Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 17:56, реферат
Средства обучения– материальные средства, служащие внедрению целей и содержания обучения в практику.Все средства обучения можно разделить на основные и вспомогательные. К основным средствам обучения иностранному языку относятся в первую очередь компоненты УМК, предназначенные для учащихся, а также аудиовизуальные средства обучения. Наряду с основными средствами обучения можно выделить и вспомогательные средства обучения.
Средства
обучения–
материальные средства, служащие внедрению
целей и содержания обучения в практику.Все
средства обучения можно разделить на
основные и вспомогательные. К основным
средствам обучения иностранному языку
относятся в первую очередь компоненты УМК, предназначенные для
учащихся, а также аудиовизуальные средства
обучения. Наряду с основными средствами
обучения можно выделить и вспомогательные
средства обучения. К ним относятся словари,
справочники, сборники упражнений, книги
для дополнительного чтения, таблицы,
газеты, журналы, наглядные пособия. Вспомогательные
средства обучения могут быть техническими и нетехническими. Особое место занимает
кабинет технических средств обучения(лингафонный
кабинет или языковая лаборатория)в школе,
который позволяет использовать названные
аудиовизуальные пособия в комплексе.
В настоящее время ведется работа по внедрению
в практику массовой школы типовых кабинетов
технических средств обучения, разрабатываются
материалы и методика работы с ними.
К техническим
средствам можно отнести: фонозаписи
отдельных фрагментов урока, речевой и
печатный материал, фильмы и радиопередачи
на иностранном языке, телепередачи на
урок. Особое место занимает кабинет технических
средств обучения в школе, который позволяет
использовать названные аудиовизуальные
пособия в комплексе.
Нетехнические
вспомогательные
средства обучения для учащихся: книги
для дополнительного чтения дома, газеты
на иностранном языке (используются на
уроке и для домашнего чтения), материалы
на иностранном языке для художественной
самодеятельности (песни, стихи, загадки,
викторины), пособия по грамматике, разговорники
и другие пособия для развития устной
речи, различные визуальные наглядные
пособия (картины, таблицы), сборники упражнений
( в том числе программированные средства
обучения).
Основные
СО: УМК(учебно-метод комплект) компоненты
УМК: 1) инвариантное (обязательное) ядро
любого современного УМК: книга для уч-ся,
аудиокассеты к книге, книга для Уч. 2)
возможные дополнительные
компоненты: рабочая тетрадь, книга
для чтения, спец набор кассет только для
Уч-ля, культуроведческое пособие, аудиокассеты
по культуроведению, контрольно-тестовые
задания, видеокассета, книга для Уч по
использованию видеомат, лексикограм
упр и задания (с ключами или без), пособие
по обучению письм речи. Требования,
по кт выбирается УМК: 1) явл ли этот
курс полным УМК, необходимо ли подбирать
недостающие компоненты? 2) Соотв ли требованиям
отеч федер программ по ИЯ? 3) Соотв ли возрасту
уч-ся, возможному контексту их д-ти, реальн
интересам, потребностям, возможностям?4)
Развивает ли он в достаточной мере необх
яз, реч, социокульт умения в разл видах
реч д-ти? 5) Обеспечивают ли мат хор модели
для исп-я естест-го языка, тесно ли увязаны
в контексте значение, форма и употребление?
6) Доступен ли он уч и У? Вспомогательные
СО – уч пособия, проф-но изданные
и составленные самим У.В кач-ве вспомогат
могут выступ: др УМК, кт исп-ся частично,
спец уч пособия для развития конкр видов
реч д-ти, книги для чтения, видео и аудио
мат, сборники яз и реч игр дял разн этапов
О, комп
программы, табл и схемы, карточки, картинки (по темам), музыка и песни, рифмовки и стихи
Технические
СО: чтобы успешно решать задачи обуч-я
школьников, студ и реально готовить их
к практ д-ти надо не просто самим исп техн
СО на уроках, но и научить их работать
с ними самост-но. ! эпидиаскоп, комп, интернет
Средствами обучения называют материальные объекты, способные либо замещать учителя в его функциях, либо помогать ему выполнять эти функции. Частными функциями учителя являются: информативная, оценочная, организаторская и контролирующая. Информативную функцию учителя способны выполнять:
Оценочную функцию
учителя выполняют сигналы программ обучающих
машин, подкрепляющие ответы учащихся,
ключи к упражнениям и т.п.
Организаторскую функции выполняют
задания и команды, стимулирующие учебные
действия учащихся, представленные в графической
или звуковой форме.
Все средства обучения ИЯ делятся на:
|
Преимущества технических средств обучения:
ТСО имеют значительные
преимущества по сравнению с другими СО,
но они имеют и недостатки – это их невысокая
надежность, большая стоимость и относительная
сложность в эксплуатации.
Поэтому основным и самым массовым комплексным
средством обучения является учебник
– необходимое средство для реализации
цели, принципов, содержания и методов
обучения.
Функции учебника во многом совпадают
с функциями учителя:
Информационная функция в учебниках
ИЯ проявляется в виде правил, объяснений,
комментария, речевых образцов, таблиц,
словарей и др. справочного материала.
Оценочную функцию следует искать в
эталонах, представленных в учебнике.
Организаторская функция выражается
в подборе и презентации учебного материала,
в компоновке и структуре всего учебника,
в формулировке заданий и т.п.
Воспитательную
функцию выполняют все компоненты учебника,
но особую роль в ее реализации играют
учебные тексты.
Итак, учебник как бы материализует систему
обучения и объединяет, таким образом,
в единое целое цели, принципы, содержание
и методы обучения.
Недостатки учебника заключаются в том,
что он не дает описания всей учебной деятельности
учителя, он плохо приспособлен к аудированию
=> учебники следует дополнить УМК,
кот. представляет собой «систему дидактический
средств обучения по конкретному предмету,
создаваемую в целях наиболее полной реализации
воспитательных и образовательных задач,
сформулированных программой по этому
предмету и служащих всестороннему развитию
личности учащегося». УМК по ИЯ состоит
из учебника (+ книга для чтения), книги
для учителя, комплекта учебно-наглядных
пособий (картинки) и видеоматериалов.
Книга для учителя содержит языковой материал
(без правил и объяснений), методические
указания по системам упражнений, материал
для аудирования, поурочное планирование
и поурочные методические рекомендации.
Источники:
Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учебное пособие/С.Ф.Шатилов. - М.: Просвещение, 1986.
Бим И.Л. Теория
и практика обучения немецкому языку
в средней школе: учебное пособие/
И.Л.Бим. - М.: Просвещение, 1986.