Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:34, курс лекций
Эффективность юрисдикционного механизма, т.е. системы рассмотрения споров, выявления составов правонарушений и виновных, наложения и исполнения справедливого наказания за экологические правонарушения остаются пока слабым местом природоохранной деятельности. Не случайно Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ КоАП РФ дополнен статьей 3.12 "Административное приостановление деятельности", которое заключается во временном прекращении деятельности физических и юридических лиц, эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, работ, оказания услуг. Этот вид административного воздействия может назначаться судьей в случае угрозы жизни или здоровью людей, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.
Введение
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Глава I. Понятие экологического права
Глава II. История формирования экологического права России
Глава III. Нормы экологического права и экологические правоотношения. Источники экологического права. Принципы экологического права
Глава IV. Право природопользования. Виды прав на природные объекты и ресурсы
Глава V. Государственное управление в области охраны окружающей среды
Глава VI. Ответственность за экологические правонарушения
Глава VII. Охрана окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
Глава VIII. Права граждан в области охраны окружающей среды
Глава IX. Экономический механизм охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Глава X. Охрана и рациональное использование земель
Глава XI. Охрана и рациональное использование недр
Глава XII. Охрана и рациональное использование вод
Глава XIII. Охрана и рациональное использование лесов
Глава XIV. Охрана и рациональное использование животного мира
Глава XV. Охрана атмосферного воздуха
Глава XVI. Особо охраняемые территории и объекты
Глава XVII. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды
Основные термины и определения
Нормативные правовые акты
Приложение 1. Таблица по видам прав на природные объекты (ресурсы)
Приложение 2. Таблица федеральных государственных органов, участвующих в сфере охраны окружающей среды и природопользования
Схема. Континентальный шельф
Экологическое право. Курс лекций
Предисловие
Данное положение подтверждается также Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 551 (с изм. от 24 сентября 2002 г.). Согласно п. 23 настоящих Правил лесорубочный билет выдается лесопользователю. Лесорубочные билеты выдаются также на право рубки в лесах, не входящих в лесной фонд (городские леса и леса обороны), ДКР, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, железнодорожного и автомобильного транспорта, землях водного фонда. ДКР, расположенная на землях поселений, в данном пункте не предусмотрена.
Как видно,
для ДКР на землях городских поселений
и для городских лесов на землях
городских поселений
Согласно п. 3 ст. 84 Земельного кодекса РФ утверждение и изменение черты городских, сельских поселений осуществляется органами государственной власти субъектов РФ. Однако при этом необходимо учитывать следующее.
Установление черты поселений проводится на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации (п. 2 ст. 84 ЗК РФ).
Расширение
черты городских поселений
Подпункт 1 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ определил, что перевод данной категории земель, как земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, при установлении городской черты с присоединением земель лесного фонда требуется постановление Правительства РФ.
Надо также иметь в виду, что право пользования находящимися в обороте участками лесного фонда и не входящими в лесной фонд участками лесов допускается в той мере, в какой это предусмотрено Лесным кодексом РФ (ст. 12). Так, в соответствии со ст. 22 Лесного кодекса РФ правами пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, являются только:
безвозмездное пользование;
краткосрочное пользование.
Поэтому неправомерным, на наш взгляд, будет предоставление земельного участка постановлением главы администрации города в собственность юридическому лицу из земель горлесопарка, объявленного, кроме того, особо охраняемой территорией местного значения. Согласно п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения и отношения по совершению сделок с земельными участками регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено лесным законодательством. Городские леса, согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" 1995 г. относятся также к категории ООПТ. В данном случае - это особо охраняемая природная территория местного значения.
Земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий ограничиваются в обороте (п. 5 ст. 27 ЗК РФ) и не предоставляются в частную собственность (абз. 2 п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
Лица, обладающие правом пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, являются лесопользователями (ст. 17 ЛК РФ). Поэтому для рубки насаждений на участке городского леса требуется лесорубочный билет, ордер или лесной билет. Таким образом, свидетельство о государственной регистрации права собственности указанного юридического лица может быть признано недействительным, равно как и само постановление главы администрации города об отводе земельного участка.
Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляются на основе признания многофункционального значения лесов (одновременного использования разными лицами и в разных целях).
"Главное
последствие выведения
Постановлением Правительства
Основные функции Федерального агентства лесного хозяйства следующие: обеспечение рационального, непрерывного и неистощительного лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, объектов животного мира; семеноводство, сохранение полезных свойств леса; предоставление прав пользования участками лесного фонда; обеспечение проведения лесоустройства; мониторинг лесов; учет лесного фонда, отнесение в установленном порядке лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы лесов или из категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию; ведение государственного лесного кадастра; рассмотрение ходатайств о переводе лесных земель в нелесные и переводе земель лесного фонда в земли иных категорий.
Государственный контроль за использованием,
охраной, защитой лесного фонда
и воспроизводством лесов закрепили
как одну из функций Федеральной
службы по надзору в сфере
Но несмотря на реорганизацию государственных органов, работа госконтроля должна быть бесперебойной и пока регламентируется ранее принятыми документами. Так, например, порядок осуществления государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов регламентирован постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 544, где установлено, что задачей государственного контроля является обеспечение соблюдения всеми гражданами и юридическими лицами установленного порядка пользования лесным фондом, правил отпуска древесины на корню, рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования и прочих рубок, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также иных требований, установленных законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1998 г. N 850 утверждено Положение о государственной лесной охране Российской Федерации.
Основными задачами государственной лесной охраны Российской Федерации, в соответствии с указанным постановлением, являются:
обеспечение охраны и защиты лесов, объектов животного мира и среды их обитания на землях лесного фонда;
осуществление государственного контроля
за состоянием, использованием, охраной,
защитой лесного фонда и
организация пользования лесным фондом.
Министерство природных
Свой перечень функций имеется и у субъекта РФ в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, которые перечислены в ст. 47 Лесного кодекса РФ. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым за счет субвенций из федерального бюджета, относятся:
тушение лесных пожаров в лесном фонде на территории субъекта Российской Федерации;
осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, их охрана, защита и воспроизводство. В том числе к этим полномочиям относятся:
принятие решений о
организация и проведение лесных конкурсов и лесных аукционов;
определение ставок лесных податей;
выдача лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета;
разрешение проведения в лесном фонде строительных работ, добычи полезных ископаемых, прокладки коммуникаций и выполнения иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуется перевода лесных земель в нелесные земли или перевода земель лесного фонда в земли других категорий;
обеспечение проведения лесоустройства;
обеспечение воспроизводства лесов;
обеспечение защиты лесов от вредителей и болезней леса;
проведение мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству.
В соответствии со ст. 75 Федерального закона "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная, уголовная ответственность в соответствии с законодательством. Лесной кодекс Российской Федерации в ст. 110, 111 также закрепляет наступление административной, уголовной и имущественной ответственности за нарушение лесного законодательства. Ответственность наступает как для граждан, так и для юридических, должностных лиц.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2001 г. N 388 были утверждены Таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации. В соответствии с этим производится расчет сумм для предъявления ущерба как имущественной ответственности за нарушение лесного законодательства. Размеры исчисления зависят от затрат, связанных с выращиванием саженцев, площади уничтоженных или поврежденных лесных культур, размера затрат, связанных с их созданием, уходом, стоимости древесины в зависимости от диаметра ствола, породного состава, кадастровой стоимости участка и ряда других.
В соответствии с указанным постановлением предусмотрена имущественная ответственность за 19 видов нарушения. Среди которых следует отметить:
уничтожение или повреждение лесных культур;
незаконная порубка, выкапывание, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан;
самовольное сенокошение и пастьба скота на участках лесного фонда и в лесах, не входящих в лесной фонд;
самовольный сбор, порча или уничтожение лесной подстилки, мха, лишайника, включая ягель;
захламление участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов бытовыми отходами и строительным мусором;
самовольное занятие участков лесного
фонда и не входящих в лесной фонд
лесов (включая повторное
Органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда, могут привлекать к административной ответственности виновных юридических, должностных лиц и граждан за правонарушения по ст. 7.1, ч. 2 ст. 7.2, ст. 7.8-7.11, 8.5, 8.7, 8.8, 8.12, 8.13, 8.24-8.37 КоАП РФ в части участков земель лесного фонда и земель лесов, не входящих в лесной фонд.
Наиболее распространенными
самовольное занятие земельного участка (в части участков земель лесного фонда и земель лесов, не входящих в лесной фонд) - ст. 7.1 КоАП РФ;
самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, - ст. 7.9 КоАП РФ;
нарушение правил лесопользования - ст. 8.25 КоАП РФ;
незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан - ст. 8.28 КоАП РФ;
нарушение требований к охране лесов - ст. 8.31 КоАП РФ;
нарушение правил пожарной безопасности в лесах - ст. 8.32 КоАП РФ.
В соответствии с Уголовным кодексом РФ составами уголовных преступлений являются:
незаконная порубка деревьев и кустарников - ст. 260 УК РФ;
уничтожение или повреждение лесов - ст. 261 УК РФ.
Комплексным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения по использованию и охране объектов животного мира, является Федеральный закон N 52-ФЗ от 24 апреля 1995 г. "О животном мире". Предметом регулирования законодательства в области использования и охраны животного мира являются только совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона "О животном мире").
Таким образом, иные животные (в том числе домашние), не подпадающие под вышеуказанное определение, не входят в предмет регулирования данной отрасли законодательства.
Охрана животного мира представляет собой деятельность, направленную на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира.
Животный мир в пределах РФ является государственной собственностью. Животный мир может быть предоставлен в пользование юридическим и физическим лицам для следующих видов пользования: охота; рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих; добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства; использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира. Данный перечень исчерпывающим не является, и иные виды пользования животным миром возможны при прямом установлении конкретного вида в иных нормативно-правовых актах.