Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:34, курс лекций
Эффективность юрисдикционного механизма, т.е. системы рассмотрения споров, выявления составов правонарушений и виновных, наложения и исполнения справедливого наказания за экологические правонарушения остаются пока слабым местом природоохранной деятельности. Не случайно Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ КоАП РФ дополнен статьей 3.12 "Административное приостановление деятельности", которое заключается во временном прекращении деятельности физических и юридических лиц, эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, работ, оказания услуг. Этот вид административного воздействия может назначаться судьей в случае угрозы жизни или здоровью людей, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.
Введение
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Глава I. Понятие экологического права
Глава II. История формирования экологического права России
Глава III. Нормы экологического права и экологические правоотношения. Источники экологического права. Принципы экологического права
Глава IV. Право природопользования. Виды прав на природные объекты и ресурсы
Глава V. Государственное управление в области охраны окружающей среды
Глава VI. Ответственность за экологические правонарушения
Глава VII. Охрана окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
Глава VIII. Права граждан в области охраны окружающей среды
Глава IX. Экономический механизм охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Глава X. Охрана и рациональное использование земель
Глава XI. Охрана и рациональное использование недр
Глава XII. Охрана и рациональное использование вод
Глава XIII. Охрана и рациональное использование лесов
Глава XIV. Охрана и рациональное использование животного мира
Глава XV. Охрана атмосферного воздуха
Глава XVI. Особо охраняемые территории и объекты
Глава XVII. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды
Основные термины и определения
Нормативные правовые акты
Приложение 1. Таблица по видам прав на природные объекты (ресурсы)
Приложение 2. Таблица федеральных государственных органов, участвующих в сфере охраны окружающей среды и природопользования
Схема. Континентальный шельф
Экологическое право. Курс лекций
Предисловие
├─────┼───────────────────────
│ 12. │Воронежский биосферный заповедник
├─────┼───────────────────────
│ 13. │Центрально-лесной биосферный заповедник │ 1985 │ 24,4 │
├─────┼───────────────────────
│ 14. │Баргузинский биосферный заповедник
├─────┼───────────────────────
│ 15. │Байкальский биосферный заповедник
├─────┼───────────────────────
│ 16. │Центрально-Сибирский
├─────┼───────────────────────
│ 17. │Черные земли - биосферный заповедник
├─────┼───────────────────────
│ 18. │Таймырский биосферный заповедник
├─────┼───────────────────────
│ 19. │Убсунурская котловина - биосферный заповедник │ 1997 │ 323,2 │
├─────┼───────────────────────
│ 20. │Даурский биосферный заповедник
├─────┼───────────────────────
│ 21. │Тебердинский биосферный заповедник
├─────┼───────────────────────
│ 22. │Катунский биосферный заповедник
├─────┼───────────────────────
│ 23. │Неруссо-Деснянское полесье (Брянский лес - заповедник и его│ 2001 │ │
│ │охранная зона, заказники)
├─────┼───────────────────────
│ 24. │Висимский биосферный заповедник
├─────┼───────────────────────
│ 25. │Водлозерский биосферный заповедник
├─────┼───────────────────────
│ 26. │Командорский биосферный заповедник
├─────┼───────────────────────
│ 27. │Дарвинский биосферный заповедник │ 2002 │ 112,7 │
├─────┼───────────────────────
│ 28. │Нижегородское заволжье (Керженский заповедник) │ 2002 │ 46,8 │
├─────┼───────────────────────
│ 29. │Смоленское поозерье - национальный парк │ 2002 │ 146,2 │
├─────┼───────────────────────
│ 30. │Угра - национальный парк
└─────┴───────────────────────
Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Данное положение устанавливает, что в систему источников права Российской Федерации входят также нормы международного права, которые при этом обладают приоритетом перед нормами внутригосударственного права Российской Федерации. Следует подчеркнуть, что к правовой системе Российской Федерации относятся не все существующие международные договора, а только те, в которых участвует Российская Федерация.
Основным источником права международных договоров является Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. (далее - Венская конвенция 1969 г.). В свою очередь право международных договоров является предметом изучения и регулирования международного публичного права, при этом представляющая собой самостоятельную отрасль международного права. Международный договор является источником международного права, который заключают субъекты международного права (государства, международные организации, нации, борющиеся за независимость, государственно-подобные образования и в ограниченном объеме физические лица) в письменной форме. Международный договор может иметь различные наименования и вид, например соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами и нотами, договор и др. (Международное публичное право: Учебник/Под ред. К.А. Бекяшева. М.: Проспект, 1998. С. 92, 159).
О правоспособности государств на предмет заключения международных договоров Венская конвенция 1969 г. гласит: каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры (ст. 6). Способами выражения согласия на обязательность договора в соответствии с Венской конвенцией 1969 г. являются: подписание договора, обмен документами, образующими договор, ратификация договора, его принятие, утверждение, присоединение к нему или любой другой способ, о котором условились (ст. 11). Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться (Pacta sunt servanda) (ст. 26). Территориальная сфера действия договоров определяется тем, что если иное не явствует из договора или не установлено иным образом, то договор обязателен для каждого участника в отношении всей его территории (ст. 29).
СССР присоединился к Венской
"Российская Федерация
Соответственно Правительство Российской Федерации будет выполнять вместо Правительства Союза ССР функции депозитария по соответствующим многосторонним договорам.
В этой связи Министерство просит рассматривать Российскую Федерацию в качестве Стороны всех действующих международных договоров вместо Союза ССР" (письмо Министерства иностранных дел Российской Федерации от 13 января 1992 г. N 11/Угп).
Сегодня в Российской Федерации действует также специальный Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", вступивший в силу 17 июля 1995 г. (день первой официальной публикации в Собрании законодательства РФ от 17 июля 1995 г., N 29, ст. 2757). В соответствии с Конституцией Российской Федерации заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации. Данный Закон (ст. 3) выделяет следующие виды международных договоров:
1) межгосударственные договоры - договоры, заключаемые от имени Российской Федерации;
2) межправительственные договоры - договоры, заключаемые от имени Правительства Российской Федерации;
3) межведомственные договоры - договоры, заключаемые от имени федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.
Практически в любом внутригосударственном законе Российской Федерации содержатся положения в виде отдельных статей о приоритете международных норм над текстом самого федерального закона, регламентирующие определенные общественные отношения. Не является исключением и основной комплексный закон экологического права (гл. XV Федерального закона "Об охране окружающей среды" 2002 г., состоящая из двух статей, регламентирующих международное сотрудничество в области охраны окружающей среды). Так, согласно его ст. 81 Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Международные договоры РФ в области охраны окружающей среды, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором РФ в области охраны окружающей среды применяется соответствующий нормативный правовой акт, принятый для осуществления положений международного договора Российской Федерации. Если международным договором РФ в области охраны окружающей среды установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
"Основные принципы
Среди основных принципов современного
международного права публичное
международное право выделяет в
том числе принцип
В свою очередь соблюдение всех основных принципов международного права (принцип запрещения применения силы или угрозы силой, принцип территориальной целостности государств, принцип нерушимости государственных границ, принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, принцип мирного разрешения международных споров, принцип суверенного равенства государств, принцип невмешательства во внутренние дела государств, принцип сотрудничества государств, принцип добросовестного выполнения международных обязательств, принцип равноправия и самоопределения народов и наций, принцип уважения прав и основных свобод человека) в отношениях, в том числе в области охраны окружающей среды, должно осуществляться в совокупности, независимо от выделения специального принципа международного права в области охраны окружающей среды.
Имеющиеся международные договоры в области охраны окружающей среды, участницей которых является Российская Федерация, можно разделить на группы. В основу разделения можно положить разные основания. Например, основываясь на ст. 3 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", можно выделить межгосударственные договоры в области охраны окружающей среды, межправительственные договоры в области охраны окружающей среды, межведомственные договоры в области охраны окружающей среды. Положив в основу классификации непосредственные объекты охраны окружающей среды, можно выделить международные договоры по различным средам (земли, воды, воздуха, лесов), а также общие, касающиеся всей окружающей среды в комплексе, и т.д.). Учитывая классификацию международно-правовых норм, можно выделить универсальные, региональные локальные международные документы в области охраны окружающей среды и т.д.