Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:47, доклад
Технические средства обучения являются средствами труда преподавателя и обучающегося. Они включают различные устройства системы и комплексы. Современный этап обучения в учебных заведениях МВД России характеризуется всё более широким внедрением в учебный процесс различных технических средств (ТСО). В практику учебных заведений прочно входят учебное телевидение и компьютерная техника.
Курбанмагомедов А.А, доцент кафедры
общеправовых дисциплин Махачкалинского
филиала Краснодарского университета
Технические средства обучения – ключевое звено учебного процесса
Технические средства обучения являются средствами труда преподавателя и обучающегося. Они включают различные устройства системы и комплексы. Современный этап обучения в учебных заведениях МВД России характеризуется всё более широким внедрением в учебный процесс различных технических средств (ТСО). В практику учебных заведений прочно входят учебное телевидение и компьютерная техника.
К основным задачам применения технических средств обучения в учебном процессе относятся:
- увеличение объема и качества передаваемой информации;
- улучшение её наглядности и восприятия;
- придание доступности трудно усваиваемому материалу;
- возможность рассмотрения сложных процессов в максимальном приближении их к реальности;
- повышение (до определенного предела) темпа изложения материала, сокращение времени, необходимого для изложения[1].
К основным целям применения ТСО в учебном процессе можно отнести:
- развитие активности и самостоятельности обучающихся;
- дифференциация и индивидуализация учебного процесса;
- установление оперативной обратной связи с обучающимися;
- повышение интереса к изучаемому материалу, стимулирование преподавателей и обучающихся к действию;
- повышение уровня творческой работы обучающихся;
- освобождение преподавателя от чисто технической работы, облегчение выполнения им контрольных функций.
Технические средства обучения по функциональному назначению можно разделить на 4 группы:
информационные (осуществляющие передачу учебной информации);
контролирующие (осуществляющие прием информации и контроль знаний);
обучающие (осуществляющие передачу и прием информации);
обучающие комплексы на базе ПЭВМ (технические средства автоматизированного обучения).
В последние годы в учебных заведениях МВД России широкое распространение получили средства динамической проекции, в т.ч. и видеофильмы, обеспечивающие широкий диапазон и глубокое восприятие учебного материала. Так на кафедре ОПД Махачкалинского филиала Краснодарского университета МВД России имеется собственный видео фонд (более 70 видеофрагментов) используемых преподавателями при проведении занятий.
Вместе с тем сложность применения данных ТСО в учебном процессе объясняется отсутствием качественных, отвечающих темам, курсам и учебным дисциплинам фильмов. Чтобы решить эту проблему, необходимо приложить все усилия к созданию видеофильмов своими силами по сценариям кафедры.
Хороший эффект в обучении дает использование мультимедиапроектора с компьютерной техникой, что позволяет легко проецировать изображение на экран, как в динамике так и в статике. (демонстрация) Следует отметить, что их использование позволяет проводить лекции в виде презентаций, сопровождать текст наглядным материалом. Главное их достоинство заключается в присущей им динамичности представления. Причем динамика может быть представлена в любом объеме и темпе. Можно представить как отдельное явление, процесс, так и объект в целом и по частям, в натуральном и увеличенном размере, статично и в динамике[2].
Однако, планируя занятия с использованием средств динамической проекции, следует иметь в виду, что концентрация внимания на экране не может продолжаться длительное время – постепенно происходит непроизвольное рассеивание внимания. Практика использования динамических средств ТСО показывает, что телевизионной демонстрации следует отводить не более 15 минут. Также можно придерживаться следующих рекомендаций применения видеотехники в различных образовательных технологиях:
на двухчасовом лекционном занятии целесообразно показывать 1-2 видеофрагмента продолжительностью 6-10 минут;
на семинарском занятии – 2-3 видеофрагмента по 8-12 минут;
на консультации – видеофильм продолжительностью 10-12 минут[3].
Полнометражные фильмы лучше демонстрировать во внеурочное время.
Во всех случаях плотность передаваемого с помощью технических средств потока информации не должна превышать пороговый уровень восприятия, за пределами которого обучающийся почти полностью утрачивает способность к дальнейшему восприятию учебного материала.
Вместе с тем практика показывает, что правильно организованное применение ТСО на 25-30 % улучшает восприятие обучающимися учебной информации и на 20-25 % сокращает время обучения.
Оправдывает себя использование в учебном процессе обучающих и контролирующих компьютерных программ. Так на кафедре используются одна обучающая и три контролирующие программы. (демонстрация)
При этом тестирование осуществляется по количеству тестируемых на компьютерах, в которых формируются задания в соответствии с введенными преподавателем параметрами. Если для проведения тестирования используется только один компьютер, то обучаемые проходят тестирование по очереди. Предусмотрена возможность тестирования с заданием временных параметров «без учета времени», «общее время на тест» и время на каждый вопрос». Работа с тестами в режиме оценки ответов на тестовые задания позволяет осуществить индивидуальную оценку ответов слушателей (отлично- 5, хорошо – 4, удовлетворительно – 3, неудовлетворительно – 2). Оценка выставляется автоматически после ответа на последний вопрос задания по завершении работы.
Данные тесты рекомендуются, прежде всего, для контроля уровня остаточных знаний обучаемых в период подготовки к аттестации образовательного учреждения (самообследования). Кроме того, они могут быть использованы и для осуществления традиционных видов контроля успеваемости курсантов (студентов): - итогового, - рубежного, - текущего.
В заключении завершая свое выступление следует отметить, что в целом методическая работа преподавателя при подготовке к занятиям с использованием технических средств включает в себя следующее:
ознакомление с информационным фондом и предварительный подбор предположительно необходимых дидактических материалов;
просмотр (прослушивание) подобранных материалов и окончательное определение тех, которые подходят к данному занятию;
изучение отобранных дидактических материалов и продумывание методики использования каждого из них по ходу занятия;
разработку общего методического сценария занятия с использованием технических средств обучения.
[1] Бугрин В.П., Добрынина В.Н. Инновационная деловая игра «Филин». – Домодедово, 2000. – С. 9.
[2] Канцарин Ф.Г., Смагин И.С., Трофимов А.В. Проведение основных видов занятий со слушателями: Сборник методических рекомендаций для профессорско-
[3] Бугрин В.П., Добрынина В.Н. Инновационная деловая игра «Филин». – Домодедово, 2000. – С. 10.