Средства обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 17:56, реферат

Описание работы

Средства обучения– материальные средства, служащие внедрению целей и содержания обучения в практику.Все средства обучения можно разделить на основные и вспомогательные. К основным средствам обучения иностранному языку относятся в первую очередь компоненты УМК, предназначенные для учащихся, а также аудиовизуальные средства обучения. Наряду с основными средствами обучения можно выделить и вспомогательные средства обучения.

Работа содержит 1 файл

Средства обучения.doc

— 43.50 Кб (Скачать)

Средства обучения– материальные средства, служащие внедрению целей и содержания обучения в практику.Все средства обучения можно разделить на основные и вспомогательные. К основным средствам обучения иностранному языку относятся в первую очередь компоненты УМК, предназначенные для учащихся, а также аудиовизуальные средства обучения. Наряду с основными средствами обучения можно выделить и вспомогательные средства обучения. К ним относятся словари, справочники, сборники упражнений, книги для дополнительного чтения, таблицы, газеты, журналы, наглядные пособия. Вспомогательные средства обучения могут быть техническими и нетехническими. Особое место занимает кабинет технических средств обучения(лингафонный кабинет или языковая лаборатория)в школе, который позволяет использовать названные аудиовизуальные пособия в комплексе. В настоящее время ведется работа по внедрению в практику массовой школы типовых кабинетов технических средств обучения, разрабатываются материалы и методика работы с ними. 

К техническим средствам можно отнести: фонозаписи отдельных фрагментов урока, речевой и печатный материал, фильмы и радиопередачи на иностранном языке, телепередачи на урок. Особое место занимает кабинет технических средств обучения в школе, который позволяет использовать названные аудиовизуальные пособия в комплексе. 

Нетехнические вспомогательные  средства обучения для учащихся: книги для дополнительного чтения дома, газеты на иностранном языке (используются на уроке и для домашнего чтения), материалы на иностранном языке для художественной самодеятельности (песни, стихи, загадки, викторины), пособия по грамматике, разговорники и другие пособия для развития устной речи, различные визуальные наглядные пособия (картины, таблицы), сборники упражнений ( в том числе программированные средства обучения). 

Основные  СО: УМК(учебно-метод комплект) компоненты УМК: 1) инвариантное (обязательное) ядро любого современного УМК: книга для уч-ся, аудиокассеты к книге, книга для Уч. 2) возможные дополнительные компоненты: рабочая тетрадь, книга для чтения, спец набор кассет только для Уч-ля, культуроведческое пособие, аудиокассеты по культуроведению, контрольно-тестовые задания, видеокассета, книга для Уч по использованию видеомат, лексикограм упр и задания (с ключами или без), пособие по обучению письм речи. Требования, по кт выбирается УМК:  1) явл ли этот курс полным УМК, необходимо ли подбирать недостающие компоненты? 2) Соотв ли требованиям отеч федер программ по ИЯ? 3) Соотв ли возрасту уч-ся, возможному контексту их д-ти, реальн интересам, потребностям, возможностям?4) Развивает ли он в достаточной мере необх яз, реч, социокульт умения в разл видах реч д-ти? 5) Обеспечивают ли мат хор модели для исп-я естест-го языка, тесно ли увязаны в контексте значение, форма и употребление? 6) Доступен ли он уч и У? Вспомогательные СО – уч пособия, проф-но изданные и составленные самим У.В кач-ве вспомогат могут выступ: др УМК, кт исп-ся частично, спец уч пособия для развития конкр видов реч д-ти, книги для чтения, видео и аудио мат, сборники яз и реч игр дял разн этапов О, комп  

программы, табл и схемы, карточки, картинки (по темам), музыка и песни, рифмовки и  стихи

Технические СО: чтобы успешно решать задачи обуч-я школьников, студ и реально готовить их к практ д-ти надо не просто самим исп техн СО на уроках, но и научить их работать с ними самост-но. ! эпидиаскоп, комп, интернет 

Методы  и средства обучения иностранному языку

Средствами обучения называют материальные объекты, способные либо замещать учителя в его функциях, либо помогать ему выполнять эти функции. Частными функциями учителя являются: информативная, оценочная, организаторская и контролирующая.  Информативную функцию учителя способны выполнять:

  • правила и правила-инструкции, напечатанные в учебнике, приведенные в таблицах, в учебном фильме и т.п.;
  • речевые образцы, представленные в графической или в звуковой форме;
  • учебный комментарий;
  • перевод или толкование новых ЛЕ;
  • различные наглядные пособия.

Оценочную функцию учителя выполняют сигналы программ обучающих машин, подкрепляющие ответы учащихся, ключи к упражнениям и т.п. 
Организаторскую функции выполняют задания и команды, стимулирующие учебные действия учащихся, представленные в графической или звуковой форме. 
Все средства обучения ИЯ делятся на:
 

средства-субституты (способны выполнять отдельные функции учителя) учебные материалы (служат объектом учебных действий учащихся) вспомогательные средства 
(облегчают труд учителя и учащихся)
комплексные средства  
(соединяют в себе и средства-субституты, и учебные материалы, и вспомогательные средства)
технические нетехнические
см. выше
  1. разрезная азбука
  2. кубики с буквами
  3. вопросно-ответные упражнения с использованием предметов
  4. картинки, слайды
  5. учебные тексты и др.
  1. классная доска, мел, указка, красная паста для фиксирования ошибок, ножницы, клей и т.п.
  2. магнитофон, проигрыватель, кинопроектор, телевизор и т.п.
  1. учебные программы с магнитофоном или проигрывателем
  2. учебные диафильмы с диапроектором и т.п.
  1. учебные пособия
  2. учебники
  3. УМК
 

  Преимущества  технических средств обучения:

    1. они способствуют решению проблемы массовости в обучении;
    2. они способны индивидуализировать обучения, что особенно важно для ОИЯ (работая индивидуально с магнитофоном, слабый учащийся совершит больше повторений, сильный ученик раньше перейдет к следующему упражнению);
    3. ТСО способны обеспечить стопроцентную активность учащихся;
    4. ТСО дают возможность организовать самостоятельную работу учащихся при формировании навыков и умений устной речи;
    5. ТСО лучше, чем какие-либо другие средства обучения, способны реализовать дидактический принцип наглядности, при этом широко представлена не только зрительная, но и слуховая наглядность, а при использовании озвученных фильмов и видеофонограмм – зрительная и слуховая наглядность одновременно.
    6. ТСО позволяют более эффективно организовать обучение аудированию иноязычной речи;
    7. ТСО способны реализовать обратную связь.

ТСО имеют значительные преимущества по сравнению с другими СО, но они имеют и недостатки – это их невысокая надежность, большая стоимость и относительная сложность в эксплуатации. 
Поэтому основным и самым массовым комплексным средством обучения является учебник – необходимое средство для реализации цели, принципов, содержания и методов обучения.  
Функции учебника во многом совпадают с функциями учителя:

 
Информационная функция в учебниках ИЯ проявляется в виде правил, объяснений, комментария, речевых образцов, таблиц, словарей и др. справочного материала. Оценочную функцию следует искать в эталонах, представленных в учебнике. Организаторская функция выражается в подборе и презентации учебного материала, в компоновке и структуре всего учебника, в формулировке заданий и т.п.

Воспитательную функцию выполняют все компоненты учебника, но особую роль в ее реализации играют учебные тексты. 
Итак, учебник как бы материализует систему обучения и объединяет, таким образом, в единое целое цели, принципы, содержание и методы обучения. 
Недостатки учебника заключаются в том, что он не дает описания всей учебной деятельности учителя, он плохо приспособлен к аудированию => учебники следует дополнить УМК, кот. представляет собой «систему дидактический средств обучения по конкретному предмету, создаваемую в целях наиболее полной реализации воспитательных и образовательных задач, сформулированных программой по этому предмету и служащих всестороннему развитию личности учащегося». УМК по ИЯ состоит из учебника (+ книга для чтения), книги для учителя, комплекта учебно-наглядных пособий (картинки) и видеоматериалов. Книга для учителя содержит языковой материал (без правил и объяснений), методические указания по системам упражнений, материал для аудирования, поурочное планирование и поурочные методические рекомендации.
 
 

Источники: 

Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней  школе: учебное пособие/С.Ф.Шатилов. - М.: Просвещение, 1986.

Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку  в средней школе: учебное пособие/ И.Л.Бим. - М.: Просвещение, 1986.  
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Средства обучения