Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:17, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.
В первой главе рассматривается сущность бюджетного дефицита, основные виды бюджетных дефицитов, пути их финансирования, показывается роль бюджетного дефицита как индикатора экономической безопасности страны.
Во второй главе дается характеристика государственного долга и его видов: внутреннего и внешнего. Рассматриваются различные точки зрения на определение данной экономической категории. Определяются причины возникновения задолженности государства и основные пути покрытия этой задолженности. Третья глава рассматривает, что явилось истоком возникновения государственного долга в Республике Беларусь, какая нынешняя ситуация на рынке государственного долга. Также анализируется показатель бюджетного дефицита РБ за последние годы и определяются основные источники его покрытия.
Материалом для данной работы служили конкретные показатели бюджета, отраженные в Законе о бюджете Республики Беларусь на 2004 год, различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов и Министерством статистики и анализа РБ.
-прочие
источники внутреннего
-поступления от реализации принадлежащего государству имущества-100000000,0(тыс.р);
-изменение
остатков средств бюджнта-
Внешнее
финансирование-523696240,0(
-кредиты
Международных финансовых
-кредиты правительств иностранных государств- -157509699,0(тыс.р);
Согласно закону «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» общее финансирование бюджетного дефицита составляет 1 130 000 000,0 (тыс.р).
Внутреннее финансирование 404 230 909,0 (тыс.р):
-источники получаемые от Национального Банка РБ - –890,0 (тыс.р);
-источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц-500 000 000,0 (тыс.р);
-прочие
источники внутреннего
-поступления
от реализации принадлежащего
государству имущества-1 200
-изменение
остатков средств бюджета-13
Внешнее финансирование-725 769 091,0 (тыс.р):
-кредиты
Международных финансовых
-кредиты
правительств иностранных
Эти данные свидетельствуют о том, что в Беларуси применяется в основном неинфляционный источник покрытия дефицита. Данные лишний раз подтверждают неразвитость рынка государственных ценных бумаг, что обусловлено, прежде всего, низкой активностью первичных инвесторов, явившейся следствием отсутствия свободных средств, как у банков, так и субъектов хозяйствования, слабой привлекательностью прямых инвестиций в производственную сферу, ухудшением ликвидности банковской системы, что обусловило резкое снижение спроса на государственные ценные бумаги в основном со стороны банков республики.
Это означает необходимость в дальнейшем развития инфраструктуры фондового рынка, главным образом за счет активизации работы таких финансовых институтов, как центральный депозитарий и фондовая биржа.
Необходимо также отметить, что ряд проблем остается и в сфере внешнего долга страны. Существует также проблема с погашением и обслуживанием кредитов предприятий. Очевидно, что переложение платежей по долгам предприятий на Правительство формирует не что иное, как скрытый внешний государственный долг и увеличивает дефицит бюджета.
Таким образом, для преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса - инфляция, государственный долг, истощение валютных резервов, снижение инвестиционной активности, сокращение экспорта, сопровождаемое увеличением импорта, снижение жизненного уровня населения, - необходимо разрабатывать специальную программу и проводить мероприятия по сокращению бюджетного дефицита. Такая программа должна предусматривать наиболее существенные и качественные меры:
Для достижения реального эффекта и сокращения бюджетного дефицита, перечисленные мероприятия должны рассматриваться в их единстве и применяться комплексно.
Таким
образом, разработка и последовательная
реализация мер, направленных на увеличение
доходов и сокращение расходов, регулирование
бюджетного дефицита, целенаправленное
управление его размером в совокупности
с другими экономическими антикризисными
мерами будут способствовать стабилизации
финансового положения республики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.
Бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны, а также его ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны. Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка ГЦБ и совершенствование механизма управления внутренним долгом.
Главной
же целью совершенствования
Известно, что государственный долг корнями уходит в бюджетный дефицит страны. Для покрытия дефицита государство прибегает к заимствованиям, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Таким образом, государственный долг, с одной стороны, является пассивом для государства и активом держателей государственных облигаций (ценных бумаг государственного заимствования).
В
настоящее время показатели величины
внешнего долга не вызывают опасений
по поводу долговой безопасности государства
и в дальнейшем мы должны избегать
использования иностранных
Существующая
долговая стратегия не позволяет
привлекать сколько-нибудь значительные
внешние займы. Ключевой проблемой
здесь является неполучение кредитов
МВФ, что воспринимается многими потенциальными
кредиторами как сигнал о высоких экономических
и политических рисках вложения средств
в Беларуси. Как следствие, основная масса
получаемых сегодня страной иностранных
займов представляет собой связанные
кредиты, предоставляемые зарубежными
банками под гарантии правительства.
Список использованной литературы:
1.Очерки финансовой науки. Петроград: Наука и школа. Кулишер И.М. 1919.
2.Экономическая политика: Учебное пособие. Бункина М.К., Семенов А.М. Минск: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 1999. с. 82.
3.Макроэкономика: Учебник. Дорнбуш Р., Фишер С. Минск: изд-во МГУ: «ИНФРА-М», 1997. с. 243
4.Основы статистики финансов: Учебное пособие. Рябушкин Б. Т. Минск: Финстатинформ, 1997. с. 10.
5.Финансы: Учебник. Романовский М. В. Минск: «Перспектива», «Юрайт», 2001. с. 203.
6.Белорусский экономический журнал № 2. Сорокина Т.В., 2009г., с.60-72.
7.Лекции по древней русской истории до конца XVI в.: Любавский М.К. Унив. тип, 1915.
8.Экономическая теория, под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С., изд-во "Питер" СПб. 1997 г.
9.Бремя государства. Вопросы экономики, № 1, Илларионов А., 2007.
10.Государственные финансы, Учебное пособие, Брайчева Т.В. изд-во «Питер» 2006г.
11.Государственный бюджет, Учебное пособие, Сорокина Т.В. Минск: БГЭУ 2003г.
12.Какой бюджет без компромисса, а бизнес - без риска? Дело. Заико Л., 2002. № 1. с. 7-8.
13.Бюджетный процесс в Республике Беларусь. Сорокина Т.В. Минск: БГЭУ, 2000. с. 242.
14.Государственный долг и макроэкономическая стабилизация. Белорусский банковский бюллетень. Раков А. 2000. №44. с. 34–37; №45. с.32-33.
15.Государственный бюджет: Учебное пособие. Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А.; Под общей редакцией Ткачук М.И. Минск: Высшая школа, 1995. 240с.
16.Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. Дробозина Л. А. Минск: Финансы, ЮНИТИ, 1997.253с.
17.Учебник по основам экономической теории. Камаев В. Д. М.: "ВЛАДОС", 1994. 384 с.
18.Государственный бюджет: Учебное пособие для учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по специальности "Финансы и кредит" / Сорокина Т. В. Минск: БГЭУ, 2003. 289с.
19.Иностранные займы, формирующие внешний государственный долг Республики Беларусь// Вестник ассоциации белорусских банков. Цедрик С.К. 2001.№ 44. С.14-20
20.Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь,Аналитическое обозрение. Национальный банк РБ, январь-июнь 2009,Минск.
21.www.minfin.by
22.www.belstat.gov.by
23.www.president.by
Приложение 1
Консолидированный
бюджет Республики Беларусь
(в сопоставимой структуре),
млрд. рублей