Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:17, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.
В первой главе рассматривается сущность бюджетного дефицита, основные виды бюджетных дефицитов, пути их финансирования, показывается роль бюджетного дефицита как индикатора экономической безопасности страны.
Во второй главе дается характеристика государственного долга и его видов: внутреннего и внешнего. Рассматриваются различные точки зрения на определение данной экономической категории. Определяются причины возникновения задолженности государства и основные пути покрытия этой задолженности. Третья глава рассматривает, что явилось истоком возникновения государственного долга в Республике Беларусь, какая нынешняя ситуация на рынке государственного долга. Также анализируется показатель бюджетного дефицита РБ за последние годы и определяются основные источники его покрытия.
Материалом для данной работы служили конкретные показатели бюджета, отраженные в Законе о бюджете Республики Беларусь на 2004 год, различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов и Министерством статистики и анализа РБ.
Внешний
долг имеет последствия, которые
более печальны для страны, по сравнению
с последствиями внутреннего долга.
Поэтому правительство предпринимает
определенные меры, чтобы уменьшить
внешний долг, если он превышает
приемлемый уровень. Оно может использовать
для погашения части долга золотовалютные
резервы страны, если таковые имеются.
С согласия кредиторов правительство
может переоформить краткосрочную
и долгосрочную задолженность
долгосрочную или отсрочить выплату
внешнего долга.
Глава 2. Дефицит бюджета и государственный долг в Беларуси
2.1.
Развитие бюджета
Беларуси
Развитие государственного бюджета происходило в условиях активного формирования рыночных отношений в республике и возрастания роли бюджета в системе государственного регулирования. Это сопровождалось усилением централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете (табл. 1).
Таблица 1.
Консолидированный бюджет Республики Беларусь
(в фактически действовавших ценах; млрд. рублей)
Показатель | 2000 | 2005 | 2007 | 2008 |
Доходы | 3181 | 30825 | 48049 | 65655 |
В % к ВВП | 34,8 | 47,4 | 49,4 | 50,9 |
Источник.
Составлено по данным Министерства финансов
Республики Беларусь.
Очевидно, что в период с 2000 по 2008 г. доля консолидированного бюджета в ВВП выросла с 34,8 до 50,9%. Существенно увеличился и объем бюджета (табл. 2, см. также Приложение 1).
Таблица 2.
Динамика доходов консолидированного бюджета, млрд. руб. (в действовавших ценах)
Показатель | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Доходы бюджета (с целевыми фондами), млрд.руб. | 30824,9 | 38391,2 | 48049,0 | 65660,5 |
Источник. Составлено по данным Министерства финансов Республики Беларусь.
Только
за период с 2005 по 2008 г. объем бюджета
вырос в 2 раза. Это в значительной
степени связано с поэтапным
включением в его состав доходов
государственных внебюджетных фондов,
в том числе с 2004 г. – внебюджетного
Фонда социальной защиты населения
Министерства труда и социальной защиты.
Такие меры позволяют максимально концентрировать
в бюджете государственные доходы, оперативно
управлять бюджетными ресурсами, контролировать
их использование, однако влияют на структуру
доходной части бюджета (табл. 3).
Таблица 3.
Структура
доходов консолидированного
бюджета Республики
Беларусь, % к итогу
Доходы | 2000 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Всего: | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
В том числе: | |||||
налоговые и неналоговые | 81,5 | 47,0 | 58,6 | 62,7 | 68,6 |
государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов, % к общему объему доходов | 18,5 | 53,0 | 41,4 | 37,3 | 31,4 |
государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов, % к налоговым и неналоговым доходам | 22,8 | 113,0 | 63,6 | 59,5 | 45,6 |
Источник.
Составлено по данным Министерства финансов
Республики Беларусь.
Из приведенных данных видно, что в 2000-2005 гг. наблюдалась тенденция роста доли доходов целевых фондов общем объеме доходов бюджета – за указанный период их удельный вес увеличился с 18,5 до 53%. Однако в последующие годы эта тенденция ослабла.
Основная
масса доходов бюджета
Таблица 4.
Динамика
основных показателей
республиканского бюджета
в 2005-2008 гг., трлн. руб. (в
действовавших ценах)
Показатель | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Объем доходов | 21,29 | 28,66 | 36,23 | 49,0 |
Объем расходов | 20,75 | 27,49 | 35,91 | 48,1 |
Дефицит (-), профицит (+) бюджета | +0,54 | +1,17 | +0,32 | +0,9 |
Дефицит (-), профицит (+),% к ВВП | 0,9 | 1,5 | 0,3 | 0,7 |
Источник.
Составлено по данным Министерства финансов
Республики Беларусь.
Качественному исполнению бюджета во многом способствовало развитие системы Государственного казначейства Республики Беларусь. В настоящее время казначейскими технологиями охвачены как республиканский, так и местные бюджеты. Ключевым элементом казначейского исполнения бюджета является единый казначейский счет, позволяющий максимально реализовать один из важнейших принципов исполнения бюджета – принцип единства кассы. Казначейская система дает возможность аккумулировать информацию об исполнении доходной части бюджета и осуществлять контроль над распределением бюджетных потоков.
Таким образом, в Республике Беларусь было обеспечено стабильное состояние бюджетного фонда, что позволяло финансировать плановые расходы. В структуре расходов бюджета также происходят существенные изменения табл. 5).
Таблица 5.
Структура расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, % к общему объему расходов
Расходы | 1992 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Всего: | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
В том числе: | |||||
общегосударственная деятельность | 3,2 | 13,1 | 12,5 | 12,7 | 12,4 |
национальная оборона | 4,8 | 2,4 | 2,6 | 2,5 | 2,4 |
Правоохранительная
деятельность и обеспечение безопасности, судебная власть |
3,0 | 4,5 | 4,6 | 4,3 | 3,9 |
национальная экономика | 41,8* | 19,6 | 20,4 | 23,6 | 26,1 |
охрана окружающей среды | 0,0 | 1,3 | 1,2 | 1,1 | 1,0 |
жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство | - | 5,5 | 5,3 | 5,4 | 5,1 |
социально-культурные учреждения и мероприятия по социальной политике | 30,4 | 53,6 | 53,4 | 50,4 | 49,1 |
предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий | 12,6 | - | - | - |
- |
прочие | 4,2 | - | - | - | - |
*
Включая расходы на жилищно-
Источник.
Составлено по данным Министерства финансов
Республики Беларусь. [6, с. 72]
Последние 15 лет бюджет все более приобретает ярко выраженную социальную направленность. Если в 1992 г. В социальную сферу направлялось 30,4 % расходов бюджета, то в 2005 – 2008 гг. – около половины и более. Очевидно значительное сокращение (с 41,8% в 1992г. до 19,6 % в 2005 г.) расходов на отрасли экономики. Уменьшение бюджетных ассигнований в этом направлении позволило высвободившиеся бюджетные ресурсы направить на финансирование социально-культурных учреждений и мероприятий по социальной политике. Таким образом. Качественные и структурные изменения, происходящие в доходах и расходах бюджета, отражают основные направления бюджетной политики государства в условиях развития рыночных отношений и стабилизации национальной экономики. [6, с. 70-71]
Важным
событием 2008г. явилось принятие Бюджетного
кодекса Республики Беларусь – законодательной
основы бюджетного устройства государства.
Его появление правомерно рассматривать
как кульминационный момент в развитии
бюджета Беларуси. В Бюджетном кодексе
заложены инновационные подходы к построению
межбюджетных отношений, бюджетному финансированию,
организации бюджетных процедур. Этот
документ предусматривает развитие бюджетных
отношений на более высоком качественном
уровне и направлен на обеспечение стабильности
бюджетной системы государства. [6, с. 72]
2.2.
Государственный
долг Республики
Беларусь
К началу XXI века мировая финансовая система приобрела долговой характер. В мире не осталось государств, за исключением некоторых стран-экспортеров нефти, не имеющих внешней задолженности. Сущность внешнего долга многогранна. Привлечение внешних ресурсов является возможностью дополнительного финансирования национальной экономики. Также внешние займы являются неинфляционным источником покрытия бюджетного дефицита.
Однако существуют и отрицательные моменты. Благодаря внешним займам создается так называемый долговой навес — будущие затраты государства, связанные с погашением и обслуживанием внешнего долга. Накопление иностранной задолженности может привести к трудностям с ее обслуживанием, перерастающим в долговые кризисы и дефолты. В ряде случаев внешний долг является инструментом политического влияния на страну-должника и создает угрозу национальной безопасности. По международным стандартам Республика Беларусь имеет скромный внешний долг. Например, по данным Всемирного банка в 1993 году отношение внешнего долга к ВВП составляло для нашей республики 4%, а среди стран с переходной экономикой и развивающихся стран сопоставимая величина данного показателя была тогда только у некоторых бывших республик Советского Союза (Азербайджан – 1%, Латвия –4%, Эстония – 4%, Литва – 5%, Туркменистан – 5%, Узбекистан – 5%, Молдова - 6%, Украина – 6%, Киргизия – 7%, Армения – 7%, Казахстан – 7%). К 1998 году только Беларусь имела отношение внешнего долга к ВВП на уровне 5%. Данный показатель у большинства транзитных стран вырос весьма значительно (для уже названных стран он составил: Азербайджан – 18%, Латвия – 12%, Эстония – 15%, Литва – 19%, Туркменистан – 88%, Узбекистан – 16%, Молдова - 63%, Украина – 30%, Киргизия – 69%, Армения – 42%, Казахстан – 26%). Рост внешнего долга отдельных государств был настолько быстрым и значительным, что Всемирный банк и Международный валютный фонд в настоящее время рассматривают возможность допуска Армении, Грузии, Киргизии, Молдовы и Таджикистана к участию в глобальной инициативе по облегчению долгового бремени беднейших государств планеты.[15] Казалось бы, долговых проблем у республики не существует. Однако формально незначительный внешний долг республики (около 80 долларов США на человека, для сравнения в России — около 1000 долларов) уже не один год требует значительных усилий государства по его обслуживанию и погашению. С обретением независимости Республика Беларусь не осталась в стороне от международных финансовых потоков. С 1992 года мы начали активно использовать иностранные финансовые ресурсы. Особо отметим, что в отличие от России, которая приняла на себя всю тяжесть долгов бывшего Советского Союза, Республика Беларусь создавала свой долг самостоятельно.