Внешний долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.
В первой главе рассматривается сущность бюджетного дефицита, основные виды бюджетных дефицитов, пути их финансирования, показывается роль бюджетного дефицита как индикатора экономической безопасности страны.
Во второй главе дается характеристика государственного долга и его видов: внутреннего и внешнего. Рассматриваются различные точки зрения на определение данной экономической категории. Определяются причины возникновения задолженности государства и основные пути покрытия этой задолженности. Третья глава рассматривает, что явилось истоком возникновения государственного долга в Республике Беларусь, какая нынешняя ситуация на рынке государственного долга. Также анализируется показатель бюджетного дефицита РБ за последние годы и определяются основные источники его покрытия.
Материалом для данной работы служили конкретные показатели бюджета, отраженные в Законе о бюджете Республики Беларусь на 2004 год, различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов и Министерством статистики и анализа РБ.

Работа содержит 1 файл

Курсовая новая.doc

— 379.50 Кб (Скачать)

     -прочие  источники внутреннего финансирования- -6774400,0(тыс.р);

     -поступления  от реализации принадлежащего государству имущества-100000000,0(тыс.р);

     -изменение  остатков средств бюджнта-15079075,0(тыс.р).

     Внешнее финансирование-523696240,0(тыс.р):

     -кредиты  Международных финансовых организаций-  -30673440,0(тыс.р);

     -кредиты  правительств иностранных государств- -157509699,0(тыс.р);

     -прочие  источники внешнего финансирования-711879379,0(тыс.р).

     Согласно  закону «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» общее финансирование бюджетного дефицита составляет 1 130 000 000,0 (тыс.р).

     Внутреннее  финансирование 404 230 909,0 (тыс.р):

     -источники  получаемые от Национального  Банка РБ - –890,0 (тыс.р);

     -источники,  получаемые от банков, иных юридических  и физических   лиц-500 000 000,0 (тыс.р);

     -прочие  источники внутреннего финансирования- –10 000 000,0 (тыс.р);

     -поступления  от реализации принадлежащего  государству имущества-1 200 000,0 (тыс.р);

     -изменение  остатков средств бюджета-13 781 399,0 (тыс.р).

     Внешнее финансирование-725 769 091,0 (тыс.р):

     -кредиты  Международных финансовых организаций- 111 834,0(тыс.р);

     -кредиты  правительств иностранных государств- –194 834 884,0 (тыс.р);

     -прочие  источники внешнего финансирования-920 492 141,0 (тыс.р).

 

     Эти данные  свидетельствуют о том, что в Беларуси применяется в  основном неинфляционный источник покрытия дефицита. Данные лишний раз подтверждают неразвитость рынка государственных ценных бумаг, что обусловлено, прежде всего, низкой активностью первичных инвесторов, явившейся следствием отсутствия свободных средств, как у банков, так и субъектов хозяйствования, слабой привлекательностью прямых инвестиций в производственную сферу, ухудшением ликвидности банковской системы, что обусловило резкое снижение спроса на государственные ценные бумаги в основном со стороны банков республики.

     Это означает необходимость в дальнейшем развития инфраструктуры фондового рынка, главным образом за счет активизации работы таких финансовых институтов, как центральный депозитарий и фондовая биржа.

     Необходимо  также отметить, что ряд проблем  остается и в сфере внешнего долга  страны. Существует также проблема с погашением и обслуживанием кредитов предприятий. Очевидно, что переложение платежей по долгам предприятий на Правительство формирует не что иное, как скрытый внешний государственный долг и увеличивает дефицит бюджета.

     Таким образом, для преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса - инфляция, государственный долг, истощение валютных резервов, снижение инвестиционной активности, сокращение экспорта, сопровождаемое увеличением импорта, снижение жизненного уровня населения, - необходимо разрабатывать специальную программу и проводить мероприятия по сокращению бюджетного дефицита. Такая программа должна предусматривать наиболее существенные и качественные меры:

  1. Повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов – основного источника увеличения доходов бюджета.
  2. Дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведения рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности.
  3. Расширение круга плательщиков, осуществляемое одновременно с улучшением налогового законодательства.
  4. Развитие территориально-регионального хозрасчета.
  5. Оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом, и в первую очередь – направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли хозяйства должны решать задачи структурной перестройки экономики.
  6. В целях изыскания дополнительных источников финансирования социально-культурных расходов следует рассмотреть целесообразность и возможность сокращения некоторых других расходов государства, в частности военных расходов и  расходов на управление. Это позволяет профинансировать в начальный период развитие рыночной экономики статьи затрат, обеспечивающие  систему защищенности населения.
  7. Обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ.
  8. Совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере.
  9. Корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей.
  10. Реформирование бюджетного процесса в целом. Необходимо отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования; расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются в бюджете развития и финансируются в пределах дополнительно полученных доходов, а также привлеченных безинфляционных источников.
  11. Составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов.
  12. Развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте.
  13. Принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций. С их  помощью решается сразу несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит, и увеличиваются платежи в бюджет.

     Для достижения реального эффекта и  сокращения бюджетного дефицита, перечисленные  мероприятия должны рассматриваться  в их единстве и применяться комплексно.

     Таким образом, разработка и последовательная реализация мер, направленных на  увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     На  основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

     Бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме  развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны, а также его ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны. Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка ГЦБ и совершенствование механизма управления внутренним долгом.

     Главной же целью совершенствования бюджетной  политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия. Критерий дефицита бюджета, по сути, выполняет роль регулятора с отрицательной обратной связью, а потому должен играть ведущую роль в системе показателей экономической безопасности Республики Беларусь в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия. Однако хочу отметить, что в тоже время, сам по себе дефицит бюджета может не быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет от 10 до 30%. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания “финансовых дыр”, субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

     Известно, что государственный долг корнями  уходит в бюджетный дефицит страны. Для покрытия дефицита государство прибегает к заимствованиям, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Таким образом,  государственный долг, с одной стороны, является пассивом для государства и активом держателей государственных облигаций (ценных бумаг государственного заимствования).

     В настоящее время показатели величины внешнего долга не вызывают опасений по поводу долговой безопасности государства  и в дальнейшем мы должны избегать использования иностранных кредитов, с другой — участие иностранного капитала в экономике страны должно быть более широким, быстрая экономическая трансформация без внешней финансовой помощи невозможна. Республика испытывает огромную потребность в инвестиционных ресурсах. До недавнего времени ограниченное использование внешних займов компенсировалось в республике значительной денежной эмиссией. Однако по мере стабилизации финансовой системы роль заемных ресурсов для экономики будет возрастать.

     Существующая  долговая стратегия не позволяет  привлекать сколько-нибудь значительные внешние займы. Ключевой проблемой здесь является неполучение кредитов МВФ, что воспринимается многими потенциальными кредиторами как сигнал о высоких экономических и политических рисках вложения средств в Беларуси. Как следствие, основная масса получаемых сегодня страной иностранных займов представляет собой связанные кредиты, предоставляемые зарубежными банками под гарантии правительства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы:

     1.Очерки финансовой науки. Петроград: Наука и школа. Кулишер И.М. 1919.

     2.Экономическая политика: Учебное пособие.  Бункина М.К., Семенов А.М. Минск: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 1999. с. 82.

     3.Макроэкономика: Учебник. Дорнбуш Р., Фишер С. Минск: изд-во МГУ: «ИНФРА-М», 1997. с. 243

     4.Основы статистики финансов: Учебное пособие. Рябушкин Б. Т. Минск: Финстатинформ, 1997. с. 10.

     5.Финансы: Учебник. Романовский М. В. Минск: «Перспектива», «Юрайт», 2001. с. 203.

     6.Белорусский экономический журнал № 2. Сорокина Т.В., 2009г., с.60-72.

     7.Лекции по древней русской истории до конца XVI в.: Любавский М.К. Унив. тип, 1915.

     8.Экономическая теория, под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С.,                                         изд-во  "Питер" СПб. 1997 г.

     9.Бремя государства. Вопросы экономики, № 1, Илларионов А., 2007.

     10.Государственные финансы, Учебное пособие, Брайчева Т.В. изд-во «Питер» 2006г.

     11.Государственный бюджет, Учебное пособие, Сорокина Т.В. Минск: БГЭУ 2003г.

     12.Какой бюджет без компромисса, а бизнес - без риска? Дело. Заико Л., 2002. №  1. с. 7-8.

     13.Бюджетный процесс в Республике Беларусь. Сорокина Т.В. Минск: БГЭУ, 2000. с. 242.

     14.Государственный долг и макроэкономическая стабилизация.   Белорусский банковский бюллетень. Раков А. 2000. №44. с. 34–37;  №45. с.32-33.

     15.Государственный бюджет: Учебное пособие. Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А.; Под общей редакцией Ткачук М.И. Минск: Высшая школа, 1995. 240с.

     16.Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. Дробозина Л. А. Минск: Финансы, ЮНИТИ, 1997.253с.

     17.Учебник по основам экономической теории. Камаев В. Д. М.: "ВЛАДОС", 1994. 384 с.

     18.Государственный бюджет: Учебное пособие для учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по специальности "Финансы и кредит" / Сорокина Т. В. Минск: БГЭУ, 2003.  289с.

     19.Иностранные займы, формирующие внешний государственный долг Республики Беларусь// Вестник ассоциации белорусских банков. Цедрик С.К. 2001.№ 44. С.14-20

     20.Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь,Аналитическое обозрение. Национальный банк РБ, январь-июнь 2009,Минск.

     21.www.minfin.by

     22.www.belstat.gov.by

     23.www.president.by 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 1

     Консолидированный бюджет Республики Беларусь  
(в сопоставимой структуре), млрд. рублей

Информация о работе Внешний долг