Сущность и функции денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:22, лекция

Описание работы

Существует две теории происхождения денег – рационалистическая и эволюционная. Рационалистическая теория заключается в том, что проявление денег считается итогом соглашения между людьми, убедившимися в том, что для передвижения стоимостей в меновом обороте необходимы специальные инструменты. Эволюционная теория предполагает, что деньги появились в результате эволюционного процесса, который помимо воли людей привел к тому, что некоторые предметы выделились из общей массы и заняли особое место. Рационалистическая теория была освещена в работах Аристотеля, она закрепилась в законодательстве античных и средневековых обществ, деньги ассоциировались с таким понятием как «договор» до 18 века. Эволюционная теория нашла свое отражение в работах К. Маркса, Д. Смита, Р. Рикардо. Эта теория имела огромное значение в эпоху господства золота и серебра; история возникновения денег подтверждает эволюционную теорию.

Работа содержит 1 файл

Лекции деньги и кредит.doc

— 1,004.00 Кб (Скачать)

Контроль и регулирование  банковской деятельности осуществляется не только в Украине, но и в других странах, при этом контроль могут осуществлять не только Центральные банки, но и другие организации. Так, во Франции контроль осуществляет Комитет банковской регламентации, Комитет кредитных организаций и Банковская комиссия (под эгидой Минфина и Банка Франции); в США федеральная корпорация подчиняется конгрессу, в Англии происходит концентрация и слияние банков, поэтому контроль осуществляет Центральный банк; в США много мелких банков, поэтому их деятельность контролируется федеральной резервной системой, службой контролера денежного обращения при Минфине, федерацией корпорации страхования.

Основными задачи регулятивно-контрольных  органов являются:

  1. регулирование доступа к банковской системе – необходимо выполнять определенные условия для получения банковских лицензий и выполнять условия этих лицензий;
  2. обеспечение регулирования банковской деятельности;
  3. получение от банков отчетности и проведение инспекционных проверок в банках;
  4. проведение действия принудительного характера по отношению к проблемным банкам;
  5. взятие платежеспособных банков под контроль, прекращение их деятельности.

Функции регулирования  и контроля осуществляет НБУ, где  существует аппарат, специально осуществляющий контроль, осуществляет контроль и  комиссия по вопросам контроля и регулирования деятельности банков, куда входят департаменты, связанные с регистрацией и лицензированием банков, инспектированием банков, департамент по вопросам работы с проблемными банками, управление координации по вопросам банковского надзора и др. Функционируют соответствующие комиссии и в региональных управлениях; их задачами являются:

  1. подготовка материалов о возможной регистрации новых банков и филиалов действующих банков;
  2. выдача разрешений на открытие банковских структур и осуществление ими банковских операций;
  3. инспектирование банков и банковских структур;
  4. обработка экономической информации;
  5. осуществление контроля за банками.

Контроль НБУ осуществляется двумя методами: 1) безвыездной; 2) выездные инспектирования банков. Безвыездной контроль – это дистанционный мониторинг деятельности отдельных банков и банковской системы в целом, а также применение контрольными органами определенных мер с целью реагирования на проблемы и недостатки, выявленные в деятельности банков; он основан на анализе отчетности (мониторинг кредитования например, раннее предостережение, реагирование). Инспекционные проверки направлены на оценку рисков; при этом подлежит проверке следующее: а) достоверность отчетности; б) выполнение законодательных и нормативных актов; в) надежность управления банком; г) стойкость финансового положения банка. В Европе эту работу выполняют специальные аудиторские фирмы.

11.5. Основные  принципы деятельности коммерческих  банков

Проанализировав деятельность коммерческих банков в предыдущих подразделах темы №11, можно сделать следующие выводы об основных принципах деятельности коммерческих банков в Украине.

1. Изучение основ денежно-кредитного  регулирования выявило наличие  различных способов (систем, моделей)  регулирования и надзора за  банковской деятельностью. Наиболее эффективными являются системы, предполагающие государственное невмешательство в оперативную деятельность банков.

2. Денежно-кредитное регулирование  деятельности коммерческих банков  включает совокупность методов,  выбор которых зависит от объекта  цели регулирования, а также от степени зрелости рыночных отношений. К общим методам денежно-кредитного регулирования относятся учетная политика, операции на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов банков.

3. Изменение учетной  ставки по предоставляемым Национальным банком кредитам, увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них. Снижение учетной ставки, т.е. политика «дешевых денег», стимулирует расширение кредитных операций и ускорение темпов экономического развития. Операции Национального банка на открытом рынке заключаются в покупке и продаже им по заранее установленному курсу ценных бумаг, в том числе и государственных, формирующих долг страны; данный метод является наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков. Обязательное резервирование средств на счетах коммерческих банков имеет своей целью обеспечить постоянный уровень банковской ликвидности.

4. Обязательные резервы,  депонируемые в Национальном  банке, являются своего рода налогом, так как они «потеряны» для банка. Налоговый характер резерва вызывает со стороны коммерческих банков необходимость минимизировать его величину в процессе налогового планирования. Формами минимизации являются увеличение в составе привлеченных средств банка доли межбанковских кредитов; привлечение депозитных вкладов на срок не более месяца; увеличение в составе привлеченных средств срочных депозитов.

5. Совершенствование  обязательного резервирования возможно  по следующим направлениям:

– дифференциация резерва в зависимости от типа кредитного учреждения, срока его деятельности, величины активов, особенностей региона и состояния денежного рынка; от видов и сроков депозитов; от состава и структуры активов коммерческих банков;

– дифференциация резерва в зависимости от принадлежности депонируемой суммы к тому или иному агрегату денежной массы, которой располагает коммерческий банк;

– вложение зарезервированных  коммерческими банками средств  в государственные ценные бумаги, приносящие доход.

6. Регулирование оперативной банковской деятельности осуществляется путем установления НБУ экономических нормативов. При этом основное внимание должно быть уделено риску и ликвидности банковских операций и минимальному размеру банковского капитала. Резервом повышения ликвидности коммерческих банков является выработка системы стимулов для тех из них, которые отвечают международным «стандартам благоразумия», установленным Базельским комитетом по надзору.

7. Прибыльность коммерческого  банка в значительной мере  зависит от вырабатываемой им самим экономической стратегии, от саморегулирования банковской деятельности. Стратегия управления активами и пассивами банка реализуется в принятом решении о предпочтительном распределении им пассивов банка между различными видами активов, исходя из оценки их относительной доходности и ликвидности.

8. При определении  рыночной стоимости кредитных  ресурсов основными ценообразующими  факторами являются издержки, спрос,  предложение, изменение цены денег во времени и пространстве, уровень риска. На банковском рынке есть все условия для использования таких стратегий, как дифференцирование, конкурентное и ассортиментное ценообразование.

9. Государственный контроль  за величиной валютного риска  проявляется преимущественно в  установлении нормативов открытой валютной позиции. Распространен метод страхования валютного риска – хеджирование, смысл которого состоит в превращении открытой валютной позиции в закрытую путем создания встречных требований в иностранной валюте.

10. В части операций  коммерческого банка с ценными бумагами НБУ ограничивает использование привлеченных коммерческими банками депозитов для приобретения ими акций юридических лиц и обязует создавать дифференцированные в зависимости от вида ценных бумаг резервы под потенциальное обесценивание вложений банков в ценные бумаги.

11. По мере становления  рыночных отношений возникают  предпосылки широкого распространения  трастовых услуг. Для их развития  необходимо совершенствовать законодательную базу. Проведение трастовых операций коммерческим банком наиболее эффективно, т.к. доверительные операции отражают сущность банковской деятельности и банк имеет для трастовых операций необходимую базу, позволяющую значительно снизить риск индивидуальных инвестиций.

12. Представляется целесообразным  обособление имущества, переданного банку в управление, от собственного имущества. Поступившие в траст, т.е. в доверительное управление, средства не должны учитываться в расчете экономических нормативов, отражающих деятельность банка. их следует исключать при расчетах обязательных резервов банка.

Тема 12. Международные валютно-кредитные 

организации и их взаимодействие с Украиной

12.1. Основные  сведения о валютной политике  Украины

Валютная политика –  это совокупность способов (действий), которые осуществляются государством в сфере международных отношений относительно тактических и стратегических целей страны. Основная цель валютной политики НБУ как части монетарной политики, есть стабилизация курса национальной денежной единицы и сбалансированность платежного баланса страны.

Стратегическая валютная политика предусматривает меры, направленные на обеспечение макроэкономической стабильности и создания условий  доверия внутренней экономики и  иностранного бизнеса к национальной валюте, стимулирование развития экспорта, возврат в страну заработанной иностранной валюты и т.д.

Заданием тактической  валютной политики есть обеспечение  стабильности функционирования национальной валютной системы, способствование сбалансированности платежного баланса, гармонизации интересов экспортеров и импортеров. Эта политика предусматривает:

– регулирование системы  валютных ограничений и системы  экономических нормативов;

– создание условий для  вкладов инвесторов в национальную экономику;

– оперативное регулирование валютно-рыночной конъюнктуры с помощью валютных интервенций;

– усовершенствование правовой и организационной структуры  валютного рынка;

– осуществление контроля за операциями резидентов и нерезидентов на валютном рынке;

– усовершенствование контроля за экспортно-импортными операциями;

– усовершенствование межгосударственных расчетов и организация разнообразных форм интеграции;

– проведение курсовой политики;

– усовершенствование механизма  курсообразования.

Валютная политика состоит  из следующих частей:

– валютное регулирование;

– валютный контроль;

– международные валютные сообщества и участие в международных  валютно-финансовых организациях.

Валютное регулирование  – это регламентация страной  международных расчетов и порядка  проведения валютных операций.

Национальный банк Украины  в сфере валютной политики и валютного  регулирования имеет такие права:

– устанавливает правила  проведения в Украине резидентских и нерезидентских валютных операций;

– определяет структуру  валютного рынка Украины, а также  порядок и условия торговли валютными ценностями на нем;

– устанавливает порядок  переведения, ввоза и пересылки  в Украину и из Украины валютных ценностей;

– определяет порядок  открытия резидентом счета в банках за пределами Украины и нерезидентами  в уполномоченных банках Украины;

– устанавливает общие  правила выдачи резидентом и нерезидентом лицензий на выполнение валютных операций, выдает лицензии и принимает решения об их ликвидации;

– устанавливает порядок  определения и использования  курса гривни по отношению к иностранной валюте и расчетных (клиринговых) единиц;

– устанавливает вместе с Кабмином порядок использования  поступлений в международных  расчетных (клиринговых) единицах и  в неконвертируемой валюте, которая  используется в торговом и неторговом обороте с иностранными государствами;

– увеличивает, сохраняет  и использует золотовалютные резервы;

– составляет вместе с  Кабмином платежный баланс Украины;

– принимает участие  в определении валового внешнего долга Украины и контролирует обеспечение этого лимита.

В сфере валютного  регулирования Кабмин имеет следующие  полномочия:

– определяет и передает Верховной Раде на утверждение лимит  внешнего государственного долга Украины;

– принимает участие  в разработке платежного баланса  Украины;

– обеспечивает выполнение бюджетной и налоговой политики в части, которая касается движения валютных ценностей;

– обеспечивает формирование и выступает распорядителем Государственного валютного фонда Украины;

– определяет порядок  использования поступлений в  международных расчетных (клиринговых) единицах, которые используются в торговом обороте с иностранными государствами, а также в неконвертируемых иностранных валютах, которые используются в неторговом обороте с иностранными государствами.

Важной частью валютной политики является валютный контроль, Национальный банк Украины является главным органом валютного контроля. Государственная налоговая администрация (ГНАУ), министерство связи и Государственный таможенный комитет также имеют свои функции в сфере валютного контроля. ГНАУ осуществляет финансовый контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов на территории Украины. Минсвязь контролирует правила постовых переводов и перевозку валютных ценностей через таможенную границу Украины. Государственный таможенный комитет осуществляет контроль за правилами перемещения валютных ценностей через таможенную границу Украины.

Информация о работе Сущность и функции денег