Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:17, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.
В первой главе рассматривается сущность бюджетного дефицита, основные виды бюджетных дефицитов, пути их финансирования, показывается роль бюджетного дефицита как индикатора экономической безопасности страны.
Во второй главе дается характеристика государственного долга и его видов: внутреннего и внешнего. Рассматриваются различные точки зрения на определение данной экономической категории. Определяются причины возникновения задолженности государства и основные пути покрытия этой задолженности. Третья глава рассматривает, что явилось истоком возникновения государственного долга в Республике Беларусь, какая нынешняя ситуация на рынке государственного долга. Также анализируется показатель бюджетного дефицита РБ за последние годы и определяются основные источники его покрытия.
Материалом для данной работы служили конкретные показатели бюджета, отраженные в Законе о бюджете Республики Беларусь на 2004 год, различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов и Министерством статистики и анализа РБ.
Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о балансированности бюджета - на ежегодной или на циклической основе - второстепенный. Первоначальной целью государственных финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета.[17,с. 217] Если достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным сальдо или большим и все возрастающим государственным долгом - пусть будет так. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции. Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны.
Такая политика предполагает:
Овладение
этой политикой позволяет обществу
находить оптимальную величину бюджетного
дефицита. Так, в конце 80-х годов
бюджетный дефицит во Франции
составлял 9,6% от ВНП, в США - 11,6, в ФРГ - 14,
в Японии - 15,6, в Бельгии - 25,1, в Италии -
25,2, в Греции—31,2%. [18, с.78] Однако при
всей привлекательности политики бюджетного
дефицита, крупные дефициты приводят к
значительным отрицательным последствиям
даже для “богатых” в экономическом отношении
стран.
1.5.Понятие
и виды государственного
долга
Государственный
долг - это общий размер задолженности
федерального правительства владельцам
государственных ценных бумаг, равный
сумме прошлых бюджетных
Возникает вопрос, а почему появляется государственный долг? С позиции долгосрочной исторической перспективы ответ может быть двояким: причинами были войны и спады. Рассмотрим эти причины. во время войны перед государством стоит задача переориентировать значительную часть ресурсов экономики с производства гражданской продукции на нужды военного производства. Соответственно возрастут расходы правительства на вооружение и содержание военнослужащих. Существует три варианта финансирования этих расходов: увеличить налоги, напечатать нужное количество денег или использовать дефицитное финансирование. Финансирование за счёт налогов может привести к их росту до такого уровня, который подорвёт стимулы к труду, а это не выгодно во время войны. Печатание и расходование дополнительной массы денег создаст сильное инфляционное давление. Следовательно, большая часть расходов должна финансироваться за счёт продажи облигаций населению. Таким образом, значительная доля расходуемого дохода останется, и высвободятся ресурсы из гражданского производства, которые затем могут использоваться в военных отраслях.
Второй источник государственного долга - это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается или не может увеличиться, налоговые поступления автоматически сокращаются и имеют тенденцию вызывать дефициты. [10, с. 57]
Различают внешний и внутренний государственный долг, а также краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Большинство стран мира сегодня живут с большим государственным долгом. Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов, и превышение новых денежных средств.
Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну большим бременем, так как для его погашения государство должно отдавать какие-либо ценные товары, оказывать определенные услуги. Надо помнить и то, что кредитор обычно ставит определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.
Внутренний государственный долг – долг своему населению – приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров и услуг обычно не происходит, но возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительными.
Государственный долг еще классифицируют на капитальный и текущий. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату. Текущий государственный долг состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде. [11, с. 184]
Предметом особого внимания является внешний государственный долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится труднее. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств. В некоторых развивающихся и среднеразвитых странах ежегодно обязательства выплат по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности. [11, с. 185]
Можем отметить, что бюджетный дефицит приводит к росту как внутреннего, так и внешнего государственного долга. Следовательно, дефицит бюджета оказывает непосредственное влияние на объем государственного долга. При этом, чем выше дефицит бюджета, тем больше заимствований следует привлекать на его покрытие, что в свою очередь увеличивает госдолг. Здесь же, чем выше госдолг, тем больше требуется расходов на его обслуживание, что соответственно повышает расходную часть бюджета. Чтобы разорвать этот замкнутый круг от правительства страны требуется меры по предотвращению роста бюджетных расходов, а также государственных заимствований. Сейчас идет много споров об отрицательных и положительных чертах дефицита с точки зрения роста внутреннего и внешнего долга. Однако можно выделить следующие две доминирующие позиции.
Первая
основывается на незнании экономики
и поверхностном здравом
Вторая же основывается на детальном анализе всех за и против. Национальный государственный долг строится из бюджетных дефицитов. Для покрытия дефицита государство прибегает к заимствованиям, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Национальный долг, с одной стороны, является пассивом для государства и активом держателей государственных облигаций (ценных бумаг государственного заимствования). Таким образом, стоимость в результате госзаимствований не теряется. [9, с 89]
Теперь подробнее остановимся на сущности внутреннего и внешнего государственного долга.
Внутренний государственный долг в современных условиях создается, прежде всего, не как финансовый, а как политический инструмент, с помощью которого правительство создает общественный слой, материальные интересы которого нацелены на укрепление государства. Прочные демократические государства, как правило, имеют развитой внутренний государственный долг, который правительство не может погасить в обозримые сроки. Такая задача и не ставится. Внутренний государственный долг и создается не для того, чтобы когда-то быть погашенным. Он создается как постоянно действующий инструмент. Но тогда как же государство выполняет свои обязательства перед вкладчиками? Это происходит путем поддержания баланса между притоком и оттоком вкладов. Это общий принцип организации сберегательного дела. Если государство видит, что изымают больше, чем вносят, то оно увеличивает процент по вкладам и их приток извне увеличивается. И наоборот, если больше вносят, а государство не хочет увеличивать государственный долг, он уменьшает процент.
При рыночной экономике государство само ничего не производит, оно только перераспределяет ВВП, доходы граждан путем налогообложения и бюджетного финансирования. Обслуживание государственного долга также сводится именно к такому перераспределению. Государство изымает часть доходов (процентов) по государственным долговым обязательствам. Это действие не снижает общий уровень жизни и потребления населения и в целом всегда благоприятно воспринимается гражданами даже в бедных странах. Но только при одном условии, если держателем государственных долговых обязательств является основная часть населения. Размещение же государственного долга среди узкого круга лиц может быть признаком антинародного режима. Благополучие рыночной экономики основывается на деятельности эффективных собственников, т.е. людей, способных извлекать из собственности максимальный доход, при этом, не разрушая ее. Постоянное уничтожение неэффективных собственников – важнейшая функция государства. Государство облагает крупную собственность высоким налогом, если собственник своей способностью уплатить государственный налог доказывает свою эффективность, то государство оставляет собственность в его управлении еще на один год, если же не доказывает, то государство разоряет его и вынуждает передать собственность в более умелые руки. Осуществлять, таким образом, постоянный предел собственности может только государство, опирающееся на широкие общественные слои, а не только на крупный капитал. [11, с. 186-187]
Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает жизненный уровень населения данной страны. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые "неудобны" для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа. Поэтому оценивают его относительную величину. Используют такие показатели, как доля внешнего долга в валовом национальном продукте, отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год. По оценкам специалистов данный показатель не должен превышать 25%.
Большой
внешний долг снижает международный
авторитет страны и может
осложнить получение новых иностранных
займов. Поэтому правительство
предпринимает определенные меры,
чтобы уменьшить внешний
долг, если он превышает приемлемый
уровень.
1.6.
Способы сокращения
государственной
задолженности
Для того чтобы последствия роста внутреннего долга для страны не стали слишком тяжелыми правительство должно предпринимать определенные меры по управлению долгом.
Это могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов и, в-третьих, секвестирование бюджета. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительная для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Это ограничивает возможности инфляции.
Введение специальных налогов или повышение налоговых ставок позволит в краткосрочном периоде увеличить доходы бюджета, а значит, уменьшить государственный долг. В долгосрочном временном интервале это может привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну.
В
некоторых случаях целесообразно прибегнуть
к сокращению государственных расходов
путем секвестирования. секвестирование—
Существуют также статьи, секвестирование которых невозможно (выплата процентов по государственному долгу и др.). Например, в США все федеральные расходы делятся на две части—прямые (обязательные) и дискреционные. К прямым относят те расходы, которые регламентируются постоянно действующим законодательством (пособие по безработице, программы медицинского обслуживания и т.д.). К дискреционным—расходы, которые зависят от конкретного состояния дел в экономике и ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США. По данным статьям Конгрессом устанавливается ежегодно лимит расходов. Если фактические расходы начинали превышать лимиты, то в действие вступал механизм секвестирования, что позволяло уменьшить бюджетный дефицит и государственный долг. [19, с. 267]