Внешний долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.
В первой главе рассматривается сущность бюджетного дефицита, основные виды бюджетных дефицитов, пути их финансирования, показывается роль бюджетного дефицита как индикатора экономической безопасности страны.
Во второй главе дается характеристика государственного долга и его видов: внутреннего и внешнего. Рассматриваются различные точки зрения на определение данной экономической категории. Определяются причины возникновения задолженности государства и основные пути покрытия этой задолженности. Третья глава рассматривает, что явилось истоком возникновения государственного долга в Республике Беларусь, какая нынешняя ситуация на рынке государственного долга. Также анализируется показатель бюджетного дефицита РБ за последние годы и определяются основные источники его покрытия.
Материалом для данной работы служили конкретные показатели бюджета, отраженные в Законе о бюджете Республики Беларусь на 2004 год, различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов и Министерством статистики и анализа РБ.

Работа содержит 1 файл

Курсовая новая.doc

— 379.50 Кб (Скачать)

     Внешний долг имеет  последствия, которые  более печальны  для  страны, по сравнению  с последствиями  внутреннего долга. Поэтому  правительство предпринимает  определенные  меры, чтобы  уменьшить  внешний  долг, если он  превышает приемлемый  уровень. Оно  может использовать  для  погашения  части долга  золотовалютные   резервы страны, если  таковые  имеются. С  согласия  кредиторов  правительство может  переоформить краткосрочную  и долгосрочную  задолженность   долгосрочную или  отсрочить выплату  внешнего долга. 
 
 
 

     Глава 2. Дефицит бюджета и государственный долг в Беларуси

     2.1. Развитие бюджета  Беларуси 

     Развитие  государственного бюджета происходило  в условиях активного формирования рыночных отношений в республике и возрастания роли бюджета в  системе государственного регулирования. Это сопровождалось усилением централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете (табл. 1).

     Таблица 1.

     Консолидированный бюджет Республики Беларусь

     (в  фактически действовавших  ценах; млрд. рублей)

     Показатель      2000      2005      2007      2008
     Доходы      3181      30825      48049      65655
     В % к ВВП      34,8      47,4      49,4      50,9

     Источник. Составлено по данным Министерства финансов Республики Беларусь. 

     Очевидно, что в период с 2000 по 2008 г. доля консолидированного бюджета в ВВП выросла с 34,8 до 50,9%. Существенно увеличился и  объем бюджета (табл. 2, см. также Приложение 1).

     Таблица 2.

     Динамика  доходов консолидированного бюджета, млрд. руб. (в  действовавших ценах)

     Показатель      2005      2006      2007      2008
     Доходы  бюджета (с целевыми фондами), млрд.руб.      30824,9      38391,2      48049,0      65660,5

     Источник. Составлено по данным Министерства финансов Республики Беларусь.

     Только  за период с 2005 по 2008 г. объем бюджета  вырос в 2 раза. Это в значительной степени связано с поэтапным  включением в его состав доходов  государственных внебюджетных фондов, в том числе с 2004 г. – внебюджетного  Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. Такие меры позволяют максимально концентрировать в бюджете государственные доходы, оперативно управлять бюджетными ресурсами, контролировать их использование, однако влияют на структуру доходной части бюджета (табл. 3). 
 

     Таблица 3.

     Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, % к итогу 

     Доходы      2000      2005      2006      2007      2008
     Всего:      100,0      100,0      100,0      100,0      100,0
     В том числе:                                   
     налоговые и неналоговые      81,5      47,0      58,6      62,7      68,6
     государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов, % к общему объему доходов      18,5      53,0      41,4      37,3      31,4
     государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов, % к налоговым и неналоговым  доходам      22,8      113,0      63,6      59,5      45,6

     Источник. Составлено по данным Министерства финансов Республики Беларусь. 

     Из  приведенных данных видно, что в 2000-2005 гг. наблюдалась тенденция  роста доли доходов целевых фондов общем объеме доходов бюджета  – за указанный период их удельный вес увеличился с 18,5 до 53%. Однако в последующие годы эта тенденция ослабла.

     Основная  масса доходов бюджета формируется  за счет налоговых поступлений. Несмотря на то, что в республике происходило  поэтапное снижение налоговой  нагрузки на экономику, это не привело к потерям доходов бюджета, поскольку одновременно принимались меры по расширению налогооблагаемой базы. В последние годы республиканский бюджет, утверждаемый с дефицитом, исполнялся с положительным сальдо (табл. 4).  
 
 
 

     Таблица 4.

     Динамика  основных показателей республиканского бюджета в 2005-2008 гг., трлн. руб. (в действовавших ценах) 

     Показатель      2005      2006      2007      2008
     Объем доходов      21,29      28,66      36,23      49,0
     Объем расходов      20,75      27,49      35,91      48,1
     Дефицит (-), профицит (+) бюджета      +0,54      +1,17      +0,32      +0,9
     Дефицит (-), профицит (+),% к ВВП      0,9      1,5      0,3      0,7

     Источник. Составлено по данным Министерства финансов Республики Беларусь. 

     Качественному исполнению бюджета во многом способствовало развитие системы Государственного казначейства Республики Беларусь. В  настоящее время казначейскими технологиями охвачены как республиканский, так и местные бюджеты. Ключевым элементом казначейского исполнения бюджета является единый казначейский счет, позволяющий максимально реализовать один из важнейших принципов исполнения бюджета – принцип единства кассы. Казначейская система дает возможность аккумулировать информацию об исполнении доходной части бюджета и осуществлять контроль над распределением бюджетных потоков.

     Таким образом, в Республике Беларусь было обеспечено стабильное состояние бюджетного фонда, что позволяло финансировать плановые расходы. В структуре расходов бюджета также происходят существенные изменения табл. 5).

     Таблица 5.

     Структура расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, % к общему объему расходов

     Расходы      1992      2005      2006      2007      2008
     Всего:      100,0      100,0      100,0      100,0      100,0
     В том числе:                                   
     общегосударственная деятельность      3,2      13,1      12,5      12,7      12,4
     национальная  оборона      4,8      2,4      2,6      2,5      2,4
     Правоохранительная

     деятельность  и обеспечение безопасности, судебная власть

     3,0      4,5      4,6      4,3      3,9
     национальная  экономика      41,8*      19,6      20,4      23,6      26,1
     охрана  окружающей среды      0,0      1,3      1,2      1,1      1,0
     жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство       -      5,5      5,3      5,4      5,1
     социально-культурные учреждения и мероприятия по социальной политике      30,4      53,6      53,4      50,4      49,1
     предупреждение  и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий      12,6        -          -       -       -  
     
     прочие      4,2       -       -       -       -

         * Включая расходы на жилищно-коммунальное  хозяйство. 

         Источник. Составлено по данным Министерства финансов Республики Беларусь. [6, с. 72] 

         Последние 15 лет бюджет все более приобретает  ярко выраженную социальную направленность. Если в 1992 г. В социальную сферу направлялось 30,4 % расходов бюджета, то в 2005 – 2008 гг. – около половины и более. Очевидно значительное сокращение (с 41,8% в 1992г. до 19,6 % в 2005 г.) расходов на отрасли экономики. Уменьшение бюджетных ассигнований в этом направлении позволило высвободившиеся бюджетные ресурсы направить на финансирование социально-культурных учреждений и мероприятий по социальной политике. Таким образом. Качественные и структурные изменения, происходящие в доходах и расходах бюджета, отражают основные направления бюджетной политики государства в условиях развития рыночных отношений и стабилизации национальной экономики. [6, с. 70-71]

         Важным  событием 2008г. явилось принятие Бюджетного кодекса Республики Беларусь – законодательной  основы бюджетного устройства государства. Его появление правомерно рассматривать  как кульминационный момент в развитии бюджета Беларуси. В Бюджетном кодексе заложены инновационные подходы к построению межбюджетных отношений, бюджетному финансированию, организации бюджетных процедур. Этот документ предусматривает развитие бюджетных отношений на более высоком качественном уровне и направлен на обеспечение стабильности бюджетной системы государства. [6, с. 72] 

     2.2. Государственный  долг Республики  Беларусь 

     К началу XXI века мировая финансовая система  приобрела долговой характер. В мире не осталось государств, за исключением некоторых стран-экспортеров нефти, не имеющих внешней задолженности. Сущность внешнего долга многогранна. Привлечение внешних ресурсов является возможностью дополнительного финансирования национальной экономики. Также внешние займы являются неинфляционным источником покрытия бюджетного дефицита.

     Однако  существуют и отрицательные моменты. Благодаря внешним займам создается  так называемый долговой навес —  будущие затраты государства, связанные  с погашением и обслуживанием  внешнего долга. Накопление иностранной задолженности может привести к трудностям с ее обслуживанием, перерастающим в долговые кризисы и дефолты. В ряде случаев внешний долг является инструментом политического влияния на страну-должника и создает угрозу национальной безопасности.  По международным стандартам Республика Беларусь имеет скромный внешний долг. Например, по данным Всемирного банка в 1993 году отношение внешнего долга к ВВП составляло для нашей республики 4%, а среди стран с переходной экономикой и развивающихся стран сопоставимая величина данного показателя была тогда только у некоторых бывших республик Советского Союза (Азербайджан – 1%, Латвия –4%, Эстония – 4%, Литва – 5%, Туркменистан – 5%, Узбекистан – 5%, Молдова - 6%, Украина – 6%, Киргизия – 7%, Армения – 7%, Казахстан – 7%).   К 1998 году только Беларусь имела отношение внешнего долга к ВВП на уровне 5%. Данный показатель у большинства транзитных стран вырос весьма значительно (для уже названных стран он составил: Азербайджан – 18%, Латвия – 12%, Эстония – 15%, Литва – 19%, Туркменистан – 88%, Узбекистан – 16%, Молдова - 63%, Украина – 30%, Киргизия – 69%, Армения – 42%, Казахстан – 26%). Рост внешнего долга отдельных государств был настолько быстрым и значительным, что Всемирный банк и Международный валютный фонд в настоящее время рассматривают возможность допуска Армении, Грузии, Киргизии, Молдовы и Таджикистана к участию в глобальной инициативе по облегчению долгового бремени беднейших государств планеты.[15] Казалось бы, долговых проблем у республики не существует. Однако формально незначительный внешний долг республики (около 80 долларов США на человека, для сравнения в России — около 1000 долларов) уже не один год требует значительных усилий государства по его обслуживанию и погашению. С обретением независимости Республика Беларусь не осталась в стороне от международных финансовых потоков. С 1992 года мы начали активно использовать иностранные финансовые ресурсы. Особо отметим, что в отличие от России, которая приняла на себя всю тяжесть долгов бывшего Советского Союза, Республика Беларусь создавала свой долг самостоятельно.         

Информация о работе Внешний долг