Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:17, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.
В первой главе рассматривается сущность бюджетного дефицита, основные виды бюджетных дефицитов, пути их финансирования, показывается роль бюджетного дефицита как индикатора экономической безопасности страны.
Во второй главе дается характеристика государственного долга и его видов: внутреннего и внешнего. Рассматриваются различные точки зрения на определение данной экономической категории. Определяются причины возникновения задолженности государства и основные пути покрытия этой задолженности. Третья глава рассматривает, что явилось истоком возникновения государственного долга в Республике Беларусь, какая нынешняя ситуация на рынке государственного долга. Также анализируется показатель бюджетного дефицита РБ за последние годы и определяются основные источники его покрытия.
Материалом для данной работы служили конкретные показатели бюджета, отраженные в Законе о бюджете Республики Беларусь на 2004 год, различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов и Министерством статистики и анализа РБ.
Таким образом, в IX-XII вв. создается в определенной степени упорядоченная, многоуровневая система формирования доходов государственного бюджетного фонда, организационные принципы которой в дальнейшем лягут в основу создания бюджетной системы Беларуси. [8, с. 72-73]
1.2.
Сущность и содержание
дефицита государственного
бюджета
Государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, непроизводственная сфера, аппарат государственного управления, значительная часть здравоохранения, и, что самое главное, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.
В
силу своего особого положения
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.
В
каждой стране структура бюджета
имеет свои особенности. Она определяется
экономическим потенциалом
Каждое
правительство в своей
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов могут иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами – дефицит бюджета, превышение доходов над расходами – профицит бюджета.
В действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется “бюджетным дефицитом”.
Дефицит (от лат. Deficit - недостает) – 1) убыток, превышение расхода над доходом; 2) недостаток, нехватка чего-либо.
Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает такое его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета. [2, с. 84]
Если обозначить государственные расходы буквой G, налоги и прочие сборы – буквой T (Tax), то бюджетный дефицит в абсолютных цифрах это разница: G - T.
Определение бюджетного дефицита может быть также следующим: бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений по поводу привлечения дополнительных доходов сверх имеющихся у государства, и их использование на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами. [3, с. 243]
Такие дополнительные доходы образуются, главным образом, в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов. Очевидно, что в интересах правительства разработка и проведение мероприятий по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников его покрытия. Общий объем финансирования дефицита равен величине дефицита с противоположным знаком.
Дефицит = (Заимствование – Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств. [4, с. 10]
Бюджетный дефицит отражает также определенные изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений. В соответствии с этим можно также встретить следующее определение дефицита бюджета – категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. [5, с. 203]
Из этого следует, что основными причинами дефицита бюджета являются:
Ко всем этим причинам следует также отнести такие чрезвычайные обстоятельства, как войны, стихийные бедствия, катаклизмы.
Одна
из причин возникновения бюджетного
дефицита кроется в отставании темпов
роста бюджетных доходов по сравнению
с увеличением бюджетных
Для понимания сущности дефицита важно уяснить, что речь не идет об арифметическом превышении расходов над доходами. Дефицит бюджета – это сложная финансовая категория, выражающая совокупность денежных отношений, возникающих в процессе перераспределения вновь созданной стоимости через бюджетную систему страны. Одновременно дефицит бюджета – это инструмент финансовой политики, с помощью которого регулируется совокупный спрос, потребность государственного сектора экономики в заимствованиях на рынке капитала, величина государственного долга. Дефицит бюджета служит объектом управления в целях достижения устойчивого экономического роста.
Дефицит
государственного бюджета - явление
неоднозначное. Современная экономическая
теория рассматривает его с разных
точек зрения. Например, представители
кейнсианской школы склонны утверждать,
что недостаточность валовых расходов
приводит к увеличению безработицы, избыточность
же валовых расходов порождает инфляцию.
Таким образом, правительству необходимо
уменьшать совокупные расходы в экономике,
когда они слишком велики и наоборот,
увеличивать эти расходы, когда они слишком
низки. Поэтому умеренный дефицит бюджета,
по мнению кейнсианцев - это благо, поскольку
он дает возможность увеличить совокупный
спрос путем дефицитного финансирования
государственных расходов. С другой стороны,
дефицит бюджета - это неудовлетворение
потребностей общества, что порождает
различные негативные экономические явления.
Рассматривая причины возникновения дефицита,
очевидно можно ответить на вопрос о желательности
или нежелательности бюджетного дефицита.
Дефицит, возникающий в случаях чрезвычайных
обстоятельств, а также в результате государственного
регулирования экономической конъюнктуры
можно назвать структурным. Он является
продуктом здравой государственной политики
по стабилизации экономики и оказывает
существенную помощь в недопущении резких
колебаний экономической конъюнктуры.
Структурный дефицит отражает влияние
фискальной политики. Вместо сравнения
реальных расходов и доходов бюджета,
при вычислении структурного дефицита
сравниваются расходы и доходы бюджета
в условиях полной занятости. (Структурный
дефицит иногда называют дефицитом
полной занятости). Другой вид дефицита
возникает в результате кризисных явлений
в экономике страны, циклического спада
производства, неспособности правительства
держать под контролем финансовую ситуацию
в стране. Такой дефицит называют циклическим.
Его рассматривают как нежелательное
явление в экономике. [9, с.88]
1.3. Виды бюджетного
дефицита
В мировой практике различают следующие виды бюджетного дефицита:
Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.
Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.
Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.
Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.
Квазифискальные операции включают, например, следующие:
1.4.Концепции регулирования бюджетного дефицита
Первая концепция базируется
на том, что бюджет должен
быть ежегодно сбалансирован.
До “Великой депрессии” 30-х годов
ежегодно балансируемый бюджет
общепризнано считался