Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:06, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить теоретические и практические аспекты валютной системы Республики Беларусь на современном этапе развития.
Основными задачами курсовой работы являются:
- Изучение понятия национальной валютной системы;
- Анализ состояния и развития национальной валютной системы;
- Рассмотрение тенденций и перспектив развития валютной системы Республики Беларусь.
В странах с рыночной экономикой подавляющий объем валютных операций совершается на межбанковском рынке, который также играет значительную роль в определении обменного курса национальной валюты. В Беларуси пока таких тенденций не прослеживается. Было даже время, когда межбанковский валютный рынок в Беларуси был практически заблокирован (1998-1999 гг.). Субъектам хозяйствования было запрещено продавать на нем оставшуюся в их распоряжении выручку после 40% обязательной продажи. Тем самым Национальный банк хотел свести все валютные потоки на валютную биржу.
Краткая характеристика механизма валютного регулирования Республики Беларусь представлена в табл. 2.1.
Правовое
и нормативное обеспечение
Правовые документы, регламентирующие функционирование валютной системы Беларуси постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 20 03 1992 г № 1538-ХИ «О временном порядке валютного регулирования и проведении валютных операций на территории Республики Беларусь», указ Президента Республики Беларусь от 23 02 2000 г № 87 «О совершенствовании системы валютного регулирования и валютного контроля в Республике Беларусь»
Валютное регулирование в Беларуси включает порядок проведения валютных операций, формирование валютных фондов, валютный контроль. Валютный механизм Республики Беларусь в общем смысле представляет собой государственную регламентацию валютных отношений, издание нормативных актов, оперативное руководство и валютный контроль со стороны соответствующих государственных органов, заключение международных валютных соглашений. Валютное регулирование в Беларуси, как и в странах с развитой рыночной экономикой, является преимущественно нормативным.
В Беларуси сложился правовой и институциональный механизм регламентации деятельности национальных органов управления валютными отношениями, осуществления валютной политики, валютного регулирования и контроля[7, c.17].
В
соответствии с Законом РБ от 22.07.2003 № 226-З
«О валютном регулировании и валютном
контроле» в целях создания действенной
системы регулирования валютного обращения
функции органа валютного регулирования
и валютного контроля, кроме Национального
банка, стали исполнять Совет Министров
Республики Беларусь, Комитет государственного
контроля Республики Беларусь, Государственный
таможенный комитет.
Таблица
2.1 — Краткая характеристика
элементов механизма
валютного регулирования
Республики Беларусь
Элементы | Валютный механизм Республики Беларусь |
Национальная валюта | билет НБ Республики Беларусь (белорусский рубль) |
Режим валютного курса | скользящая привязка к российскому рублю и доллару США, котировка белорусского рубля только НБ Республики Беларусь |
Режим валютных ограничений | достаточно жесткие валютные ограничения, направленные на стабилизацию обменного курса и поддержание ценовой конкурентоспособности белорусской экономики |
Режим конвертируемости | белорусский рубль имеет конвертируемость только по текущим операциям платежного баланса |
Регулирование международной валютной ликвидности | золотовалютные резервы НБ Республики Беларусь, резервная позиция в МВФ, государственные ценные бумаги в иностранных банках |
Регламентация использования международных кредитных средств | применяются Унифицированные международные нормы, которые регламентируют использование, в частности, векселей и чеков |
Режим международных расчетов страны | применяются Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, Унифицированные правила по инкассо, чековый закон в редакции Международной торговой палаты |
Режим валютного рынка и рынка золота | функционируют биржевой (на основе БВФБ) и внебиржевой рынки (последний временами ограничивается), рынок золота не развит в полной мере |
Стратегия управления золотовалютными резервами | разрабатывается совместно НБ Республики Беларусь и Министерством финансов Республики Беларусь |
Примечание
– Источник: [17, c.136]
Агентами валютного контроля в Республике Беларусь являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.
Банки и небанковские кредитно-финансовые организации являются агентами валютного контроля, подотчетными Национальному банку.
Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты являются агентами валютного контроля, подотчетными Совету Министров Республики Беларусь.
Таможни являются агентами валютного контроля, подотчетными Государственному таможенному комитету.
Они принимают законодательные акты в сфере валютных отношений Беларуси, распределяют полномочия и функции по валютному регулированию и контролю Законодательные акты конкретизируются и дополняются постановлениями Совета Министров, положениями отдельных министерств и комитетов, и нормативными документами Национального Банка
Практически, совместно с Национальным банком валютную политику реализуют Министерство финансов, Государственный таможенный комитет и Комитет Государственного Контроля Республики Беларусь. Таким образом, Национальный банк в Беларуси подотчетен Совету Министров и не несет в полной мере ответственности за результаты проводимой кредитно-денежной и валютной политики, что является существенным сдерживающим фактором на пути формирования цивилизованной рыночной экономики.
Национальный банк является главным исполнительным органом, отвечающим за эффективное функционирование валютного механизма страны.
В соответствии с указом Президента № 87 он определяет сферу и порядок обращения в Республике Беларусь иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, в том числе правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой, платежными документами в иностранной валюте; правила проведения нерезидентами в Республике Беларусь операций с валютой Республики Беларусь; устанавливает правила выдачи лицензий на осуществление валютных операций и выдает такие разрешения', порядок перевода, ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь иностранной валюты, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Республики Беларусь, официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам', функции банков как агентов валютного контроля; создает резервы иностранной валюты и иных валютных ценностей Республики Беларусь и управляет ими.
В соответствии с законодательством, Национальный банк представляет Комитету государственного контроля необходимую для осуществления валютного контроля информацию о платежах юридических лиц по импортным операциям, поступлении денежных средств от экспортных операций, осуществляет контроль за проведением валютных операций банками, имеющими лицензии на проведение таких операций, и соблюдением ими валютного законодательства; совместно с Советом Министров Республики Беларусь определяет сферу и порядок обращения в Республике Беларусь ценных бумаг в иностранной валюте, в том числе правила проведения резидентами и нерезидентами операций с ценными бумагами в иностранной валюте и валюте Республики Беларусь, порядок перевода, ввоза, вывоза и пересылки ценных бумаг в иностранной валюте.
Министерство финансов осуществляет учет внешнего государственного долга, регистрацию и обслуживание внешних государственных займов, осуществляет контроль за доходами и расходами республиканского и местных бюджетов в иностранной валюте. Агенты валютного контроля в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляют контроль за возвратом в страну и использованием подведомственными юридическими лицами валютной выручки от экспорта товаров.
Национальный банк вместе с другими органами валютного контроля -Комитетом государственного контроля и Государственным таможенным комитетом, обеспечивает функционирование механизма валютного контроля, который преследует цель - обеспечить выполнение участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства, особенно ограничений по движению капиталов. Вместе с агентами валютного контроля они добиваются, с одной стороны, поступления валютной выручки от экспорта, с другой - обеспечения обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары и услуги. Исполнителями валютного контроля выступают коммерческие банки, подотчетные Национальному банку.
Таким образом, Национальный банк Республики Беларусь, а также Совет Министров Республики Беларусь, каждый в пределах своих полномочий, осуществляют текущее оперативное воздействие на функционирование действующего валютного механизма Республики Беларусь: определяют валютный режим, регулируют динамику обменного курса белорусского рубля, утверждают структуру золотовалютных резервов, осуществляют погашение государственного внешнего долга, оказывают влияние на основные формы системы международных экономических отношений нашей страны, в частности на внешнюю торговлю и движение капиталов, состояние платежного баланса.
Правовой режим осуществления валютных операций в Беларуси устанавливается следующими документами: Правилами проведения валютных операций, утвержденными Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 N 72; Правила проведения валютных операций, связанных с движением капитала, утв. Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.04.2001 N 100
По действующему законодательству к валютным операциям, связанным с движением капитала, в Беларуси относятся: прямые инвестиции, т. е. вложения в уставный фонд предприятий с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием; портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг; переводы в оплату права собственности на здания, а также иных прав на недвижимость; предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту товаров и услуг; предоставление и получение кредитов на срок более 180 дней.
К текущим валютным операциям в Беларуси относятся: переводы в страну и из страны для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней; получение и предоставление кредитов в денежной форме на срок не более 180 дней; переводы в страну и из страны процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала, а также переводы неторгового характера - сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства.
Рисунок
2.3 — Режимы валютного
курса в Беларуси в период
независимости
Примечание
– Источник: [15, c.182]
В
период 1993-2003 гг. в Беларуси функционировало
несколько типов режимов
1-й этап. 1993-1995 гг. - свободно плавающий валютный курс.
В 1993 г., с момента начала проведения самостоятельной валютной и денежно-кредитной политики, Национальный банк Республики Беларусь продолжал использовать вслед за Центральным банком России режим свободно плавающего валютного курса, периодически используя валютные интервенции. Выбор плавающего валютного курса, да еще в самой мягкой форме, был обусловлен в то время несколькими причинами: высокой инфляцией (1290,2% в 1993г., 2321% в 1994г., 809,3% в 1995г.), вследствие чего резко понижалась ценовая конкурентоспособность белорусских экспортеров; громадными искажениями в структуре относительных цен, доставшихся от централизованно управляемой экономики; катастрофической нехваткой свободно конвертируемой валюты в стране из-за неосвоенности рынков развитых стран; низкой величиной валютных резервов и полным отсутствием золотого запаса; формирования и роста отрицательного сальдо торгового баланса с плюс 63,9 млн. долл. США в 1992 г. до минус 568,6 млн. долл. США в 1993 г. и минус 760,4 млн. долл. США в 1995г[15, c.183].
Информация о работе Валютная система РБ и проблемы ее регулирования