сюжет или
последовательно освещают содержание
какой-либо темы. Кадры диафильмов снабжены
субтитрами.Диафильмы о
в) применение аудио в работе с детьми
Звуковые средства обучения наряду с диафильмами можно считать наиболее часто используемыми техническими средствами обучения и воспитания. Звуковые записи позволяют на урокахвоспроизвести рассказ о научной экспедиции, научном эксперименте или об открытии, услышать репортаж с космического корабля, с подводного батискафа и многое другое.
Для прослушивания
записеймагнитофон или
Информация о работе Использование технических средств обучения дошкольников экологии