Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:45, курсовая работа
Целью данной работы является изучение рынка ипотечного кредитования как в Республике Беларусь, так и в зарубежных странах.
Основные задачи можно определить как:
рассмотрение различных видов и классификаций ипотечных кредитов, а также моделей их использования;
выявление основных условий и проблем развития долгосрочного залогового кредитования и путей их решения;
Введение 3
1. Сущность и виды ипотечного кредита 4
2. Ипотечно-финансовые модели организации ипотечного
кредитования в мировой практике 18
3. Проблемы и условия развития ипотечного кредита в Республике Беларусь 28
Заключение 36
Список использованных источников 38
Необходимо отметить, что ипотечный пул — это сгруппированные по определенным конкретной целью сходным характеристикам закладные под недвижимость для дальнейшей перепродажи их на финансовых рынках в различных видах. Поэтому каждый пул содержит уникальный набор кредитов. Структура сгруппированных кредитов может формироваться исходя из самых разных показателей. Эффективно структурировать кредитные долги: объединить однородные кредиты по видам недвижимости, процентных ставок, применяемых инструментов, субординированности кредита, по срокам (в этом случае в расчет обычно берется только оставшийся срок кредитования) и т.д. исходя из конкретных целей секьюритизации, определить показатель (или показатели), на основе которого будет формироваться ипотечный пул, — это одна из главных, достаточно сложных инвестиционных задач [8, с.94-95].
Здесь надо сказать, что аналогично продаже права на долевое участие в кредите может быть продано право на долевое участие в самом ипотечном пуле (пакете кредитов).
В данной главе выделены два типа моделей ипотечного кредитования: классическую одноуровневую (немецкую) и двухуровневую (американскую) модель. И та, и другая модель существуют за счет средств сторонних инвесторов, приобретающих определенные ценные бумаги, т.е. являются открытыми. В первом случае рассматриваемые ценные бумаги представляют собой ипотечные облигации, которые эмитируются непосредственно кредиторами - ипотечными банками и обеспечены недвижимостью в виде закладных листов.
С другой стороны, в двухуровневой модели производится секьюритизация ипотечных кредитов специальным институтом, учреждаемым обычно Правительством (например, в лице Министерства финансов) часто при финансовой поддержке центрального банка. Данный институт занимается выкупом на рыночных условиях ипотечных кредитов у коммерческих банков, а источником средств служит продажа специальных ценных бумаг, обеспеченных потоком денежных средств по выданным ипотечным кредитам, и обычно гарантированных государством. Непосредственные кредиторы, таким образом, не искажают структуру своих активов и пассивов и получают ресурсы для выдачи новых кредитов. Они, кроме того, обычно продолжают обслуживать проданные ипотечные кредиты, получая за это комиссионное вознаграждение [9, с.38-39].
Таким образом, как в одноуровневой, так и в двухуровневой модели ипотеки привлечение средств конечных инвесторов производится с помощью ценных бумаг. Эмиссия ценных бумаг, в свою очередь, предполагает создание их вторичного рынка. При этом одной из главных предпосылок возникновения вторичного рынка ипотечных ценных бумаг (особенно организованного) является внедрение так называемых ипотечных стандартов - свода правил, процедур и нормативов ипотечного кредитования. Эти правила и нормативы могут устанавливаться кредитором, но, безусловно, главная роль в стандартизации принадлежит государству в лице надзорного органа за рынком ипотечного кредитования. Ипотечные стандарты позволяют уменьшить кредитные риски, а вторичный рынок дает возможность эмитентам регулировать свою ликвидность.
3. Проблемы и условия развития ипотечного кредита в Республике Беларусь
В соответствии с законодательством Республики Беларусь распространение залоговых прав на недвижимое имущество в банковской практике республики длительное время использовалось преимущественно в отношении юридических лиц. Постепенно появлялись предпосылки распространения залоговых прав на недвижимое имущество и землю, принадлежащие физическим лицам. С 1992 года, согласно действующему законодательству, кроме государства, частично права собственности на землю получили и граждане Республики Беларусь. А поскольку для обеспечения исполнения обязательств по кредитам они не располагали достаточным имуществом, возникла необходимость распространения ипотеки и на принадлежащую им землю.
В экономически развитых странах Запада имеется разветвленная система правового залога недвижимости, которая отрабатывалась веками. В странах с рыночной экономикой ипотечный кредит выделен в самостоятельный вид кредитования. Важнейшее значение при этом имеет жилищная ипотека, то есть залог жилья под кредит на его покупку или строительство.
Как известно, кредиты под залог недвижимости носят долгосрочный характер. В Республике Беларусь, учитывая отсутствие необходимых экономических условий, позволяющих банкам привлекать средства юридических и физических лиц на долгосрочной основе, они широкого распространения не получили. Более того, банковская система при наличии определенного интереса в развитии инфраструктуры ипотечного кредитования, тем не менее, не в состоянии самостоятельно дать толчок этому процессу. Для предоставления долгосрочных кредитов банками не могут быть использованы “короткие деньги” в виде вкладов граждан до востребования или помещенных на небольшой срок. В целях избежания рисковых операций долгосрочные вложения должны быть обеспечены стабильными долгосрочными ресурсами.
Как показывает мировой опыт, важнейшим условием выхода из социально-экономического кризиса любой страны является рост жилищного строительства.
В Национальной жилищной программе Республики Беларусь, разработанной в 1999 году и утвержденной правительством, определено, что поддерживаемая государством система ипотечного кредитования эффективно влияет на решение проблем жилищного инвестирования и в перспективе станет основой финансирования жилищного строительства.
Двигателем экономического роста жилищное строительство может стать лишь при наличии достаточно устойчивого платежеспособного спроса на его продукцию. Однако проблема заключается в том, что ни у государства, ни у граждан, остро нуждающихся в жилье, нет средств, достаточных для жилищного строительства.
Основным финансовым источником жилищного строительства, осуществляемого в соответствии указами президента Республики Беларусь, в настоящее время являются льготные эмиссионные кредиты Национального банка, которые направляются через АСБ “Беларусбанк” населению на весьма льготных условиях [10, с.6].
Помимо этого, в республике внедряются системы привлечения в жилищное строительство внебюджетных источников, включая систему стройсбережений, основанную на долгосрочных жилищных накоплениях граждан. Суть заключается в том, что в своей основе она является замкнутой финансовой системой, в которой один и тот же вкладчик на накопительном этапе своего участия в системе является кредитором других вкладчиков, а на втором, кредитном этапе, является уже ссудополучателем. Финансовые ресурсы в этой замкнутой системе берутся изнутри, а не с внешнего финансового рынка, как при ипотечном кредитовании. Указанный вариант системы стройсбережений позволяет осуществлять кредитование участников, выполнивших условия накопительного этапа, не в денежной, а в натуральной форме — досрочным вселением инвестора в квартиру, оплаченную им лишь наполовину.
Исполнительные комитеты привлекают финансовые средства на строительство жилья также путем продажи юридическим и физическим лицам облигаций местных целевых облигационных займов.
В республике получило распространение и долевое жилищное строительство.
Белорусские банки, являясь агентами или уполномоченными указанных выше органов, выполняют определенные функции при осуществлении этих программ. В частности, они осуществляют ведение накопительных счетов граждан, распространение жилищных займов, предоставление краткосрочных кредитов и другие операции. Однако следует заметить, что все эти программы, основанные на накоплении собственных средств, рассчитаны только на граждан, имеющих высокие доходы и накопления, и носят локальный характер.
Решение проблемы безэмиссионного кредитования жилья может быть достигнуто путем разработки и внедрения ипотечного кредитования на основе привлечения на цели жилищного строительства свободных средств инвесторов.
В настоящее время банки занимаются кредитованием жилищного строительства в ограниченных объемах, что связано с целым рядом как общеэкономических, так и специфических для банковской системы проблем. Наиболее важными из них являются:
1) недостаток долгосрочных кредитных ресурсов;
2) наличие высокого кредитного и процентного рисков;
3) низкая эффективность долгосрочного банковского жилищного кредитования.
Недостаток долгосрочных кредитных ресурсов определяется высоким уровнем инфляции, превышающим рентабельность продукции и услуг; невысоким уровнем доходов населения; низкой платежеспособностью предприятий, что отрицательно сказывается на состоянии долгосрочной депозитарной базы банков. Целесообразным представляется создание банка долгосрочного кредитования, являющегося агентом правительства в финансировании государственных программ строительства жилья, а также создание открытого банковского консорциума, ведущим банком которого может выступить АСБ “Беларусбанк” [11, с.28].
Повышенный процентный риск при кредитовании жилищного строительства обусловлен долгосрочным характером кредитования в условиях высокой инфляции. Меры, предпринимаемые в настоящее время банками (сокращение срока ссуд, увеличение первоначального взноса, повышение процента), приводят к уменьшению спроса на кредит. Более приемлемым способом является разработка гибких режимов погашения ссуд: погашение с учетом уровня инфляции, низкие помесячные взносы и внесение крупного платежа в конце срока, равномерное нарастание взносов. Для снижения кредитного риска можно использовать диверсификацию портфеля жилищных кредитов, полный анализ кредитоспособности заемщика.
Целесообразным решением проблемы низкой эффективности кредитования является льготирование налогообложения кредиторов, изменение механизма расчета отчислений в фонд обязательного резервирования [11, с.28].
В каждой стране система ипотечного кредитования имеет свою специфику, однако структура ее везде одинакова. Она включает залогодателей, инвесторов, финансовые учреждения, информационные системы и вторичный рынок. Опыт европейских стран подтверждает, что наиболее приемлемой моделью в условиях Республики Беларусь может быть одноуровневая модель ипотечного кредитования, при которой выдача ипотечных кредитов осуществляется специализированной ипотечной кредитной организацией с последующим рефинансированием за счет выпуска ипотечных облигаций - закладных листов.
Разработка и реализация программы ипотечного кредитования, как и любой другой, требует системного подхода. В связи с этим в Республике Беларусь подготовлена и утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2001 № 1173 Концепции создания системы ипотечного жилищного кредитования, которая предусматривает:
1. Осуществление кредитной поддержки через банковскую систему, которая включает:
— долгосрочное ипотечное жилищное кредитование граждан:
— кредитование жилищного строительства;
2. Меры безвозмездной государственной поддержки граждан при строительстве (приобретении) жилья — жилищные субсидии.
Проектом Концепции предусматривается создание системы (на подобие германской), включающей первичный и вторичный рынки ипотечных кредитов, где первичный рынок составляют банки-кредиторы и кредитополучатели (выдача и обслуживание ипотечных кредитов), вторичный рынок — банки-кредиторы и институциональные инвесторы, приобретающие у банков ипотечные облигации (рефинансирование).
Как отмечалось в главе 2, ипотечное кредитование успешно развивалось в Германии в течение нескольких веков. В отличие от американской модели, где участники тесно связаны и невыполнение обязательств одним из участников рынка ведет к неисполнению обязательств другими участниками, европейская модель более устойчива. Основной тип кредитного института в этой модели — ипотечный банк. Долгосрочные ресурсы формируются за счет продажи ценных бумаг: облигаций, сертификатов, закладных листов и других. Процент выплаты дохода по ним практически соответствует проценту по ипотечному кредиту с небольшой разницей на покрытие расходов и получение банковской прибыли. Выпуская ценные бумаги, банк продает их инвесторам со скидкой, то есть ниже их номинальной стоимости на несколько процентов. Закрытость этой схемы заключается в том, что в ней задействовано немного посреднических организаций, а главная роль в образовании ипотечных фондов принадлежит ипотечному банку. Согласно этой схеме весь инвестиционный процесс регулирует сам банк исходя из экономической ситуации и собственных интересов. Именно по этой причине, а также потому, что таким образом можно обеспечить соответствие активов и пассивов, немецкая модель выгодно отличается от американской и имеет все шансы успешно быть реализованной в Республике Беларусь.
В Концепции, разработанной Министерством экономики, заложены следующие основные принципы:
доступность ипотечных кредитов для граждан не только с высоким, но и средним уровнем доходов;
прозрачность системы кредитования, как рыночного механизма, обеспечивающего целевое использование средств инвесторов, а также возможность их выхода без потерь из системы;
саморазвитие системы ипотечного кредитования жилищного строительства за счет постоянного вовлечения в свою сферу различных финансовых ресурсов;
государственная поддержка системы путем установления нормативно-правой базы, обеспечивающей эффективное взаимодействие всех участников ипотечного жилищного кредитования, а также стимулирования привлечения дополнительных частных инвестиций в жилищную сферу.
Информация о работе Виды ипотечного кредита и условия его развития в Республике Беларусь