Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:34, курс лекций
Эффективность юрисдикционного механизма, т.е. системы рассмотрения споров, выявления составов правонарушений и виновных, наложения и исполнения справедливого наказания за экологические правонарушения остаются пока слабым местом природоохранной деятельности. Не случайно Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ КоАП РФ дополнен статьей 3.12 "Административное приостановление деятельности", которое заключается во временном прекращении деятельности физических и юридических лиц, эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, работ, оказания услуг. Этот вид административного воздействия может назначаться судьей в случае угрозы жизни или здоровью людей, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.
Введение
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Глава I. Понятие экологического права
Глава II. История формирования экологического права России
Глава III. Нормы экологического права и экологические правоотношения. Источники экологического права. Принципы экологического права
Глава IV. Право природопользования. Виды прав на природные объекты и ресурсы
Глава V. Государственное управление в области охраны окружающей среды
Глава VI. Ответственность за экологические правонарушения
Глава VII. Охрана окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
Глава VIII. Права граждан в области охраны окружающей среды
Глава IX. Экономический механизм охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Глава X. Охрана и рациональное использование земель
Глава XI. Охрана и рациональное использование недр
Глава XII. Охрана и рациональное использование вод
Глава XIII. Охрана и рациональное использование лесов
Глава XIV. Охрана и рациональное использование животного мира
Глава XV. Охрана атмосферного воздуха
Глава XVI. Особо охраняемые территории и объекты
Глава XVII. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды
Основные термины и определения
Нормативные правовые акты
Приложение 1. Таблица по видам прав на природные объекты (ресурсы)
Приложение 2. Таблица федеральных государственных органов, участвующих в сфере охраны окружающей среды и природопользования
Схема. Континентальный шельф
Экологическое право. Курс лекций
Предисловие
На с. 179 приведена таблица ООПТ, взятая из книги "Охраняемые природные территории в России: правовое регулирование". Аналитический обзор федерального законодательства/Под ред. А.С. Шестакова. М.: КМК, 2003. С. 1, 7.
┌────────────────────────┬────
│ Категория ООПТ │ Число ООПТ │ Площадь, млн. га │ Доля в территории │
│ │ │ │ страны, % │
├────────────────────────┼────
│ООПТ федерального│ 232 │ 54,1 │ 2,6 │
│значения │ │ │ │
├────────────────────────┼────
│Заповедники, всего без│ 100 │ 33,7 │ 1,6 │
│морских акваторий │ │ 27,3 │ │
├────────────────────────┼────
│Национальные парки │ 35 │ 6,9 │ 6,9 │
├────────────────────────┼────
│Заказники, всего без│ 69 │ 12,5 │ 0,6 │
│морских акваторий │ │ 9,9 │ │
├────────────────────────┼────
│Памятники природы │ 28 │ 0,07 │ - │
├────────────────────────┼────
│ООПТ иных категорий, в│ >35 │ >0,4 │ │
│том числе│ 27 │ │ │
│лечебно-оздоровительные │
│местности и курорты │ │ │ │
├────────────────────────┼────
│ООПТ регионального и│ >15300 │ >171,0 │ 10 │
│местного значения │ │ │ │
├────────────────────────┼────
│Природные парки │ >40 │ >14,0 │ 0,8 │
├────────────────────────┼────
│Заказники │ >3000 │ >67,8 │ 4,0 │
├────────────────────────┼────
│Памятники природы │ >10000 │ >4,2 │ 0,3 │
├────────────────────────┼────
│ООПТ иных категорий │ >2300 │ >85,0 │ 5 │
├────────────────────────┼────
│Всего │ >15532 │ >192,1 │ 11,2 │
└────────────────────────┴────
ООПТ создаются одновременно с государственными учреждениями для охраны ООПТ и выполнения основных задач ООПТ, предусмотренных специальным положением, принимаемым для ООПТ в индивидуальном порядке. Как правило, ООПТ и подобные государственные учреждения носят одноименное наименование. Задачи создания ООПТ различны, например: сохранение видов генетического разнообразия, поддержание экологического баланса, сохранение участков дикой природы и др.
"В 1980 г. Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) опубликовал "Всемирную стратегию охраны природы". Это своеобразная новая философия охраны природы, пытающаяся разрешить конфликт между необходимостью сохранения остатков природы и социально-экономическим развитием общества. В ней сформулированы три задачи: поддержать экологические процессы и системы, важные для жизни; сохранить генетическое разнообразие организмов; обеспечить разумное использование видов и экосистем" (Соколов В.Е., Филонов К.П., Нухимовская Ю.Д., Шадрина Г.Д. Экология заповедных территорий России/Под ред. акад. РАН В.Е. Соколова, чл.-корр. РАН В.Н. Тихомирова. М.: Янус-К, 1997. С. 11).
Государственные природные заповедники по своему статусу обладают наиболее ужесточенным режимом использования природных объектов, содержат больше запретов и более ценные участки, охраняемые экземпляры дикой флоры и фауны, ограниченный режим пребывания и т.д. В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы.
Национальные парки могут
Природные парки на своей территории выделяют различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.
Государственные природные заказники могут иметь различный профиль: ландшафтный, биологический, палеонтологический, гидрологический, геологический. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям их создания или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. На их территориях запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Дендрологические парки и
Лечебно-оздоровительные
Учитывая ратификацию
На с. 181 приведена таблица биосферных заповедников, взятая из книги "Охраняемые природные территории в России: правовое регулирование". Аналитический обзор федерального законодательства/Под ред. А.С. Шестакова. М.: КМК, 2003. С. 143.
Ответственность за нарушения режима ООПТ и объектов предусмотрена в ст. 7.13-7.16, 8.39 КоАП РФ, ст. 245, 262 УК РФ.
┌─────┬───────────────────────
│ N │ Название ООПТ │ Год │ Площадь, │
│ п/п │
├─────┼───────────────────────
│ 1. │Кавказский биосферный
заповедник
├─────┼───────────────────────
│ 2. │Окский биосферный заповедник
├─────┼───────────────────────
│ 3. │Сихоте-Алинский биосферный
заповедник
├─────┼───────────────────────
│ 4. │Центрально-Черноземный
├─────┼───────────────────────
│ 5. │Приокско-Террасный биосферный заповедник │ 1978 │ 4,9 │
├─────┼───────────────────────
│ 6. │Астраханский биосферный
заповедник
├─────┼───────────────────────
│ 7. │Кроноцкий биосферный заповедник
├─────┼───────────────────────
│ 8. │Лапландский биосферный заповедник
├─────┼───────────────────────
│ 9. │Печеро-Илычский биосферный
заповедник
├─────┼───────────────────────
│ 10. │Саяно-Шушенский биосферный
заповедник
├─────┼───────────────────────
│ 11. │Сохондинский биосферный заповедник │ 1984 │ 211,0 │