Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:17, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.
В первой главе рассматривается сущность бюджетного дефицита, основные виды бюджетных дефицитов, пути их финансирования, показывается роль бюджетного дефицита как индикатора экономической безопасности страны.
Во второй главе дается характеристика государственного долга и его видов: внутреннего и внешнего. Рассматриваются различные точки зрения на определение данной экономической категории. Определяются причины возникновения задолженности государства и основные пути покрытия этой задолженности. Третья глава рассматривает, что явилось истоком возникновения государственного долга в Республике Беларусь, какая нынешняя ситуация на рынке государственного долга. Также анализируется показатель бюджетного дефицита РБ за последние годы и определяются основные источники его покрытия.
Материалом для данной работы служили конкретные показатели бюджета, отраженные в Законе о бюджете Республики Беларусь на 2004 год, различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов и Министерством статистики и анализа РБ.
Внешний долг республики появился в 1992г. Первые кредиты были предоставлены Комиссией Европейского сообщества, США, Германией и Россией. Эти заемные средства были использованы для закупки зерна, сахара, подсолнечного масла, детского питания, медикаментов и медицинского оборудования, стабилизации платежного баланса и покрытия бюджетного дефицита. Такая направленность использования внешних заемных средств на социально-значимые и невалютоокупаемые проекты сохранилась до настоящего времени, предопределив проблемы с погашением и обслуживанием значительной части долга.
Условно можно выделить два периода в истории белорусских внешних заимствований. До 1996 года республике удавалось ежегодно привлекать в свою экономику в от 327,5 до 583,7 млн.долл.США иностранных кредитных средств, при этом ежегодное погашение основного долга не превышало 50% от привлекаемых в том же году средств. Можно утверждать, что эти пять лет (1992-1996гг.) были периодом наиболее активного привлечения иностранных кредитов. К началу 1996 года внешний государственный долг республики достиг своего максимума и составил 1,5 млрд. долларов США.
В 1996 году произошло значительное уменьшение внешнего долга. На конец 1995 года внешний долг составлял 1513,1 млн. долларов, в течение 1996 года привлечено 453,8 млн.долл.США, а погашено 96,2 млн.долл.США. Таким образом, на конец 1996 года внешний долг должен был достичь размера в 1870,7 млн.долл.США. Однако реально он составил только 950 миллионов. Начиная с конца 1996 – начала 1997 года начался второй этап в развитии внешнедолговой ситуации в республике. Участие международных финансовых организаций в инвестиционных процессах нашей страны ограничились, в основном, технической и консультационной помощью, новые займы практически не предоставлялись. В это же время обострилось положение с обслуживанием предприятиями ранее привлеченных кредитов, сузился круг стран, которые предоставляют нашей стране новые займы. Кроме того, по привлеченным ранее кредитам наступили сроки уплаты основных сумм долга. Пик платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга пришелся на 2000 год, однако положение было несколько смягчено путем проведения серии двусторонних переговоров с австрийскими и немецкими кредиторами о переносе части платежей на более поздние сроки (от полугода до 4 лет). В 2000 году Республика Беларусь получила иностранных кредитов под гарантию правительства на сумму 152,9 млн.долл.США, что в 2,6 раза больше, чем в 1999 году и в 1,7 раза больше, чем в 1998, хотя это в 3,8 раза меньше, чем было получено в 1993 году. Однако, даже не смотря на этот рост, на сегодняшний день мы имеем ситуацию, когда республика осуществляет платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга больше, чем привлекает новых займов. Всего за период с 1992 по 2003 год (по состоянию на 01.01.2004 по данным Минфина) Беларусью фактически привлечено иностранных кредитов под гарантии Правительства Республики Беларусь на сумму 2624,7 млн. долл. США. Заемные средства использованы для закупки технологического оборудования в рамках реализуемых экспорто-ориентированных или импортозамещающих проектов, а также, частично, для пополнения оборотных средств предприятий. За счет средств внешних займов профинансированы поставки оборудования для предприятий нефтеперерабатывающего комплекса, машиностроения, сельского хозяйства, связи и информатики, энергетики, легкой и местной отраслей промышленности. Развивается сотрудничество и в сфере предоставления инжиниринговых и строительных услуг. В то же время ряд реализованных проектов является социально-значимыми, к ним относятся поставки в Беларусь товаров критического импорта. В числе основных кредиторов Беларуси можно назвать Россию (804,71), Германию (599,49), МВФ (259,94), ЕБРР (174,63), МБРР (160,75), Чехию (146,58) (данные приведены с нарастающим итогом по состоянию на 01.01.2004 в млн. долл. США). Фактически в 2003 году профинансированы поставки товаров и услуг под гарантии Правительства на сумму 48,83 млн. долларов США, что значительно ниже уровня поступлений в течение последних трех лет (фактически получено в 2000 году – 152,9 млн., 2001 году – 118,2 млн., 2002 году – 142,54 млн. долларов США). В 1 квартале 2004 года фактически привлеченные средства внешних займов составили 6,363 млн. долларов США. В отчетном периоде продолжалась реализация следующих проектов: строительства корпуса БГУ, центра коммерческих связей ЗАО «БелИнтерЭСТ», закупка сельхозтехники РО «Белагросервис» за (кредитная линия Германии), реконструкции завода полиэфирных текстильных нитей РУП «Светлогорское ПО «Химволокно» (кредит Кувейта), модернизации инфраструктуры в социальной сфере за счет кредита МБРР и проект финансирования малого и среднего бизнеса с привлечением средств ЕБРР. Снижение в поступлении кредитных средств в республику в 2003 году обусловлено как завершением ряда проектов (строительства ГП «Гостиничный комплекс «Минск», реконструкции Мозырского НПЗ, закупки сельхозтехники и машинокомплектов и др.), так и отсутствием новых валютоокупаемых инвестиционных проектов. Количество задействованных источников внешнего заимствования сократилось до четырех (Германия, Чехия, Кувейт и МБРР) по сравнению с 2002 годом, когда кредитные ресурсы поступали в рамках межправительственных и межбанковских соглашений с Россией, Германией, Австрией, Чехией, Польшей, Турцией, Кувейтом, ЕБРР и МБРР. В то же время потенциал действующих кредитных линий значительно превышает сумму привлеченных внешних государственных займов под гарантии Правительства. На сегодняшний день подтверждены возможности предоставления Беларуси кредитных линий Эксимбанком Турции, Эксимбанком Ирана, консорциумом банков АКА под гарантии страхового общества Гермес.
По показателям, используемым международными финансовыми организациями для оценки внешнего долга, Республика Беларусь относится к группе стран с наименьшим уровнем закредитованности. По данным на 1 января 2004 года отношение внешнего долга Беларуси к валовому внутреннему продукту (ВВП) не превысило 4,3 % (максимально допустимый показатель по методике МВФ - 50%), отношение платежей по обслуживанию и погашению внешних займов к объему экспорта товаров и услуг – 1,7 % (при нормативе - до 30%), отношение внешнего долга к объему экспорта товаров и услуг – 6,4% (норматив - не более 275%) Несмотря на значительные потребности экономики страны в притоке иностранного капитала, в том числе в форме кредитов, в начале февраля 2004 года Правительство и Национальный банк Беларуси приняли согласованное решение об отсутствии необходимости привлечения в страну кредитных ресурсов Международного валютного фонда. В дальнейшем сотрудничество с Фондом, который прекратил кредитование Беларуси с 1996 года из-за несоответствия проводимой в стране экономической политики его рекомендациям, будет ограничено работой технических миссий. В конце января 2004 года Минфин осуществил очередной платеж по кредиту МВФ в сумме 5,84 млн. СДР. Остаток задолженности на 01.04.2004 по кредитам МВФ составил 11,68 млн. СДР (приблизительно 17,3 млн.долл. США). В соответствии с установленным графиком, окончательный расчет по кредиту состоится 01.02.2005, т.е. менее, чем через год. В сложившейся ситуации правительство увеличивает объемы заимствований на внутреннем рынке. Объем находящихся в обращении государственных краткосрочных облигаций и государственных долгосрочных облигаций, номинированных в белорусских рублях, увеличился за январь-март 2004 г. на 19,2% до 740,4 млрд. рублей по номиналу. При этом увеличение объемов эмиссии государственных долговых бумаг происходит при профиците бюджета (за январь-март он составил 118 млрд. рублей, или 1,2% от ВВП) и росте чистых иностранных активов Нацбанка и Правительства. Исходя из того, что профицит бюджета – явление временное (по плану у нас в 2004 г. должен быть дефицит в размере 1,5% от ВВП), увеличение объемов эмиссии долговых бумаг особого вреда экономике страны нанести не могло.
На основании последних данных величина государственного долга Беларуси вплотную приблизилась к 4 трлн.рублей. В структуре государственного долга видны тенденции сокращения внешнего госдолга при постепенном возрастании долга внутреннего, за счет которого и обеспечивается прирост совокупной задолженности. Интересно, что государство не стесняется осуществлять дополнительные заимствования сверх потребностей рефинансирования существующего долга при профиците бюджета, который по итогам января-сентября 2004 года с составил 176 млрд. рублей, или 0,5% к ВВП. Если в первом полугодии прирост внутреннего долга обеспечивался за счет размещения ГКО, то в третьем квартале недоразмещение ценных бумаг было компенсировано выдачей гарантий правительства по кредитам, привлекаемым сельскохозяйственным сектором страны. Так, если на 01.07.2004 в структуре внутреннего долга задолженность, гарантированная правительством, составляла 13% (323,7 млрд.руб), то к 01.10.2004 ее доля увеличилась до 22% (583,3 млрд.руб).
Рис.1. Динамика государственный долга за ряд лет
Примечание: [20]
Основным внешним источником финансирования государственных нужд являются связанные кредиты, предоставляемые по схемам экспортного финансирования белорусским предприятиям под гарантии Правительства. Однако в январе-сентябре 2004 года фактическое поступление средств по этой линии весьма незначительно. В 2004 году белорусское правительство неожиданно щедро стало раздавать свои гарантии иностранным кредиторам. Таким образом, за 2004 год ожидать резкого увеличения внешнего долга нельзя. В предыдущие несколько лет основными получателями иностранных кредитов под гарантии правительства были организации, занимающиеся поставками сельхозтехники в республику. Однако уже в 2003 году было очевидно, что эра комбайнов в сфере внешних заимствований заканчивается. Таким образом, показатели кредитной безопасности РБ имеют значительный запас прочности и далеки от критических, что свидетельствует о потенциальных возможностях выполнения ранее принятых долговых обязательств и получения новых кредитов. Это обстоятельство признается международными экспертами.
В январе-мае 2009 года, по предварительной информации Министерства финансов, в бюджет государства поступило 23,3 трлн.рублей доходов (или 47,9 % к ВВП против 55,3% в январе-мае 2008 года).
Доходная часть консолидированного бюджета формируется, главным образом, за счет налоговых поступлений, в основе которых преобладают 5 основных налогов. Это налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на прибыль, подоходный налог и акцизы. Удельный вес этих налогов в общих доходах консолидированного бюджета в январе-мае 2009 г. составил 46,3% (в январе-мае 2008 г.- 49,5%).
Налоговые доходы и взносы на государственное социальное страхование консолидированного бюджета в январе-мае 2009 г. составили 44,1% к ВВП, их доля снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 7,5 процентного пункта. Изменение данного показателя было связано, в основном, со снижением поступлений от внешнеэкономической деятельности до 5,1% к ВВП в январе-мае 2009 г. против 8,9% в январе-мае 2008 г. При этом налоговые доходы в структуре доходов консолидированного бюджета составили 65,6% (в январе-мае 2008 г.- 71,5%).
Расходы консолидированного бюджета в январе-мае 2009 г. составили 23,4 трлн.рублей, что на 8,9% больше , чем за январь-май 2008 г. ( или 48% к ВВП против 48,3% в январе-мае 2008 г.).
Основная доля в общих расходах консолидированного бюджета приходилась на финансирование социальной сферы и отраслей национальной экономики. Объем средств, направленных на финансирование социально-культурных мероприятий (здравоохранения, образования, социальная политика), составил 12,5 трлн.рублей, или 53,7% от всех расходов консолидированного бюджета (за январь-май 2008 г.- 10,9 трлн.рублей, или 50,9% от всех расходов). На финансирование национальной экономики направлено 5 трлн.рублей, или 21,5% к общей сумме расходов ( в январе-мае 2008 г. – 5.5 трлн.рублей, или 25,6%).
Консолидированный бюджет в январе-мае 2009 г. был исполнен с небольшим дефицитом на сумму 0,05 трлн. рублей (или 0,1 % к ВВП), в том числе республиканский бюджет – с профицитом на сумму 0,7 трлн.рублей (или 1,4% к ВВП). Доходы республиканского бюджета в январе-мае 2009 г. составили 17 трлн. рублей (или 34,9% к ВВП), а расходы - 16,3 трлн.рублей (или 33,5% к ВВП).
Доходы бюджета Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в январе-мае 2009 г. достигли 6,2 трлн.рублей (или 12,7% к ВВП). В январе-мае 2008 г. они составляли 5,4 трлн.рублей (или 12,1% к ВВП). [21]
Государственный внутренний долг на 1 июня 2009 г., по предварительным данным, составил 9048,7 млрд.рублей и увеличился по сравнению с началом года на 463,3 млрд.рублей (или на 5,4%).
Государственный
основной внешний долг (без учета
платы по процентам) Республики Беларусь
на 1 июня 2009 года составил 5 млрд.долларов
США, увеличившись по сравнению с
началом года на 1,3 млрд.долларов США
(на 35,9 %).
Глава 3. Дефицит государственного бюджета Республики Беларусь и пути его преодоления
Предельные размеры дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска устанавливаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Законопроект, составленный Министерством финансов, представляется в парламент.
Предельный размер дефицита республиканского бюджета устанавливается в абсолютной величине (в млрд. рублей) или в процентах к валовому внутреннему продукту.
Республика Беларусь в начале 90-х годов столкнулась с огромным размером дефицита государственного бюджета. Он не был связан с приобретением суверенитета государства, а явился лишь выражением общего состояния экономики и государственного бюджета СССР, в составе которого долгое время находился.
В
экономической литературе этого
периода бюджетный дефицит
После
распада СССР Беларуси досталась
практически разваленная
В
1991г. Беларусь была объявлена суверенной.
Сальдо бюджета независимой
Величина
дефицита, как видно из рисунка
2, не являлась постоянной, а изменялась
на протяжении всего рассматриваемого
периода под влиянием различных факторов
экономики, которые были рассмотрены
в предыдущих разделах.
Рис.1. Сальдо государственного бюджета Республики Беларусь
Примечание: источник 11
Можно лишь отметить, что свою роль тут сыграла инфляция, реальный темп прироста валового внутреннего продукта, средняя реальная и номинальная ставки процента, по которым обслуживается государственный долг.
Мировая
практика показывает, в период депрессии,
когда ВВП низок, бюджет сводится
с дефицитом, а в периоды подъема
наблюдается положительное