Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 06:49, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей развития валютного рынка России в современных условиях, особенностей проведения валютных операций в российской банковской практике, изучить проблемы валютного регулирования,ё рассмотрение взаимосвязи валютных курсов, процентных ставок и уровня цен в разных валютах как возможной базы для проведения анализа эффективности валютных операций, а также провести ретроспективный анализ эффективности некоторых видов валютных операций на условных примерах.
Со
стороны главных
• отказ в регистрации заявленных банками обменных пунктов;
• направление в их адрес предписания об устранении в определенный срок выявленных впервые нарушений в обменных пунктах;
• аннулирование Свидетельства о регистрации обменного пункта, если выявленные ранее нарушения в нем не были устранены в определенный срок;
• постановка перед ЦБ России вопроса о приостановлении действия лицензии уполномоченного банка на проведение валютных операций в части предоставленного ему права на совершение валютно-обменных операций, лишение права на проведение им валютных операций, если обменный пункт неоднократно нарушал требования данной Инструкции, или неоднократно не исполнял предписания Главного территориального управления Банка России по устранению выявленных им нарушений требований данного нормативного документа.
По таким нарушениям, как отсутствие учета, либо ненадлежащий учет валютнообменных операций или ведение его банком с нарушением требований инструкции, непредоставление Банку России и иным органам и агентам валютного контроля в пределах их компетенции на такие банки, согласно пункту 2 статьи 14 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»документов налагается штраф в размере суммы, которая не была учтена банком, была учтена с нарушением указанной инструкции или по которой соответствующие документы и информация не были представлены Банку.
Штраф взыскивается с уполномоченного банка за упущения в ведении Журнала учета входящих и исходящих документов валютного контроля. Данная сумма установлена за каждый неучтенный или учтенный с нарушением установленного порядка учета факта поступления или отправки указанных документов. Аналогичные нарушения, выявленные в Карточках платежа, подлежащие отправлению в ГТК России или направлению в Досье (Импорт), влекут штраф в размере, эквивалентном 5 процентам суммы в иностранной валюте, которая не была учтена или была учтена ненадлежащим образом, по курсу Банка России на дату взыскания.
Проведение уполномоченным банком при расчетах за импортируемые товары валютных операций, требующих лицензии ЦБ РФ, без таковой наказываются штрафом в виде взыскании в доход государственного бюджета всех доходов, полученных от этих операций. Наконец, в условиях формирования рыночных отношений для уполномоченного банка не менее ощутимой представляется мера воздействия, предусмотренная действующими нормативными актами органов валютного контроля. Они вправе передать в органы массовой информации сведения, не являющиеся банковской тайной о нарушении Банком импортера функций агента валютного контроля.
4.2. Проблемы валютного регулирования и валютного контроля и пути их разрешения
Валютное законодательство в Российской Федерации находится только в самом начале своего становления. Оно объективно ограничено, не систематизировано, отрывочно, зачастую противоречиво, и в целом, достаточно сложно (даже для специалистов, а не только работников предприятий и банков).
Закон
Российской Федерации "О валютном
регулировании и валютном контроле"
является основой валютного
Не следует
считать слишком большим
В настоящее время осуществлением функций валютного контроля заняты различные ведомства Центральный Банк РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Министерство внешних экономических связей РФ, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ и в связи с этим существует проблема координации их усилий в выработке единой стратегии.
Например, ЦБ и ГТК в 1994г. создали действующую объединенную систему контроля за экспортом , поэтому попытки МВЭС создать свою единую автоматизированную систему контроля окажутся излишними. Ликвидация института спецэкспортеров лишила министерство подконтрольных организаций, а система контроля фактически сможет дублировать часть контрольной системы ЦБ и ГТК.
На межведомственном
уровне эта проблема может быть решена
путем созданием
Деятельность комиссии должна быть в первую очередь направлена на подготовку согласованных решений и нормативных актов в области валютного регулирования и валютного контроля.
Кроме этих традиционных приоритетов должен усиливаться контроль за обращением наличной валюты, лицензированием экспорта российского капитала, унификация требований к внешенеторговым контрактам.
Значительной проблемой является отсутствие Закона о Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю, который бы определил назначение, принципы, правовые основы, полномочия и организацию деятельности органов службы, а также правовые и социальные гарантии для ее сотрудников.
В настоящее время проект этого закона подготовлен комитетом по безопасности Государственной Думы. После обсуждения и проработки в соответствующих комитетах и заинтересованных ведомствах он будет вынесен для обсуждения.
Практика работы ВЭК России по контролю за соблюдением валютного законодательства, взаимодействия с другими органами и агентами валютного контроля свидетельствует о значительном количестве организационно-правовых проблем, требующих скорейшего решения.
Отсутствие единой системы организации валютного контроля при нечетком разграничении функций отдельных федеральных органов, ведомственный подход при решении отдельных проблем не позволяют в должной мере обеспечить контроль за соблюдением действующего валютного законодательства, защиту интересов государства и самих хозяйствующих субъектов при осуществлении ими торговых, валютных и иных внешнеэкономических операций.
Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" предусмотрено введение института агентов валютного контроля, однако их функции детально в едином нормативном документе еще не определены. В соответствии с отдельными нормативными актами агентам валютного контроля делегируются определенные полномочия по осуществлению валютного контроля. Такое положение позволяет, например, уполномоченным банкам "лояльно" относиться к своим клиентам при проведении некоторых валютных операций.
Существенную проблему составляют вопросы, связанные непосредственно с проведением сотрудниками Федеральной службы РФ проверок соблюдения конкретными хозяйствующими субъектами валютного законодательства. Суть проблемы заключается в неотрегулированности процессуальных действий валютных контролеров и других должностных лиц, их прав и обязанностей, что не позволяет в отдельных случаях воспользоваться нормами уголовно-процессуального кодекса к нарушителям валютного законодательства.
Большинство нормативных документов предусматривает административные и материальные меры ответственности за нарушение норм валютного законодательства. При этом практика применения уголовного законодательства очень незначительная. Среди перспективных шагов в этом направлении планируется присоединение России к группе стран, принявших Страсбургскую конвенцию 1990г. "Об отмывании денег". В связи с этим готовится закон "Об ответственности за деятельность по легализации доходов полученных преступным путем".
Значительной
проблемой является неработоспособность
в действующих нормативных
Для решения существующих проблем очевидна необходимость сочетания активного нормотворчества в области валютного регулирования с одновременным введением мер контроля за выполнением установленных правил совершения валютных операций. В этой связи одной из наиболее актуальных задач является создание в максимально короткие сроки комплексной системы государственного валютного контроля, обеспечивающей эффективный контроль за соблюдением валютного законодательства резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.
Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством внешних экономических связей Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации в настоящее время разработывается проект концепции (основных направлений) развития системы валютного контроля в Российской Федерации.
В дискуссионном
плане рассматривается
В ближайшей перспективе разрабатываются и должны быть введены в действие нормативные документы, регулирующие проведение товарообменных (бартерных), толлинговых операций . Готовятся документы по контролю за экспортом\импортом услуг , регулированию операций банков, в части порядка открытия и ведения валютных счетов.
Таким
образом, мы сформулировали в общих
чертах основные проблемы в существующей
системе валютного
4.3 Концепция системы валютного контроля в Российской Федерации
При
оценке влияния деятельности органов
валютного регулирования и
Несмотря на то, что осуществленные за последние годы меры в области валютного контроля дали определенные положительные результаты, число выявляемых нарушений валютного законодательства остается еще достаточно значительным. Продолжается «бегство» капиталов за рубеж, при этом, используются трудно контролируемые методы и каналы переброски валютных средств. Среди них, например, можно отметить использование оффшорных фирм за рубежом, принадлежащих или контролируемых российскими гражданами, нелегальные пути перекачки средств, проложенные через государства СНГ, использование рынка наличной иностранной валюты и т.д.
В этой связи, сохраняется потребность в развитой, эффективно действующей системе валютного контроля в России, которая должна обеспечивать защиту российской экономики от любых (внутренних и внешних) противоправных действий в сфере валютно-финансовых отношений. С этих позиций должны рассматриваться меры, направленные, прежде всего, на обеспечение системности валютного контроля и укрепление его основ как целостной функции государственного управления. Такими основами являются правовая и нормативная база валютного контроля, его организационное построение, внутреннее и внешнее взаимодействие элементов системы валютного контроля, информационно-техническая база, кадровое обеспечение.
Развитие
системы валютного контроля и
валютного регулирования