Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:45, курсовая работа
Целью данной работы является изучение рынка ипотечного кредитования как в Республике Беларусь, так и в зарубежных странах.
Основные задачи можно определить как:
рассмотрение различных видов и классификаций ипотечных кредитов, а также моделей их использования;
выявление основных условий и проблем развития долгосрочного залогового кредитования и путей их решения;
Введение 3
1. Сущность и виды ипотечного кредита 4
2. Ипотечно-финансовые модели организации ипотечного
кредитования в мировой практике 18
3. Проблемы и условия развития ипотечного кредита в Республике Беларусь 28
Заключение 36
Список использованных источников 38
Реализация изложенных принципов должна базироваться на использовании эффективного зарубежного опыта с учетом макроэкономических условий и законодательства Республики Беларусь. В частности, разработчиками новой системы жилищного кредитования предлагаются такие условия:
кредиты предоставляются на срок от 1 до 10 и более лет;
размер кредита может составлять до 60% стоимости заложенного имущества;
жилье, передаваемое в залог, должно быть свободным от других обременений, в том числе ипотек;
погашение кредита и процентов за пользование им осуществляется ежемесячно равными частями в течение всего срока пользования кредитом;
ипотечный кредит не может быть выдан до государственной регистрации договора строительства или купли-продажи жилья, а также оформления в установленном порядке прав на земельный участок.
С точки зрения предоставления кредитов система ипотечного кредитования не требует существенных изменений, так как в нашей стране четко отработаны порядок и условия кредитования юридических и физических лиц. Банками на основе действующего законодательства и нормативных актов Национального банка также разработаны внутренние документы, определяющие процедуру кредитования, исходя из предоставленных лицензионных полномочий и своих уставов. В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь одной из форм исполнения обязательств по возврату банковских кредитов и процентов является залог любого имущества кредитополучателя, включая залог недвижимости.
Но для создания и внедрения в практику ипотечного кредитования в Республике Беларусь требуется создание необходимых условий — экономических и правовых. Что касается макроэкономических условий, то основными из них являются: устойчивые темпы экономического роста; стабильность национальной валюты; снижение темпов инфляции, как вытекает из проекта Концепции, по меньшей мере, до умеренного уровня (10% в год); рост реальных денежных доходов населения до уровня, позволяющего делать накопления.
Чтобы банки республики могли включиться в систему ипотечного жилищного кредитования, требуется необходимая правовая база. Гражданский кодекс Республики Беларусь, Жилищный кодекс Республики Беларусь, вступившие в силу с 1 июля 1999 года, а также Кодекс Республики Беларусь о земле, вступивший в силу с 1 января 1999 года, закрепили определенные правовые нормы, регулирующие ипотеку.
Гражданский кодекс, в частности, закрепил права собственности и другие вещные права на жилые помещения; положения о сделках с недвижимостью и порядке их регистрации, об обеспечении исполнения обязательств залогом, в том числе ипотекой; основания обращения взыскания на заложенное имущество.
Вместе с тем статья 315 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусматривает, что залог земельных участков, предприятий, зданий, сооружений, квартир и другой недвижимости регулируется законодательными актами об ипотеке [12, с.159]. На сегодняшний день такое законодательство отсутствует.
Статья 321 Гражданского кодекса допускает ипотеку здания и сооружения только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором находится это здание или сооружение, либо части этого участка, функционально обеспечивающей закладываемый объект, либо принадлежащего залогодателю права аренды этого участка или его соответствующей части [12, с.161]. В то же время правовая система Республики Беларусь не содержит единства собственности земельных участков и объектов, прочно связанных с данной землей.
Жилищный кодекс определил общие условия получения (приобретения) жилых помещений, порядок реализации жилищных прав и интересов, правовой защиты жилищных и связанных с ними прав и интересов граждан. Однако отсутствуют законодательные акты, определяющие создание четких процедур обращения взыскания на предмет ипотеки и выселения залогодателя из заложенного жилья, а также обеспечивающих социальную защиту граждан, на жилое помещение которых обращено взыскание в связи с невыполнением ими кредитных обязательств по ипотеке, что приводит к ухудшению их жилищных условий до уровня, ниже социально допустимого минимума.
Кодексом Республики Беларусь о земле определено, что земельные участки, приобретенные для строительства и обслуживания жилого дома, находятся в частной собственности граждан и могут являться предметом залога [13, с.36]. Указом Президента Республики Беларусь от 07.12.1999 № 718 утвержден перечень банков, которые могут быть залогополучателями земельных участков, находящихся в собственности юридических и физических лиц: Белорусский акционерный коммерческий агропромышленный банк “Белагропромбанк”, ОАО “Сберегательный банк “Беларусбанк”, ОАО “Белвнешэкономбанк”, ОАО “Белпромстройбанк”, Белорусский акционерный коммерческий банк реконструкции и развития “Белбизнесбанк”, ОАО “Белорусский банк развития”, АО “Приорбанк” [14, с.2].
Совместным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 07.03.2000 № 303/9 утвержден порядок передачи земельных участков, находящихся в частной собственности, в залог для получения банковского кредита. Однако, большинство собственников объектов недвижимости (зданий, сооружений, жилых помещений и других строений на земле) являются лишь временными пользователями соответствующих земельных участков, находящихся в собственности государства.
Следовательно, для внедрения ипотечного кредитования необходимо принятие специальных законодательных актов, регулирующих ипотеку (Закон об ипотеке) и инфраструктуру ипотечного рынка, а также ипотечных ценных бумаг (закладных).
Необходимость законодательного закрепления вопроса, связанного с закладными, вызвана тем, что ипотека как институт всегда связана с закладными. Возможности получения кредитов под ипотеку недвижимости и земли ограничены отсутствием достаточно развитого института оценщиков. В нашем законодательстве не предусматривается разновидность ипотеки в зависимости от характера залогового имущества, хотя условия залога и выдаваемых под этот залог кредитов должны отличаться в зависимости от ипотеки строящегося жилья и ипотеки жилья, уже принадлежащего будущему заемщику. При этом не определена правовая основа использования в качестве залога незавершенного строительного объекта. В соответствии с Гражданским кодексом вновь возводимый объект (в частности, жилой дом или квартира), строящийся на земельном участке, принадлежащем государству, представляет собой лишь совокупность строительных материалов.
В Республике Беларусь назрела необходимость создания всех вышеназванных предпосылок скорейшего введения и развития системы ипотечного кредитования. Без этого банки не будут иметь реальных и надежных источников для ипотечного кредитования, а также не будут ограждены от рисков непогашения кредитов.
В нормальных экономических условиях с точки зрения банка ипотечный кредит обладает рядом привлекательных черт:
надежное обеспечение ссуды недвижимостью снижает вероятность убытков;
долгосрочный характер кредитования избавляет банк от присущих краткосрочным ссудам частых переговоров и проверок платежеспособности потенциальных заемщиков;
закладные, выданные в качестве обеспечения кредитов, банк может реализовать на вторичном рынке, высвобождая тем самым кредитные ресурсы для предоставления других кредитов [15, с.117].
Вместе с тем при ипотечном кредитовании у банка могут возникнуть следующие сложности:
с этим кредитом связана необходимость держать в штате банка специалистов по оценке недвижимости либо постоянно обращаться в специализированные организации по ее оценке, что существенно повышает издержки банка;
при неразвитости вторичного рынка закладных выдаваемые на 20-30 и более лет кредиты означают весьма продолжительное отвлечение средств банка из оборота;
преимущественно долгосрочный характер ипотечного кредита повышает вероятность ошибки при определении уровня процента по этим кредитам. При росте рыночных процентных ставок свыше процента, установленного по ипотечным кредитам, банк может понести большие убытки;
немаловажным фактором является и то, что в основе финансовой устойчивости системы ипотечного кредитования должны лежать возможности кредитополучателя аккумулировать необходимые средства для первоначального платежа на строительство (приобретение) жилья и его платежеспособность, позволяющие своевременно и в полной сумме погасить полученные кредиты.
Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать следующие, необходимые для успешного и широкого осуществления банками ипотечного кредитования, условия:
наличие в стране необходимых макроэкономических условий;
принятие актов законодательства, регулирующих ипотеку и ипотечное кредитование, определяющих правила выпуска и обращения ипотечных ценных бумаг (закладных);
наличие достаточных свободных финансовых ресурсов (или надежных источников их поступления), которые банк может надолго отвлечь от операций с краткосрочными кредитами;
налаживание развитого вторичного рынка закладных и достаточно оживленного спроса на ипотечные ценные бумаги со стороны инвесторов и условие высокой ликвидности закладных;
создание системы регистрации земли, другого недвижимого имущества, ипотеки и других сделок, позволяющей кредиторам избежать риска появления неучтенных прав на заложенное имущество;
создание системы страхования недвижимости, а также других рисков, связанных с ипотечным кредитованием;
обеспечение реальной возможности обращения взыскания на заложенное имущество, создание оперативной системы судебного рассмотрения дел при обращении взыскания на предмет ипотеки.
В дальнейшей перспективе при активных действиях государства по повышению экономического роста и системном подходе ипотечное кредитование, в свою очередь, может выполнить роль мощного ускорителя развития экономики страны и принести ожидаемый социальный эффект.
Заключение
Таким образом, по результатам реформирования жилищного сектора, становления ипотечного кредитования необходимо отметить, что были сделаны определенные шаги в этой области, но, с другой стороны, сделано недостаточно.
Важно отметить, что каждый вид ипотеки, инструмент кредитования имеет свои плюсы и минусы и может быть оптимален для конкретной страны с определенным развитием кредитно-банковской инфраструктуры, правовой базы, государственного контроля, наличием необходимой финансовой помощи.
Опыт Германии как классической страны ипотечного кредитования следует в полной мере использовать в процессе развития и становления отношений по залогу недвижимости в Республике Беларусь. В условиях нестабильной экономики выбор именно этой модели представляется самым верным. С помощью ипотечного кредитования могут быть в значительной мере решены проблемы, связанные с финансированием жилищного строительства, развития крестьянских (фермерских) хозяйств, долгосрочных инвестиционных проектов в промышленности и сельском хозяйстве. Ипотека может стать важным фактором выведения белорусской экономики из кризиса с последующей социальной стабилизацией страны.
Препятствием для эффективного проведения ипотечного кредитования следует признать, в первую очередь, низкий уровень жизни населения и платежеспособности предприятий, а также высокий уровень инфляции, что отрицательно сказывается на увеличении объемов долгосрочных вкладов граждан. Оказывает влияние и недостаточный уровень правовой базы в области регулирования ипотечных отношений.
В комплексе стабилизационных экономических мер следует:
предусмотреть создание специализированных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование под залог недвижимости;
разработать и принять законодательные акты об ипотеке и государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ними;
решить проблему анализа кредитоспособности заемщика и проведения оценки недвижимого имущества. С целью активизации работы в данном направлении следует всемерно совершенствовать развитие земельного кадастра и кадастра зданий и сооружений, организовывать подготовку специалистов оценщиков и обеспечить эффективный контроль со стороны государства за рынком недвижимого имущества.
Развитие ипотечного кредитования не может быть обеспечено без активной поддержки государством ипотеки через налоговую политику, формирование у хозяйствующих субъектов и населения высокой степени доверия к ипотечным кредитам. Несомненно, главные проблемы ипотеки лежат в экономике, и макроэкономическая стабильность является непременным условием преодоления общего кризиса и эффективной работы финансовой системы. Только в условиях устойчивого экономического развития возможно функционирование рыночного ипотечного кредитования. Притом, что только государству по силам организовать все имеющиеся в стране ресурсы в эффективный, качественно новый, мощный инвестиционный блок.
Информация о работе Виды ипотечного кредита и условия его развития в Республике Беларусь