Валютные операции коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 06:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей развития валютного рынка России в современных условиях, особенностей проведения валютных операций в российской банковской практике, изучить проблемы валютного регулирования,ё рассмотрение взаимосвязи валютных курсов, процентных ставок и уровня цен в разных валютах как возможной базы для проведения анализа эффективности валютных операций, а также провести ретроспективный анализ эффективности некоторых видов валютных операций на условных примерах.

Работа содержит 1 файл

Валютные операции КБ(курсач по ДКБ)2.doc

— 552.00 Кб (Скачать)

С конвертируемостью  рубля и участием нерезидентов на внутреннем валютном рынке связаны  также проблемы использования национальной валюты в международных расчетах по торговым и иным операциям.

Весь  этот комплекс проблем предполагает проведение адекватной политики развития и совершенствования валютного  контроля и валютного регулирования  в Российской Федерации.

Основные области, цели и принципы валютного регулирования и валютного контроля.

       Концепция валютного регулирования и валютного  контроля производна от функций, определенных подпунктами 10-13 Статьи 4 Федерального Закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», а также от положений и правил, прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения,

использования и распоряжения валютными ценностями, открытия и ведения счетов в иностранной  или национальной валюте на территории Российской Федерации, определенных Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

      Являясь в соответствии со Статьей 35 Федерального Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», одним  одним из основных инструментов и  методов денежно-кредитной политики валютное регулирование и валютный контроль направлены своим действием на основные области обращения и использования валютных ценностей, связанные с международной торговлей и международным движением капитала , продажей и покупкой наличной иностранной валюты на территории Российской Федерации, а также обеспечением стабильности и конвертируемости национальной валюты.

      Учитывая  наличие специфики функций валютных ценностей в процессе их обращения  в этих областях, основные цели валютного  регулирования и валютного контроля на современном этапе реформирования экономики Российской Федерации заключается в следующих положениях:

• сокращение дисбаланса счетов резидентов в процессе осуществления ими текущих валютных операций за счет обеспечения репатриации  валютной выручки от экспорта продукции, работ, услуг, а также уменьшения авансовых платежей по импорту не обеспеченных своевременными поставками товаров;

• поэтапное  обеспечение конвертируемости валюты по текущим операциям с учетом состояния и изменения основных факторов, создающих для этого необходимые условия, к числу которых относятся: эффективный обменный курс, адекватная международная ликвидность (резервы и зарубежное финансирование), устойчивая макроэкономическая политика и необходимая экономическая среда, создающая возможности и стимулы для соответствующего реагирования на рыночные цены;

• создание необходимых условий для привлечения  иностранных инвестиций и притока  финансового капитала в экономику  страны, с учетом приоритета долгосрочных вложений, а также ограничения притока неустойчивого краткосрочного капитала;

• предотвращение необоснованного оттока капитала из страны и ограничение возможностей для бегства капитала, включая  возвратность капиталов и дивидендов на вложенный капитал;

• противодействие  легализации через систему кредитных организаций преступных доходов, полученных в иностранной валюте или в виде других валютных ценностей.

      Достижение  указанных целей должно осуществляться поэтапно с учетом специфики использования  иностранной валюты в различных сферах ее обращения и текущего состояния валютного регулирования и валютного контроля по этим направлениям. В этой связи, политика валютного регулирования и валютного контроля должна строиться наследующих принципах:

• Ограничение  использования иностранной валюты во внутреннем обороте.

• Постепенное  снятие ограничений на валютные операции, связанные с международной торговлей  и международным движением капитала.

• Расширение учетно-аналитических функций Банка  России.

• Усиление роли и ответственности уполномоченных банков как агентов валютного контроля и хозяйствующих субъектов за нарушения валютного законодательства.

• приведение валютного законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями, обеспечивающими ее вступление в  международные валютно-финансовые учреждения.

      Реализация  принципа вытеснения иностранной валюты из внутреннего обращения состоится  с учетом схем взаимоотношений участников операций на основании положения, что  все расчеты в иностранной  валюте на территории Российской Федерации могут осуществляться только через уполномоченные банки.

    1. Сделки «клиент-клиент»

1.1. Любые  расчеты в иностранной валюте  между юридическими лицами (резидентами,  резидентами и нерезидентами,  нерезидентами) на территории  Российской Федерации должны  быть максимально ограничены или запрещены на уровне Закона. Введение этого правила, на первом этапе, может содержать некоторые исключения, связанные с экономической целесообразностью. Банку России как органу валютного регулирования предоставляется право вводить такие исключения. На ближайший период такими исключениями можно рассматривать деятельность магазинов беспошлинной торговли, а также выплата комиссионных вознаграждений и расчеты с субпоставщиками.

     Введение  требования о проведении расчетов исключительно  в рублях должно сопровождаться установлением специальных правил для нерезидентов. В этой связи, вносятся изменения в Инструкцию Банка России № 16, которые принципиально заключаются в следующем: для юридических лиц - нерезидентов открываются два счета-типа «К» (конверсионный) и типа «Н» (неконверсионный). Зачисление средств на тот или иной счет осуществляются в зависимости от вида проведенной операции. Перечень конверсионных операций устанавливается Банком России. Кредитные организации, обслуживающие рублевые счета нерезидентов, должны вести специальное досье (картотеку), позволяющее определить источники поступления рублевых средств. За счет средств, находящихся на счете типа «К», нерезидентом может быть куплена и переправлена за границу иностранная валюта. Кроме специальных исключений (купля-продажа иностранной валюты, государственных ценных бумаг) списание средств на любые цели осуществляется с любого счета. Изменение режимов этих счетов должно происходить параллельно со снятием ограничений на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала.

     1.2. Любые расчеты в иностранной  валюте на территории Российской  Федерации между физическими  и юридическими лицами должны  быть запрещены. Исключение может  применяться только для магазинов  беспошлинной торговли в таможенных зонах.

     1.3. Любые расчеты в иностранной  валюте между физическими лицами (резидентами, резидентами и нерезидентами), совершаемые на территории Российской  Федерации через уполномоченные  банки должны быть запрещены.

 
 
2. Сделки «банк-клиент»

    2.1. Расчеты с юридическими лицами (резидентами и нерезидентами) осуществляются только в безналичной форме, за исключением случаев, устанавливаемых Банком России. Разрешены следующие виды операций:

 • открытие и ведение счетов и депозитов  в иностранной валюте. В перспективе введение запрета для юридических лиц на размещение депозитов в иностранной валюте;

 • осуществление  банками доверительного управления  средствами в иностранной валюте по поручению клиента;

 • конверсионные  операции по поручению клиента;

 • кредитование и займы;

 • переводы иностранной валюты в Российскую Федерацию (свободно), из Российской

   Федерации в порядке , устанавливаемом Банком России. 2.2. Расчеты с физическими  лицами (резидентами и нерезидентами) осуществляются как в безналичной, так и в наличной форме. Разрешены следующие операции:

• открытие счетов и вкладов в иностранной  валюте, ведение операций по счетам и вкладам. В перспективе введение запрета для физических лиц на вклады в иностранной валюте;

• покупка\продажа  иностранной валюты за рубли, конверсионные операции в иностранных валютах;

• переводы иностранной валюты в Российскую Федерацию (свободно), из Российской Федерации  в порядке устанавливаемом Банком России.

3. Сделки «банк-банк»

      Межбанковские операции в иностранной валюте должны быть максимально либерализованы. Ограничения должны распространяться только на внесение валюты в уставный капитал банков-резидентов. Участие российских банков в капитале банков -нерезидентов и открытие их филиалов за границей регулируется Банком России.

4.Ввоз\вывоз     наличной иностранной валюты и валюты Российской Федерации осуществляется только уполномоченными банками и физическими лицами (резидентами и нерезидентами) при постепенном снятии ограничений на ввоз\вывоз   наличных российских рублей. При этом, должна быть разработана система накопительного учета вывоза больших объемов иностранной валюты (более 10 тыс. дол.) и ввоза\вывоза российских рублей (в эквиваленте равном 10 тыс. дол).

5. Счета за рубежом.    Сохраняется ограничение на открытие юридическими или физическими лицами счетов в иностранной валюте за рубежом, за исключением случаев, устанавливаемых Банком России.

6. Рынок корпоративных ценных бумаг. Эмитированных резидентами и нерезидентами в иностранной валюте, и биржевые сделки в иностранной валюте. Разработка документа определяющего общий порядок обращения, ввоза и вывоза ценных бумаг, эмитированных в иностранной валюте, а также документа регулирующего проведение биржевых сделок в иностранной валюте.

Постепенное снятие ограничений  на валютные операции, связанные с международной торговлей и международным движением капитала.

       В области регулирования и контроля текущих валютных операций поэтапное  снятие ограничений как для резидентов, так и для нерезидентов на их осуществление, при усилении учетных и контрольных функций уполномоченных банков за состоянием расчетов и платежей по таким операциям. В этой связи:

    1. Расширяется  сфера применения системы таможенно-банковского  контроля за исполнением внешнеторговых  контрактов на:

• все  таможенные режимы, в соответствии с которыми товары перемещаются через таможенную границу Российской Федерации по сделкам, предусматривающим расчеты в иностранной валюте;

• операции, связанные с выполнением работ, оказанием услуг и предоставлением  прав на результаты интеллектуальной деятельности;

• операции, предусматривающие осуществление  расчетов по продаже товаров, приобретенных  вне таможенной территории Российской Федерации, без их завоза на таможенную территорию Российской Федерации, а  также по приобретению и переработке  сырья за пределами таможенной территории Российской Федерации с последующей  реализацией  продуктов  переработки  в  стране  переработки (приобретения), в третьи страны либо с последующим ввозом готовой продукции на таможенную территорию Российской Федерации;

• сделки. Предусматривающие ввоз товаров  на таможенную территорию Российской Федерации в счет погашения государственных  кредитов в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации;

• операции по ввозу (вывозу) товаров в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также перемещение товаров собственного производства предприяий с иностранными инвестициями или в счет дивидендов от инвестиционной деятельности, не предусматривающие проведение расчетов в денежной форме;

• перемещение  товаров в соответствии с договорами аренды (лизинга);

• сделки, расчеты по которым осуществляются в валюте Российской Федерации. Необходимо отметить, что распространение механизма  валютного контроля на экспортные и импортные контракты. Предусматривающие осуществление таких платежей возможно только после принятия Федерального Закона «О внесении дополнений и изменений в Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле», проект которого направлен Банком России в Государственную Думу и предусматривает отнесение национальной валюты, при использовании ее в расчетах между резидентами и нерезидентами, к валютным ценностям.

      При доработке документов предполагается уделить особое внимание установлению четкого порядка привлечения уполномоченных банков и хозяйствующих субъектов к ответственности з а нарушения валютного законодательства.

Информация о работе Валютные операции коммерческих банков