Технические средства обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:47, доклад

Описание работы

Технические средства обучения являются средствами труда преподавателя и обучающегося. Они включают различные устройства системы и комплексы. Современный этап обучения в учебных заведениях МВД России характеризуется всё более широким внедрением в учебный процесс различных технических средств (ТСО). В практику учебных заведений прочно входят учебное телевидение и компьютерная техника.

Работа содержит 1 файл

Курбанмагомедов А.А ТС обучения.doc

— 41.50 Кб (Скачать)


Курбанмагомедов А.А, доцент кафедры

общеправовых дисциплин Махачкалинского

филиала Краснодарского университета

 

Технические средства обучения – ключевое звено учебного процесса

 

Технические средства обучения являются средствами труда преподавателя и обучающегося. Они включают различные устройства системы и комплексы. Современный этап обучения в учебных заведениях МВД России характеризуется всё более широким внедрением в учебный процесс различных технических средств (ТСО). В практику учебных заведений прочно входят учебное телевидение и компьютерная техника.

К основным задачам  применения технических средств обучения в учебном процессе относятся:

- увеличение объема и качества передаваемой информации;

- улучшение её наглядности и восприятия;

- придание доступности трудно усваиваемому материалу;

- возможность рассмотрения сложных процессов в максимальном приближении их к реальности;

- повышение (до определенного предела) темпа изложения материала, сокращение времени, необходимого для изложения[1].

К основным целям применения ТСО в учебном процессе можно отнести:

- развитие активности и самостоятельности обучающихся;

- дифференциация и индивидуализация учебного процесса;

- установление оперативной обратной связи с обучающимися;

- повышение интереса к изучаемому материалу, стимулирование преподавателей и обучающихся к действию;

- повышение уровня творческой работы обучающихся;

- освобождение преподавателя от чисто технической работы, облегчение выполнения им контрольных функций.

Технические средства обучения по функциональному назначению можно разделить на 4 группы:

      информационные (осуществляющие передачу учебной информации);

      контролирующие (осуществляющие прием информации и контроль знаний);

      обучающие (осуществляющие передачу и прием информации);

      обучающие комплексы на базе ПЭВМ (технические средства автоматизированного обучения).

В последние годы в учебных заведениях МВД России широкое распространение получили средства динамической проекции, в т.ч. и видеофильмы, обеспечивающие широкий диапазон и глубокое восприятие учебного материала. Так на кафедре ОПД Махачкалинского филиала Краснодарского университета МВД России имеется собственный видео фонд (более 70 видеофрагментов) используемых преподавателями при проведении занятий.

Вместе с тем сложность применения данных ТСО в учебном процессе объясняется отсутствием качественных, отвечающих темам, курсам и учебным дисциплинам фильмов. Чтобы решить эту проблему, необходимо приложить все усилия к созданию видеофильмов своими силами по сценариям кафедры.

Хороший эффект в обучении дает использование мультимедиапроектора с компьютерной техникой, что позволяет легко проецировать изображение на экран, как в динамике так и в статике. (демонстрация) Следует отметить, что их использование позволяет  проводить лекции в виде презентаций, сопровождать текст наглядным материалом. Главное их достоинство заключается в присущей им динамичности представления. Причем динамика может быть представлена в любом объеме и темпе. Можно представить как отдельное явление, процесс, так и объект в целом и по частям, в натуральном и увеличенном размере, статично и в динамике[2]. 

Однако, планируя занятия с использованием средств динамической проекции, следует иметь в виду, что концентрация внимания на экране не может продолжаться длительное время – постепенно происходит непроизвольное рассеивание внимания. Практика использования динамических средств ТСО показывает, что телевизионной демонстрации следует отводить не более 15 минут. Также можно придерживаться следующих рекомендаций применения видеотехники в различных образовательных технологиях:

      на двухчасовом лекционном занятии целесообразно показывать 1-2 видеофрагмента продолжительностью 6-10 минут;

      на семинарском занятии – 2-3 видеофрагмента по 8-12 минут;

      на консультации – видеофильм продолжительностью 10-12 минут[3].

Полнометражные фильмы лучше демонстрировать во внеурочное время.

Во всех случаях плотность передаваемого с помощью технических средств потока информации не должна превышать пороговый уровень восприятия, за пределами которого обучающийся почти полностью утрачивает способность к дальнейшему восприятию учебного материала.

Вместе с тем практика показывает, что правильно организованное применение ТСО на 25-30 % улучшает восприятие обучающимися учебной информации и на 20-25 % сокращает время обучения.

Оправдывает себя использование в учебном процессе обучающих и контролирующих компьютерных программ. Так на кафедре используются одна обучающая и три контролирующие программы. (демонстрация)

При этом тестирование осуществляется по количеству тестируемых на компьютерах, в которых формируются задания в соответствии с введенными преподавателем параметрами. Если для проведения тестирования используется только один компьютер, то обучаемые проходят тестирование по очереди. Предусмотрена возможность тестирования с заданием временных параметров «без учета времени», «общее время на тест» и время на каждый вопрос». Работа с тестами в режиме оценки ответов на тестовые задания позволяет осуществить индивидуальную оценку ответов слушателей (отлично- 5, хорошо – 4, удовлетворительно – 3, неудовлетворительно – 2). Оценка выставляется автоматически после ответа на последний вопрос задания по завершении работы.

              Данные тесты рекомендуются, прежде всего, для контроля уровня остаточных знаний обучаемых в период подготовки к аттестации образовательного учреждения (самообследования). Кроме того, они могут быть использованы и для осуществления традиционных видов контроля успеваемости курсантов (студентов): - итогового, - рубежного, - текущего.

              В заключении завершая свое выступление следует отметить, что в целом методическая работа преподавателя при подготовке к занятиям с использованием технических средств включает в себя следующее:

      ознакомление с информационным фондом и предварительный подбор предположительно необходимых дидактических материалов;

      просмотр (прослушивание) подобранных материалов и окончательное определение тех, которые подходят к данному занятию;

      изучение отобранных дидактических материалов и продумывание методики использования каждого из них по ходу занятия;

      разработку общего методического сценария занятия с использованием технических средств обучения.



[1] Бугрин В.П., Добрынина В.Н. Инновационная деловая игра «Филин». – Домодедово, 2000. – С. 9.

[2] Канцарин Ф.Г., Смагин И.С., Трофимов А.В. Проведение основных видов занятий со слушателями: Сборник методических рекомендаций для профессорско-преподавательского состава. – Домодедово: РИПК работников МВД России, 1996. – С. 37.

[3] Бугрин В.П., Добрынина В.Н. Инновационная деловая игра «Филин». – Домодедово, 2000. – С. 10.


Информация о работе Технические средства обучения