Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:06, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить теоретические и практические аспекты валютной системы Республики Беларусь на современном этапе развития.
Основными задачами курсовой работы являются:
- Изучение понятия национальной валютной системы;
- Анализ состояния и развития национальной валютной системы;
- Рассмотрение тенденций и перспектив развития валютной системы Республики Беларусь.
-
величина колебаний курса
-
отклонение рыночной стоимости
национальной валюты от
- динамика дефицита платежного баланса;
-
динамика величины внешнего
-
величина золотовалютных
Разработанный механизм валютного контролинга и реализации его принципов в трансформированной экономике Республики Беларусь представим в следующем варианте.
Во-первых, центральный банк в законодательном или нормативном документе должен четко определить основные общие положения и определения, принципы валютных операций.
Во-вторых, центральный банк в нормативном документе четко определяет с учетом разработанных принципов - правила и детальную операционную технику проведения валютных операций.
В-третьих, центральным банком вводится конкретный механизм контроля за реализацией определенных принципов, включая контроль за схемами логистики основных экспортеров Республики Беларусь.
Комплексное применение механизма валютного контролинга на разработанных принципах уже позволило в течение 2001-2003 гг. стабилизировать обменный курс белорусского рубля, минимизровать отток отечественного капитала и, тем самым, изыскать внутренние валютные резервы для финансирования дефицита платежного баланса. Кроме того, валютное регулирование дирижизма создает предпосылки для перехода к либеральным методам организации валютных отношений (с использованием всех инструментов финансового рынка).
Для эффективного проведения операций на всех сегментах финансового рынка Национальным банком Республики Беларусь должны быть созданы условия для реализации принципов работы рынка, в тоже время нельзя игнорировать разрушительные последствия спекулятивных операций. Для минимизации последних, принцип множественности субъектов валютного рынка необходимо реализовывать селективным отбором участников валютных операций.
Создание условий для работы уполномоченных банков на финансовом рынке, а также развитие благоприятных возможностей для выполнения Национальным банком Республики Беларусь функции «управляющего валютными резервами государства» невозможно без определения последним основных правил поведения участников рынка, способов хеджирования валютных рисков. Валютное регулирование дирижизма создает предпосылки для перехода к либеральным методам организации валютных отношений (с использованием всех видов инструментов финансового рынка).
Белоруссия с ноября 2001 г. присоединилась к статье VIII устава Международного валютного фонда, обязавшись не вводить ограничений по текущим валютным операциям. Это означает, что по усмотрению самих участников и без каких либо дополнительных разрешений могут совершаться все сделки по купле-продаже, перечислению, переводу и передаче иностранной валюты, связанные с расчетами по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, с предоставлением и получением краткосрочных кредитов (до 180 дней), с платежами и поступлениями по операциям неторгового характера.
Операции, не попадающие в эти перечни, считаются движением капиталов, и их осуществление контролируется властями. При этом общее требование к резидентам о получении соответствующих разрешений сопровождается перечнем различных случаев, когда капитальные операции могут осуществляться свободно.
В Белоруссии действует порядок обязательной продажи части валютной выручки, получаемой от внешнеэкономической деятельности резидентами – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В документах, регулирующих этот порядок, устанавливается, какие виды валютной выручки подлежат, а какие не подлежат обязательной продаже, фиксируется доля продаваемой выручки, перечисляются иностранные валюты, на которые распространяется названная процедура[14].
В настоящее время обязательная продажа в размере 30 процентов суммы выручки в иностранной валюте осуществляется через банки на торгах валютно-фондовой биржи. Обязательной продаже подлежит выручка в долларах США, евро, фунтах стерлингов, иенах, швейцарских франках и некоторых других конвертируемых валютах. Обязательной продаже подлежат также российские рубли.
Вместе с тем, следует отметить, что, осуществляя децентрализацию и постепенную либерализацию валютного оборота по мере углубления рыночных отношений, белорусское государство не самоустранилось от активного регулирования и непосредственного участия в операциях с иностранной валютой. По состоянию на июнь 2010 г., из 28 коммерческих банков, действовавших на территории Белоруссии, 5 крупнейших банков были государственными, и их совокупная рыночная доля составляла 76 процентов. Очевидно, что на эти государственные структуры приходилась и преобладающая часть валютного оборота. По существу речь идет о сочетании государственных и частных интересов в сфере получения и использования валютных ресурсов страны.
В
тоже время начиная с 2008 года началось
постепенное ухудшение
В 2008 г. экспортная выручка в СКВ достигла рекордной величины - почти 24 млрд. долл., но ее оказалось недостаточно, что обеспечить платежи по импорту России и остальных стран мира. Дефицит в СКВ частично был компенсирован самыми крупными за всю историю активным сальдо по балансу услуг и притоком капиталов из стран «вне СНГ», но все равно образовалось рекордное по размерам отрицательное сальдо общего платежного баланса в размере 2,7 млрд. долларов.
Пришлось снова прибегать к внешним заимствованиям и истратить из золотовалютных резервов опять-таки рекордную сумму - свыше 1 млрд. долларов.
По-иному складывалась внешнеторговая и валютная ситуация в 2009 году. Кризисное сжатие спроса со стороны зарубежных покупателей сильно ударило по белорусскому экспорту, импорт, естественно, тоже сократился, но в меньшей степени, что еще больше ухудшило торговый баланс страны. Товарооборот в 2009 г. сократился с 72 млрд. до 50 млрд. долл., или почти на 31 процент. В наибольшей степени пострадал «нероссийский» экспорт (потери составили 6,8 млрд. долл.), тогда как сильнее всего снизился импорт из России (6,8 млрд. долларов). Соответственно внешнеторговый дефицит достиг 7,3 млрд. против прошлогодних 6,8 млрд. долл., причем уменьшение пассива в торговле с Россией сопровождалось еще более значительным сокращением традиционного актива в торговле с остальными странами. Соответственно осложнились валютные позиции страны. В условиях роста дефицитности торговли, обусловившей общий платежный дефицит, пришлось обращаться за новыми займами (к России, МВФ, Китаю), прибегнуть к девальвации национальной валюты. В течение 2009 г. официальный курс белорусского рубля к доллару снизился на 30%, к евро – на 33%, к российскому рублю - на 23 процента. К концу третьего квартала 2009 г. совокупный внешний долг органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования поднялся до 7 с лишним млрд. долл., увеличившись с начала года на 4 млрд. (рост почти в 1,8 раза) [14, c.99].
В январе-ноябре 2010 года отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами по методологии платежного баланса составило 6 млрд. 404,8 млн. долларов, а по итогам 2010 года сумма отрицательного сальдо была в районе 10 млрд. долл. США. Таким образом, страна приобретала фактически на 10 млрд. долл. больше чем продавала внешнему миру. Указанные обстоятельства привели к росту спроса на иностранную валюту.
В настоящее время ситуация на валютном рынке Беларуси все больше напоминает события 90-годов с их валютным дефицитом, расчетами по бартеру, множественностью курсов, серыми схемами и т.д. Риск того, что в ближайшее время белорусской экономике придется вновь столкнуться с этими явлениями, велик как никогда, считают аналитики. Официальный Минск уповает на финансовую помощь Москвы, однако российские кредиты в лучшем случае лишь отсрочат решение проблем.
Сейчас в ряде банков гражданам при досрочном снятии средств с валютных депозитов предлагают оставлять предварительную заявку — как минимум за пять дней, и поясняют: такие условия выдвигаются «ввиду сложившейся ситуации с наличием валюты» [18].
Некоторые банки временно приостановили пополнение карт-счетов в иностранной валюте белорусскими рублями (наличными и безналичными), а также снятие инвалюты с карт-счетов в белорусских рублях. Пополнять валютные счета можно только иностранной валютой.
16 марта 2011 года Нацбанк ввел требование о 30-дневном резервировании средств на покупку иностранной валюты на торгах Белорусской валютно-фондовой биржи «с целью консолидации основного объема спроса и предложения субъектов хозяйствования на внебиржевом валютном рынке».
По расчетам Нацбанка, удлинение срока резервирования с одного до 30 дней до проведения торгов должно было «увеличить роль рыночных механизмов выравнивания спроса и предложения, а также возможности по более эффективному распределению и использованию валютных ресурсов в экономике».
Однако этот расчет не оправдался, и спустя неделю Нацбанк объявил об отмене своего решения с 1 апреля. Как подчеркивалось в сообщении главного банка страны, удовлетворение заявок на покупку валюты в ходе торгов будет производиться «с учетом следующей приоритетности направлений использования купленной валюты: для оплаты за медикаменты, за поставленный в республику природный газ, для погашения кредитов в иностранной валюте и для иных целей». Разумеется, «для оптимизации условий покупки валюты на внутреннем валютном рынке, а также первоочередного и безусловного удовлетворения потребностей в иностранной валюте по наиболее важным направлениям ее использования для обеспечения стабильного функционирования национальной экономики».
Следует отметить, что в настоящее время серьезную обеспокоенность вызывает постановление Совмина и Нацбанка № 240/5 от 25 февраля 2011 года "О расчетах по импорту некоторых товаров". Этот документ был принят для улучшения ситуации на валютном рынке, снижения отрицательного внешнеторгового сальдо путем сокращения покупки иностранной валюты для импорта оборудования стоимостью свыше 50 тыс. евро. Данная мера направлена на ограничение спроса на валюту со стороны субъектов хозяйствования[17].
Однако действие документа получило и побочный эффект. Это постановление заблокировало планы развития предпринимательства, считают представители бизнес-союзов. Это вызывает их серьезное беспокойство. Экспертные оценки практики реализации постановления № 240/5 свидетельствуют о возникновении нежелательных для экономики страны условий нарушения законодательства. Эксперты прогнозируют развитие серого рынка и, как следствие, создание лжепредпринимательских структур. В этой связи, считают предприниматели, действие постановления необходимо отменить. Это позволит сохранить и упрочить торгово-инвестиционный климат Беларуси, не произойдет сворачивания товарооборота с традиционными партнерами. Пока же, по всем оценкам, происходит обратное. Поэтому бизнес-сообщество очень обеспокоено сложившейся ситуацией, которая может отбросить назад развитие бизнеса.
На
основании рассмотренных в
-
национальная экономика
-
изменение параметров торговли
с РФ повлекло увеличение
-
отрицательное сальдо
- наличие отрицательного сальдо внешней торговли также может свидетельствовать о снижении привлекательности белорусских товаров на внешних рынках и общем снижении конкурентоспособности национальной экономики.
С целью обеспечения стабилизации ситуации на валютном рынке в настоящее время по мнению автора необходимо:
- обеспечить регулирование валютного рынка на основе экономических методов (стимулировать поступление валюты в страну в виде инвестиции для выравнивания позиций по счету текущих операций), а не ограничивать доступ к валютным ресурсам административными методами;
Информация о работе Валютная система РБ и проблемы ее регулирования