Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 06:49, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей развития валютного рынка России в современных условиях, особенностей проведения валютных операций в российской банковской практике, изучить проблемы валютного регулирования,ё рассмотрение взаимосвязи валютных курсов, процентных ставок и уровня цен в разных валютах как возможной базы для проведения анализа эффективности валютных операций, а также провести ретроспективный анализ эффективности некоторых видов валютных операций на условных примерах.
Таблица 1.3.1. Сальдо ввоза-вывоза банками наличной иностранной валюты. (чистый ввоз), млн.долл.
|
Примечание: А - Сальдо чистого ввоза валюты всего с начала года.
Б - Прирост за месяц
В - Индекс инфляции (в % к предыдущему месяцу).
Источник: Вестник Банка России за 1995 - 1997гг.
.3.1. Сальдо ввоза-вывоза банками наличной иностранной валюты. (чистый ввоз), млн.долл.
1994 | |
|
1995 | |
|
1996 | |
|
1997 | |
Б | - -В " " | А | Б • | В | А | Б | В | „ -д. | - •Б | - •5- • |
1498,9 1300,7 1463,4 1369,6 1420,9 1509,3 1596,4 2561,8 2458,3 2552,8 1823,9 2323,2 | 123,4 106,4 105,1 104,0 104,1 103,9 103,6 106,7 119,5 116,4 104,8 109,3 | 2641,70 3493,70 4949,20 5868,50 6571,90 7272,34 9278,20 11246,15 13684,03 15759,89 18033,23 20149,68 | 2641,70 852,00 1455,50 919,30 703,40 700,44 2005,86 1967,95 2437,88 2075,86 2273,34 2116,45 | 117,8 111,0 109,0 108,5 107,9 106,7 105,4 104,6 104,5 104,7 104,5 103,2 | 1749,02 3278,18 5795,56 8468,66 11634,71 14860,09 17731,40 20727,02 23496,42 26418,88 29563,61 33511,77 | 1749,02 1529.16 2517,38 2673,10 3166,05 3225,38 2871,31 2995,62 2769,40 2922,46 3144,73 3948,16 | 104,1 102,8 102,8 102,2 101,6 101,2 100,7 99.8 100,3 101,2 101,9 101,4 | 3435,43 5523,60 8231,22 10861,34 12946,93 15394,20 18191,44 21994,51 25434,01 28999,67 32602,54 37138,46 | 3435.43 2088,17 2707,62 2630,12 2085,59 2447,27 2797,24 3803,07 3439,50 3565,66 3602,87 4535,92 | 102,3 101,5 100,3 100,1 100.2 100,3 99.9 99.9 100,0 100,1 |
i года.
ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
4.1 Типичные нарушения в сфере валютных операций
Наиболее
типичными нарушениями
• 25 % нарушений связана с проведением валютных операций, минуя уполномоченные банки (расчеты между резидентами и нерезидентами, покупка и продажа иностранной валюты);
• 21 % — с проведением валютных операций без разрешения Банка России (предоставление резидентами займов, портфельные инвестиции, вклады в УК иностранных юр. лиц);
• 18 % — с получением и предоставлением на срок более 180 дней финансовых кредитов, отсрочек платежей по экспорту и импорту;
• 31 % —
с отсутствием полноты и
Основной
задачей системы валютного
Так, например, система процедур обязательна при зачислении резидентами валютной выручки на их счета в уполномоченных банках. Указом Президента РФ от 30 декабря 1991 г. № 335 «О формировании республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 г.» (пункт 9) и от 14 июня 1992 г. № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимании экспортных пошлин» (пункт 8), а также инструкцией ЦБ РФ от 29 июня 1992 г. № 7 «О прядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ» установлено, что за нарушение порядка зачисления валютной выручки предприятия подвергаются штрафу. Сумма штрафа определяется в размере сокрытой выручки в иностранной валюте или ее рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату выявления нарушения. Уплата штрафа не освобождает предприятие от обязательного перевода валютной выручки на счет в уполномоченном банке РФ и обязательной продажи 50 процентов поступившей валютной выручки,
Сокрытой
выручкой в иностранной валюте считается
выручка, на зачисленная на счета
в уполномоченных банках на территории
России, независимо от отражения ее
в бухгалтерском учете
К сокрытой выручке в иностранной валюте принято относить также денежные средства, выплачиваемые в наличной иностранной валюте (заработная плата нерезидентам, командировочные расходы, и пр.), из выручки, полученной предприятием от реализации гражданам в установленном Банком России порядке товарно-материальных ценностей (работ, услуг) в России за иностранную валюту, до сдачи ее в уполномоченные банки для зачисления на текущий валютный счет предприятия.
Считается, что к сокрытой выручке следует относить и необоснованное завышение экспортером или посреднической организацией расходов в иностранной валюте, относимых в уменьшение подлежащей обязательной продаже экспортной выручки. В конечном итоге такие действия декларантов ведут к необоснованному сокрытию (уменьшению) сумм обязательной продажи экспортной выручки или комиссионного вознаграждения.
Серьезными
нарушениями валютного
Особо следует отметить, что среди основных видов нарушений порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках является зачисление ее на счет в иностранном банке без разрешения ЦБ. Лицензия последнего на открытие счета за границей не предусматривает автоматического разрешения не зачислять валютную выручку на счета в России, так как для этого требуется специальное разрешение Центробанка. Такой вывод четко предусмотрен в названном выше Указе Президента РФ, в котором установлено, что валютная выручка от экспорта или реализация за иностранную валюту на территории РФ товаров (работ, услуг) подлежит зачислению на счета в уполномоченных банках на ее территории, если иное не разрешено ЦБ РФ.
Нарушения в порядке зачисления валютной выручки имеют место и при исполнении обязательств по товарообменным (бартерным) операциям. Не разрешается использовать валютную выручку предприятия от экспорта на встречную закупку товаров (работ, услуг) без разрешения ЦБ России.
Таким образом, рассмотренный перечень сокрытия валютной выручки без зачисления ее на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, если иное не разрешено Центральным банком России, влечет применению штрафа к предприятию-резиденту. Исключением из данного правила является лишь то обстоятельство, когда валютная выручка, поступившая в адрес резидента за границей до перевода ее в Россию, используется только для оплаты банковских или других расходов, непосредственно имеющих отношение к данной внешнеэкономической операции, по которой поступили валютные средства.
Особое
место в системе санкций за
нарушение операций с валютой
отводится выявленным нарушениям в
связи с отсутствием учета
валютных операций или ведением его
с нарушением установленного порядка,
непредставление или
При повторном вскрытии подобного рода нарушений в учете или неустранении ранее выявленных, органы валютного контроля вправе не только взыскать выявленные суммы в размере, указанном выше, но и предъявить к нарушителям штраф в пределах пятикратного размера этих сумм. В зависимости от нанесенного ущерба к резидентам и нерезидентам могут быть применены и другие санкции, вплоть до лишения их лицензий и разрешений на осуществление валютных операций. Не является сокрытием выручки расчеты между юридическими лицами-резидентами в иностранной валюте, ровно как и использование ими платежных документов в иностранной валюте. Пункт 1 раздела III Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР (утв. Госбанком СССР 24 мая 1991 г. № 352), не противоречит Закону Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле», допускает такой подход в двух случаях:
• при оплате комиссионного вознаграждения организациям, осуществляющим посреднические операции с иностранными партерами по заказам поставщиков экспортной и покупателей импортной продукции;
•
при оплате расходов банковских
учреждений и посреднических
внешнеэкономических
Расчеты между юридическими лицами-резидентами по приведенным выше операциям осуществляются только в безналичном порядке.
Актуальным
представляется переход уполномоченных
банков на автоматизированный обмен
информацией с таможенными
Для реализации
валютного контроля уполномоченные
банки формируют
Списки ответственных лиц банков и карточки с образцом печати уполномоченного банка, а также изменения к ним направляются затем в ГТК России с указанием точных дат вступления в силу полномочий этих лиц. Банк России направляет сюда также списки всех уполномоченных банков и их филиалов с разбивкой по категориям лицензий, указанием их точных почтовых адресов и кодов по общесоюзному коду предприятий и объединений (ОКПО).
По взаимной договоренности работники банков, таможни и налоговой службы при выявлении в поручениях предприятия фактов использования поступивших на транзитный валютный счет сумм, не соответствующих, по мнению банка, требованиям действующего валютного законодательства, имеют право провести проверку непосредственно на данном предприятии, тем самым четко оформляется система сплошного многоуровневого валютного контроля, позволяющего в оперативном режиме времени следить за полнотой представления документации.
В системе мер усиления валютного контроля важное значение отводится инструкции ЦБ России от 27 февраля 1995 г. № 27 «О порядке организации работы обменных пунктов на территории РФ, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными банками». Впервые в данном документе ответственности банков, а также резидентов и нерезидентов посвящен самостоятельный раздел за нарушения требований настоящей Инструкции.