Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:10, реферат
В силу тяжелого экономического кризиса, инфляции и низкой доходности банковский капитал в последние годы не работает на экономику республики, испытывающую острейший дефицит кредитных ресурсов. Однако, как показывает мировая практика, кредитные операции играют решающую роль в судьбе любого коммерческого банка и банковской системы страны в целом: привлеченные средства покрывают свыше 90% потребностей банков в денежных ресурсах для осуществления активных, прежде всего, ссудных операций, в том числе для финансирования капиталовложений.
Решение задачи активизации кредитования реального сектора экономики предполагает разрешение многих проблем. Обсуждаемые в настоящее время инструменты и механизмы, предлагаемые для решения задачи активизации кредитования реального сектора экономики, зачастую неадекватны как по масштабам и сложности этих проблем, так и по последствиям их реализации. Эти предложения условно можно разделить на три группы:
- меры, переводящие решение
вопроса в плоскость денежно-
- меры, переносящие издержки
решения проблемы
- меры, которые предполагают
решение проблемы активизации
кредитования реального
Относительно первой группы мер необходимо отметить, что основной причиной недостаточной кредитной активности банков является не низкий уровень рефинансирования, а сохраняющиеся высокие риски вложений в реальный сектор экономики. Без решения этой проблемы форсированный рост объемов рефинансирования банков может привести к неоправданному росту денежной массы, не востребованной реальной экономикой, и в результате – к инфляции спроса.
Прямое государственное участие в рекапитализации банковской системы ограничено бюджетными возможностями, поэтому основной акцент должен быть сделан на формировании государством благоприятных условий рекапитализации и функционирования банковской системы. В первую очередь должны быть урегулированы вопросы адекватного определения доходов, расходов, относимых на себестоимость банковских услуг и налогооблагаемой базы, улучшено законодательное обеспечение прав инвесторов, обеспечены более благоприятные налоговые условия для иностранных инвестиций и снижение некоммерческих рисков вложений.
Относительно третьей
группы мер необходимо отметить, что
ПРБ придерживается неизменной позиции
– регулятивные требования должны
быть единые для всех кредитных организаций,
действующих на территории приднестровской
молдавской республики. Действительно,
надзорные требования не могут рассматриваться
как инструмент активизации кредитования
реального сектора экономики. Цель
реализации этих требований совершенно
другая – обеспечение устойчивости
кредитных организаций и
Масштаб и сложность проблем реструктуризации сектора материального производства, с одной стороны, недостаточно высокая роль банковской системы в экономике республики и незначительные масштабы ее участия в инвестиционном процессе, состояние ресурсной базы и уровня капитализации, с другой, ограничивают реальные возможности банковского сектора и требуют комплексного решения этой проблемы. При этом обязательным условием расширения операций банков с реальной экономикой должно являться обеспечение финансовой устойчивости банковской системы. Для реализации указанной задачи необходимо обеспечить:
в части развития банковских продуктов, связанных с проведением кредитных операций, - развитие механизмов и инструментов распределения и минимизации рисков. Для проектов, имеющих особое (приоритетное) значение с точки функционирования экономики республики, эти механизмы и инструменты при проведении банками кредитных операций с субъектами реальной экономики должны включать государственные гарантии. Гарантии могут включать субсидирование процентных или (и) возврат определенной части кредита. Предоставление синдицированных кредитов с разделением рисков между несколькими банками и страхование исполнение обязательств по выданным ссудам, реализация мер по повышению степени законодательной защиты прав кредиторов, транспарентности информации о финансовом состоянии и структуре собственности организаций, работающих в реальном секторе, также могут оказать существенное влияние на снижение уровня риска вложений;
в части создания устойчивой долгосрочной ресурсной базы – повышение доверия к банковской системе на основе укрепления банковского надзора, механизмов банкротства и ликвидации кредитных организаций, транспарентности банковской системы. ПРБ ведется работа по совершенствованию методики и организации надзора по следующим основным направлениям: повышение оперативности и качества анализа финансового состояния кредитных организаций и эффективности контроля за достоверностью банковской отчетности, развитие практики оценки рисков на индивидуальной и консолидированной основе, в том числе путем включения данных об операциях с небанковскими организациями, входящими в состав банковских групп, расширение состава инструментов и рисков, по которым банки должны формировать резервы на возможные потери. Новым направлением раскрытия информации о банковском секторе должно стать введение в практику расчета и публикации данных о надежности и стабильности банковской системы. Раскрытие данной информации позволит кредитным организациям, надзорным органам, международным финансовым организациям осуществлять регулярный мониторинг надежности банковской системы.
В целом дальнейшее усиление взаимодействия банков и предприятий различных отраслей экономики в целях ее структурной перестройки требует выработки комплексной программы совместных действий всех заинтересованных ведомств.
В первую очередь сегодня
необходимо решить вопросы совершенствования
системы налогообложения
Развитие экономики невозможно
без активного кредитования реального
сектора, поэтому первоочередной задачей
для местных органов власти могла
бы стать выработка приоритетов
кредитной поддержки отраслей экономики,
имеющих решающее значение для социально-экономического
развития территории. В первую очередь
это должны быть отрасли, способные
обеспечить существенный рост и структурную
перестройку производства, расширение
рабочих мест, т.е. следует активно
кредитовать инвестиционную и инновационную
деятельность предприятий. При этом
органам государственной власти
и управления необходимо делить с
банками риски, связанные с государственной
социально-экономической
Было бы желательно создание для банковских учреждений системы финансовых льгот или стимулов, компенсирующих высокие риски и низкую прибыль банков, например, в арендной плате, оплаты охраны, снижении ставки местных налогов. Неминуемые при этом некоторые потери в доходах бюджета обернутся в дальнейшем расширением налогооблагаемой базы заемщиков, и это компенсирует снижение поступлений налогов от банков. Ведь подлинное значение банковской системы для экономики состоит не только в том, какой непосредственно доход она приносит республике, а как благодаря ей растет налогооблагаемая база предприятий. Поэтому местные органы власти и самоуправления заинтересованы в наличии эффективно действующих банковских учреждений в регионе.
Для самих банков очень важно продолжать наращивать собственный капитал; расширять свою деятельность путем открытия филиалов и дополнительных офисов в республике и за ее пределами; повышать уровень управления банком; развивать новые банковские услуги в виде лизинга, факторинга, выпуска пластиковых карт, внедрять персональный менеджмент крупных клиентов.
На данном этапе ПРБ, как
проводник денежно-кредитной
1.2. Развитие коммерческих банков ПМР в сфере кредитования
Условия развития банковского
сектора в 2001 году заметно отличались
от предыдущих лет. Функционирование банков
происходило при умеренном
В структуре активов коммерческих
банков преобладали кредитные
Состав банковского сектора.
Общее количество банков, зарегистрированных
Приднестровским
Таблица 1.2.1.
Количественный состав банковской системы ПМР (ед.) 1.01.2001г. 1.01.2002г.
Коммерческие банки 12 12
Из них:
-с государственным участием 1
-с иностранным участием 4 4
-филиалы банков-нерезидентов
-находящиеся в стадии ликвидации 1 2
Филиалы коммерческих банков 23 23
Капитал. На 1.02.2002г. размер совокупного собственного капитала-брутто коммерческих банков составил 198,0 млн. руб. (в валютном эквиваленте – 33,6 млн. долл.). По сравнению с 1.01.2001г. данный показатель возрос на 80,2 млн. руб. (с учетом переоценки валютной составляющей в результате изменения официальных обменных курсов), или на 68,1%. величина капитала-нетто повысилась с 96,9 млн. руб. до 161,1 млн. руб., или на 66,3%. С учетом инфляции реальный прирост чистого капитала составил 31,2%.
Основным фактором увеличения совокупного капитала банков выступил рост уставного капитала банковских учреждений с 97,8 млн. руб. (1.01.2001г.) до 160,2 млн. руб. (1.01.2002г.), или на 63,8%; при этом уставный капитал действующих банков повысился с 95,7 млн. руб. до 158,3 млн. руб., т.е. на 65,4% (таблица 1.2.2.).
Так как в 2001 году отмечены довольно высокие темпы роста собственного капитала банков, превосходившие темпы роста совокупных активов банковских учреждений, взвешенных с учетом риска, более чем на 20 процентных пунктов увеличился показатель достаточности капитала и превысил отметку в 90%.
Объем вложений иностранного капитала в банковский сектор республики за 2001 год в абсолютном выражении увеличился с 29,1 млн. руб. до 34,8 млн. руб. Вместе с тем его доля в структуре уставного капитала банковских учреждений ПМР уменьшилась с 29,7 % до 21,7%. Соответственно, удельный вес отечественного капитала повысился с 70,3% до 78,3%.
Таблица 1.2.2.
Структура и динамика совокупного собственного капитала
действующих коммерческих банков
(млн. руб.) 1.01.01 1.04.01 1.07.01
Уставный капитал 95,7 101,6
Фонды банков 7,5 11,6 12,8 15,0 15,
Резерв на возможные потери
по ссудам 5,5 6,8 7,6 9,2 9,6
Прибыль 9,0 4,5 6,1 10,3 14,2
Капитал-брутто 117,8 124,6
Капитал-нетто 96,9 103,7 117,
Активы. В 2001 году размер совокупных активов коммерческих банков возрос на 112,8 млн. руб., составив на 1.01.2002г. 430,2 млн. руб. (таблица 3). Наиболее быстрыми темпами расширялись активы, номинированные в приднестровских рублях. За отчетный период их величина повысилась с 90,2 млн. руб. до 159,4 млн. руб., или на 76,7%. Активы в иностранной валюте в долларовом эквиваленте увеличились с 42,1 млн. долл. до 45,9 млн. долл., или на 9,0%. Темп их роста в рублевом эквиваленте был на 10,2 процентных пункта выше за счет изменения курсовых соотношений между рублем ПМР и иностранными валютами. Увеличившаяся привлекательность приднестровского рубля и более широкое его использование в платежных операциях содействовали снижению валютизации активов с 71,6% на 1 января 2001 года до 62,9% на 1 января 2002 года.
В течение 2001 года произошли изменения в структуре активов банков. Возрос удельный вес ссудной задолженности. Если на 1.01.2001 г. ее доля в суммарных активах банковской системы составляла 38,0%, то на 1.01.2002г. – 45,6%. В абсолютном выражении кредитные вложения банков увеличились с 120,7 млн. руб. до 196,2 млн. руб., или на 62,6%. Объем кредитования банками экономических агентов республики в приднестровских рублях за анализируемый период повысился в 3 раза, что также говорит о более активном использовании внутренней денежной единицы при совершении экономических трансакций. Ссудная задолженность, номинированная в иностранной валюте, возросла на 14,3% (в долларовом эквиваленте). Между тем сумма кредитов, предоставленных в валюте, на 1.01.2002г. в 1,5 раза превышала размер кредитных вложений в рублях.
В структуре кредитных
вложений по категориям заемщиков произошло
заметное увеличение кредитных вложений
в нефинансовый сектор экономики, что
связано главным образом с
некоторой стабилизацией
Информация о работе Залог как форма обеспечения возвратности кредита