Внешний долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.
В первой главе рассматривается сущность бюджетного дефицита, основные виды бюджетных дефицитов, пути их финансирования, показывается роль бюджетного дефицита как индикатора экономической безопасности страны.
Во второй главе дается характеристика государственного долга и его видов: внутреннего и внешнего. Рассматриваются различные точки зрения на определение данной экономической категории. Определяются причины возникновения задолженности государства и основные пути покрытия этой задолженности. Третья глава рассматривает, что явилось истоком возникновения государственного долга в Республике Беларусь, какая нынешняя ситуация на рынке государственного долга. Также анализируется показатель бюджетного дефицита РБ за последние годы и определяются основные источники его покрытия.
Материалом для данной работы служили конкретные показатели бюджета, отраженные в Законе о бюджете Республики Беларусь на 2004 год, различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов и Министерством статистики и анализа РБ.

Работа содержит 1 файл

Курсовая новая.doc

— 379.50 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 

     Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая  система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.  

     Однако данная система зачастую  сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетной задолженности  или бюджетного дефицита. Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск “пустых” денег.                                                                                                                                                                                                                

     Целью данной работы является раскрытие понятия  бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.

     В первой главе рассматривается  сущность бюджетного дефицита, основные виды бюджетных  дефицитов, пути их финансирования, показывается роль бюджетного дефицита как индикатора экономической безопасности страны.

     Во  второй главе дается характеристика государственного долга  и его  видов: внутреннего и внешнего. Рассматриваются  различные точки зрения на  определение  данной экономической категории. Определяются причины возникновения задолженности государства и основные пути  покрытия этой задолженности. Третья глава рассматривает, что явилось  истоком  возникновения государственного долга в Республике Беларусь, какая  нынешняя ситуация на рынке государственного долга. Также анализируется показатель бюджетного дефицита РБ  за последние годы и определяются основные  источники  его покрытия.

     Материалом  для данной работы  служили  конкретные показатели бюджета, отраженные в Законе о бюджете Республики Беларусь на 2004 год, различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов и Министерством статистики и анализа РБ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Бюджетный дефицит  и государственный  долг. Сущность и  содержание

            1.1. История развития бюджета Беларуси 

     В январе 2009г. исполнилось 90 лет финансовой системе Республики Беларусь. Ее центральным звеном неизменно выступал государственный бюджет, ресурсы которого составляли финансовую базу для реализации экономической и социальной политики правительства на всех этапах государственного развития.

     Однако  бюджет Беларуси имеет длительную историю  своего существования. Он прошел те же этапы развития, что и государство, претерпевая количественные и качественные изменения. Бюджет зародился на ранних ступенях общественного развития не как финансовая категория, а в виде особой системы общественных отношений, связанных с мобилизацией доходов в форме материальных ценностей для создания бюджетного фонда (государственной казны) и осуществления государственных расходов. Процесс трансформации бюджета в финансовую категорию шел одновременно с развитием общества, государства и товарно-денежных отношений. В этих условиях бюджет формируется как фонд денежных средств, усиливается и его роль в связи с усложнением выполняемых им функций.

     «Государственная роспись, или бюджет, - писал в начале XXв. Один из основателей финансовой науки И.М.Кулишер, - есть выражение или отражение всего государственного хозяйства <…> Для того, кто умеет читать ее, она, подобна прожектору, сразу освещает все достоинства и пороки финансового хозяйства страны, немногими сочными мазками рисует пред его умственным взором яркую картину того, как данное государство ведет свое хозяйство, в чем оно полагает центр тяжести и точку опоры своих финансов, какие ставит себе цели, каким путем и насколько умело и полно их достигает» [1.С 1.]

     Современное государство использует бюджет как  инструмент государственного регулирования  общественных процессов. Бюджетные  методы воздействия на экономику  современного государства стали  наиболее распространенными и эффективными.

     Проследим генезис и трансформацию бюджета  Беларуси на отдельных исторических этапах развития государства. 
 
 

     Генезис бюджета Беларуси и его развитие в составе Древнерусского государства

     Генетические  истоки бюджета берут начало из казны белорусских волостей-княжеств. История свидетельствует, что в VI – VII вв. н.э. на землях, прилегающих к Западной Двине, Днепру и Припяти, осело 3 группы славянских племен: кривичи, дреговичи, радимичи, которые сформировались как восточное славянство и в дальнейшем составили основу белорусской народности. Со второй половины IX в. в племенах начинается государственно-общественная организация, образуются волости-княжества. Самыми большими волостями считались Полоцкая, Смоленская и Туровская, менее крупными – Витебская, Минская, Оршанская, Мстиславская, Изяславская и др.

     В IX в. белорусские княжества не представляли собой единого государства, но каждое из них являлось государственным объединением. В волости устанавливалась своя исполнительно-законодательная власть: законодательная принадлежала вечу – народному собранию, а исполнительная – князю с дружиною. Волостные князья с дружинами охраняли территорию волости и ходили в походы на соседние вражеские волости или отдаленные чужие земли, охраняли торговые пути и караваны, чинили суд и расправу. Каждая волость – княжество как государственное формирование имела свою казну - своеобразный бюджетный фонд. Казна княжества не отделялась от казны князя и была в полном его распоряжении. В это время княжеская казна формируется из материальных ценностей и бюджет княжества еще не представляет собой финансовую категорию.

     Явившись  прообразом государственного бюджета, княжеская казна приобретает  свойственные ему признаки: ее возникновение  связано с появлением государственной организации у восточных славян; она создается как централизованный фонд, но пока еще не в денежном, а в натурально-вещественном выражении. Княжеская казна пополнялась в основном за счет дани, доходов от продажи рабов и имущества, захваченного в результате войн.

     Образование княжеств у восточных славян происходило  одновременно с формированием раннефеодального государства Киевской Руси. В середине IX в. восточные славяне стали объединяться, чтобы противостоять агрессии соседей-варягов и хазаров, которым они платили дань. Так возникли северный и южный союзы восточнославянских племен, на основе которых позже образовалось единое Древнерусское государство.

     Возглавлял  государство великий князь, которому  подчинялись многочисленные удельные князья и бояре. За выполнение своих функций по внешней обороне и внутреннему управлению князь получал от населения доходы, которые формировали великокняжескую казну и шли на содержание княжеского двора и дружины. Дружина полностью была на иждивении князя. Князь ее кормил, одевал, вооружал и снабжал лошадьми (уже тогда расходы по обороне государства имели особый статус). Казна великого князя все еще не отделялась от казны государства, но она была уже общегосударственным бюджетным фондом.

     В IX в. Киевский князь, централизовав вокруг себя разные племена, обложил их данью. Отсюда и возникло понятие «подданные». В то время дань была основным источником доходов. Она большей частью реализовывалась либо обменивалась на другие товары, пополнявшие княжескую казну. Это побуждало великих князей поощрять торговлю и способствовать ее развитию, охранять торговые интересы восточных славян и защищать великий подводный путь «из варяг в греки».

     Доходы  от торговли рабами, которых княжеские  дружины захватывали на войне, также  составляли важную доходную статью. С развитием торговли все более существенным источником доходов становились торговые пошлины. Выполнение великим князем своих внутренних функций – «чинить суд и расправу» - позволяло получать судебные пошлины и штрафы, которые тоже поступали в княжескую казну. Кроме всего прочего, доходы Древнерусского государства формировались и за счет контрибуций. Так, согласно летописи, князь Олег, «заключив с греками договор после удачного нападения на Царьград, взял с них «уклады», контрибуцию, для городов Киева, Чернигова, Полоцка и других» [8, с. 71].

     От  своей судебной деятельности князья получали «виры» - штрафы за убийство свободного человека, «продажи» - штрафы (пеню) в  пользу князя за другие правонарушения, судебные «уроки» - пошлины с гражданских  процессов. Со временем все они превратились в судебные пошлины.

     Кроме того, князья получали в свою пользу сборы: мыто, весчее, померное. Эти сборы  были вначале платой за различные  услуги, оказываемые торговцам. Позже  они приобрели значение чисто  торговых пошлин.

     В пределах отдельных княжеств функционировала  собственная система сбора доходов  в пользу князя. Иначе говоря, формировалась  княжеская казна на уровне местного самоуправления (прообраз местного бюджета).

     К концу XII в. Древнерусское государство стало распадаться на отдельные княжества и феодальные республики, великий князь Киевский  был совершенно обессилен и не имел уже никакой власти над князьями. Союз восточного славянства был признан распавшимся.

     За  время нахождения в составе Древнерусского государства белорусские земли накопили опыт государственно-общественной организации. В IX-XII вв. в Древнерусском государстве были заложены основы формирования бюджетной системы. Не смотря на то, что казна великого князя не отделялась от казны государства, она выполняла функции государственного бюджета, являлась его предшественником. Выступавшая в качестве бюджетного фонда, государственная казна пополнялась как материальными ценностями, так и денежными доходами.

     Государственное устройство Киевской Руси  определило и  многоступенчатую систему формирования доходов: на уровне государства (великого князя), отдельных княжеств и внутри них.

     Волости и крупные города формируют свою казну, которая становится прообразом местного бюджета. По такому принципу позже стала  формироваться бюджетная система Беларуси  (государственный бюджет и местные бюджеты областей, городов, районов и т.д.).

     Закладываются  принципы распределения доходов  между бюджетами. Имеется в  виду, что доходы, взимаемые на территории волостей, поступали в казну отдельных княжеств, за исключением той части, которая направлялась великому князю. Тот факт, что великий князь получал доходы в виде части дани, позволяет признать существование принципа значимости  в распределении государственных доходов: изначально дань была самым существенным доходным источником.

     Четко прослеживается территориальный принцип  сбора доходов, который заключался в том, что расчеты с великокняжеской казной каждая территория (волость, город) вела самостоятельно, а за сбор налогов на вверенной ему территории отвечал княжеский наместник.

     Относительная самостоятельность княжеств, широкие  права в решении вопросов формирования доходов казны и их использования  позволяют говорить о том, что  уже была подготовлена почва к  развитию такого понятия, как бюджетные права. Местная администрация наделялась правами по сбору доходов на своей территории, введению местных налогов и сборов, установлению их размеров.

     Важно отметить и то, что зарождавшаяся  система налогообложения уже  предусматривала налоговые льготы для стимулирования тех или иных процессов  хозяйственной жизни государства. Более того, между уровнями власти сложились вполне определенные отношения в распределении государственных доходов ( между удельными князьями и великим князем), что заложило основы для развития в будущем принципов формирования межбюджетных отношений.

Информация о работе Внешний долг