Современные технические средства в обучении

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 16:27, реферат

Описание работы

Как известно, успешное восприятие тех или иных сведений во многом зависит от их

наглядности. Конечно, никакая техника не может заменить живое слово

преподавателя, от умения и таланта которого прежде всего зависит результат

учебного процесса.

Работа содержит 1 файл

Современные технические средства 1обучения.docреферат.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

Введение  
 
 
 

Как известно, успешное восприятие тех или иных сведений во многом зависит от их

наглядности. Конечно, никакая техника не может заменить живое слово 

преподавателя, от умения и таланта которого прежде всего зависит результат 

учебного процесса. Тем не менее современные технические средства значительно

расширяют возможности  преподавателя по изложению, а аудитории  по восприятию

учебного материала.

В качестве технических  средств для представления иллюстраций  обычно применяют 

графопроекторы  и слайд-проекторы. В последнее время в учебном процессе стали

активно использовать видеоисточники и особенно компьютеры в сочетании с 

видеопроекторами  или жидкокристаллическими дисплеями. Ниже кратко

рассматриваются характеристики этой аппаратуры.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Графопроекторы 

Графопроектор (кодоскоп, оверхед) представляет собой  оптическое устройство,

предназначенное для проецирования информации со специальной прозрачной пленки.

Графопроекторы  появились сравнительно недавно, тем  не менее сегодня это самые

распространённые  проекционные аппараты. В основе прибора - специальная 

короткофокусная линза (так наз. линза Френеля). Информацию на пленку наносят с 

помощью копировального аппарата (предварительно изготовив  оригинал на белой 

бумаге), лазерным или струйным принтером или вручную фломастером. Плёнка с

информацией кладётся на рабочее поле проектора, которое  просвечивается от

специального  источника света. Преимущество графопроектора заключается в простоте

подготовки информации и в большой яркости изображения за счет использования

прозрачной пленки - нет необходимости затемнять  помещение.

Графопроекторы  различаются конструкцией (на просвет  или зеркальные), назначением 

(стационарные  или переносные), а главное - мощностью  светового потока. Наиболее

мощные графопроекторы применяют в больших аудиториях, а также при использовании 

жидкокристаллических  дисплеев. Для вузов и других учебных  заведений могут быть

рекомендованы недорогие (от 300 долларов США) импортные  проекторы Viking-S,

Viking-200+ или Medium 600. Преподавателей, выезжающих в командировки,

заинтересуют  портативные проекторы Viking-E (5 кг) или Casio (1 кг). Все 

перечисленные проекторы бесшумны, оснащены великолепной оптикой и обеспечивают

яркое, красочное  изображение в незатемнённом помещении.

Слайд-проекторы

Эти приборы  рассчитаны на использование стандартных  слайдов 24х36 мм.

Применяются слайд-проекторы  с прямоугольными магазинами емкостью 50-100 слайдов 

и карусельные  емкостью 80-140 слайдов. Известны различные  модификации

слайд-проекторов, отличающиеся набором дополнительных функциональных

возможностей. Могут  быть предложены очень дешёвые и  достаточно надёжные

белорусские проекторы  «Пеленг» (8 моделей) или более дорогие (от 250 долларов)

импортные приборы Braun, Kodak, Simda и др. Импортные аппараты оснащаются

дистанционным инфракрасным управлением, что упрощает их использование.  

2.Видеопроекторы 

Видеопроектор - это электронно-оптическое устройство, предназначенное для 

проецирования на удаленный экран информации, поступающей в форме видеосигнала. В

качестве источника  данных может использоваться видеомагнитофон  или видеокамера.

Видеопроекторы, дополнительно оснащённые компьютерными  входами (что позволяет 

проецировать  данные непосредственно из компьютера), называют мультимедиа

проекторами

Принцип действия видеопроектора следующий: информация от источника видеосигнала

подается на встроенный небольшой жидкокристаллический дисплей с высокой 

разрешающей способностью, выполненный по тонкопленочной технологии, а затем

изображение с  этого дисплея через оптическую систему проецируется на удаленный 

экран. В некоторых  моделях используются 3 встроенных дисплея с диагональю 3, 3

см, каждый из которых  обеспечивает базовый цвет (красный, зелёный, синий). Это 

усложняет оптическую систему, но обеспечивает более высокое качество

изображения. Проекторы  различаются разрешающей способностью (от VGA до SXGA)

мощностью светового  потока, некоторыми дополнительными  возможностями. Самые 

мощные видео  и мультимедиа проекторы (со световым потоком 500 ANSI лм и выше) не

требуют затемнения помещения. Мультимедиа проекторы  оснащаются специальной 

инфракрасной  системой, позволяющей манипулировать мышью на большом экране и тем 

самым дистанционно управлять работой компьютера.

Современные видео и мультимедиа проекторы на жидкокристаллических дисплеях - это

сложнейшие приборы, воплощающие последние достижения электроники, оптики и 

вычислительной  техники. Появившись на рынке только несколько лет назад, они 

постоянно совершенствуются, не уступая в темпах развития современным

компьютерам. Лёгкие (5-10 кг), исключительно надёжные, простые  в использовании 

приборы чрезвычайно  привлекательны для использования  в учебном процессе, на

конференциях  и разнообразных презентациях. Их применяют также для создания

информационно-диспетчерских  центов. К сожалению, высокая стоимость  этих

аппаратов (от 4-5 тыс. долларов) делает их труднодоступными для большинства 

учебных заведений.  

3.Жидкокристаллические дисплеи 

Жидкокристаллический  дисплей (ЖКД) представляет собой специальную компьютерную

приставку - плоский  выносной дисплей, позволяющий проецировать информацию

непосредственно из компьютера или видео источника  через обычный графопроектор  на

большой экран. Панель ЖКД кладется на рабочее поле графопроектора, и изображение

с панели через  оптическую систему графопроектора передается на удаленный экран.

По сравнению  с видео и мультимедиа проекторами  ЖКД отличаются существенно 

меньшей стоимостью при сходных функциональных возможностях, но требуют 

частичного затемнения помещения. Система проецирования, состоящая из

графопроектора  и ЖКД, особенно удобна в случаях, когда необходимо проецировать

на экран информацию, подготовленную как на компьютере, так и на прозрачной

пленке. Самый  дешёвый полноцветный ЖКД стоит в настоящее порядка 2 тыс.

долларов.

Проекционные  экраны

Для качественного  воспроизведения изображений при  проецировании необходимо

использовать  соответствующие экраны. Классифицировать экраны можно по типу

конструкций (напольные, настенные, передвижные, складные) и по качеству

покрытия, от чего зависит возможность использования  экранов с тем или иным видом 

проекционного оборудования.

Напольные экраны устанавливаются на складных подставках и транспортируются в 

виде тубуса. Настенные экраны обычно имеют рулонную конструкцию и управляются

вручную или  электроприводом. Диапазон размеров экранов  от 125х125 см до 300х300

см и более.  
 

4.Наглядные пособия и технические средства информации прямой связи в преподавании 

Наглядность в  преподавании математики. Модели и таблицы. Технические средства

прямой связи  для статической демонстрации (эпи- и диапроекторы, кодоскопы) и 

дидактические материалы к ним. Кино и телевидение  в преподавании математики.

Облегчение восприятия и усвоения учащимися математических знаний может быть

достигнуто разумным использованием различных средств  и пособий наглядности -

моделей, таблиц, чертежей и рисунков, предназначенных  для показа с помощью 

разнообразных проекционных устройств, демонстрацией  специальных кинофильмов и т.

д.

Однако чрезмерно  частое использование средств наглядности  может привести к 

задержке развития у школьников абстрактного мышления, затруднениям при решении 

задач, требующих  развитого пространственного представления, и т. д.

Естественно, невозможно дать универсальные рецепты «соблюдения меры» в

использовании тех или иных средств наглядности. В каждом отдельном случае эта 

мера определяется практически. Пусть, например, решается некоторая 

стереометрическая задача в классе. Сначала учащиеся должны самостоятельно

вычертить чертеж по условию задачи. Некоторые справляются  с этим заданием,

другие затрудняются. Используя пространственные представления  учащихся, учитель 

пытается добиться выполнения этого задания, проводя  дополнительное объяснение.

Для тех, кто  все еще не понимает задачу, выполняется  чертеж на доске,

демонстрируется кадр диафильма или диапозитив или  же показывается модель.

В другом случае, когда, например, ученики впервые  знакомятся с тем или иным

понятием, например геометрическими фигурами, целесообразно провести демонстрацию

этих понятий  по модели на более раннем этапе  изложения. Но учителю не следует 

стараться любой  вопрос, любую задачу подкреплять  соответствующей наглядностью в 

той или иной форме.

В распоряжении учителя математики в настоящее время имеются различные средства

наглядности, выпускаемые  промышленностью. В этих условиях необходимость  в 

изготовлении  самодельных наглядных пособий  понемногу уменьшается, но вряд ли

отпадет совершенно.

Во-первых, изготовление некоторых средств наглядности может быть легко связано с

решением ряда вычислительных и геометрических задач  и проводиться лабораторно. В 

этом случае нельзя пренебрегать обучающей функцией этой работы. Мы имеем в виду

прежде всего  изготовление разнообразных многогранников, тел вращения и особенно

их разверток. Важность умения практически рассчитать развертку совершенно

очевидна.

Во-вторых, «номенклатура» наглядных пособий, которые могут  быть легко 

изготовлены на месте, всегда шире, чем фабричных, и в значительной мере зависит

Информация о работе Современные технические средства в обучении