Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:22, лекция
Существует две теории происхождения денег – рационалистическая и эволюционная. Рационалистическая теория заключается в том, что проявление денег считается итогом соглашения между людьми, убедившимися в том, что для передвижения стоимостей в меновом обороте необходимы специальные инструменты. Эволюционная теория предполагает, что деньги появились в результате эволюционного процесса, который помимо воли людей привел к тому, что некоторые предметы выделились из общей массы и заняли особое место. Рационалистическая теория была освещена в работах Аристотеля, она закрепилась в законодательстве античных и средневековых обществ, деньги ассоциировались с таким понятием как «договор» до 18 века. Эволюционная теория нашла свое отражение в работах К. Маркса, Д. Смита, Р. Рикардо. Эта теория имела огромное значение в эпоху господства золота и серебра; история возникновения денег подтверждает эволюционную теорию.
Среди экономистов-практиков использования монетарной теории в формировании экономической политики, прежде всего, следует отметить Р.Дорнбума и Дж. Сакса (США), Л. Бальцеровича (Панама), В.Клауса (Чехия), Е.Гайдара (Россия).
Практическая реализация монетарных рецептов сводится к реализации следующих мер общего характера:
Эти постулаты для условий переходной экономики по меньшей мере спорны, а чаще всего вредны.
Главной мерой монетарной стабилизации считается ограничительная антиинфляционная политика, осуществляемая путем сдерживания предложения денег и контроля за доходами. Отправным пунктом в монетарном реформировании постсоциалистических экономик является постулат о несовместимости инфляции и роста, а реализация этого постулата состоит из следующих этапов: финансовая стабилизация, институциональные реформы, формирование рыночных институтов, структурные перестройки. Аналогичная схема была положена в основу концепции рыночного реформирования экономики Украины. однако аналитический аппарат, положенный М.Фридманом в основу концепции монетарной политики, делает теоретический фундамент таких стабилизационных мероприятий довольно противоречивым по следующим причинам:
1. Невыясненность влияния
степени монополизации
2. Монетаризм, претендуя
на истину в последней
3. Теоретические построения
основоположников монетаризма
4. В монетарной теории
использована гипотеза
5. Все свои теоретические и практические выводы Фридман сделал на основании анализа экономики США. Между тем нет необходимости убеждать кого-либо (кроме монетаристов), что американская экономика существенно отличается от экономик развивающихся стран.
Итак, на основании несовершенного теоретического анализа монетаризм предлагает всеохватывающие рецепты осуществления экономической политики, возводя их в ранг догмы. Это демонстрирует его манипулятивный, «экспортный» характер и направленность на достижение политических целей.
Роль монетарной политики – это одна из главных частей государственного регулирования рыночной экономики. По нашему мнению, эффективными и действенными инструментами денежно-кредитной политики государства являются:
1. Нормы обязательных резервов.
2. Процентная политика.
3. Рефинансирование коммерческих банков.
4. Операции с чековыми бумагами.
5. Поддержание курса национальной валюты (золотовалютные резервы).
6. Регулирование импорта и экспорта капиталов.
При этом необходимо отметить, что денежно-кредитная политика государства – это комплекс взаимосвязанных, скоординированных на достижение определенных целей действий по регулированию денежного рынка, которые проводит государство через свой центральный банк.
Исходя из этого, целевая направленность монетарной политики должна заключаться в выполнении задач, поставленных монетарной политикой:
а) стратегические цели – это цели, которые являются ключевыми в общеэкономической политике государства: увеличение производства, занятости, стабилизация цен, платежный баланс;
б) промежуточные цели – это изменение некоторых экономических процессов, способствующих достижению стратегических целей;
в) тактические цели –
это оперативные задания
Место монетарной политики
в общегосударственной
Рис. 7.1. Место монетарной политики в общегосударственной экономической политике
Рис. 7.2. Механизмы экономического роста государств в период переходного периода их экономики
7.4. Основные
сведения о монетарной
В последнее время
появилось понимание того, что
жёсткий монетарный курс развития финансовой
системы Украины не принёс успехов;
напомним, что монетаризм – это
современное направление эконом
Противники монетаризма считают, что стабилизационная модель монетаризма не привела к экономическому росту в Украине по следующим причинам:
а) после 1993 г. наступил кризис спроса и инфляция издержек, а сторонники монетаризма начали вводить денежный дефицит;
б) это привело к
торможению роста цен, параличу внутреннего
рынка, подрыву покупательной
в) оставшись без оборотных средств и платежеспособных покупателей, многие предприятия остановились или работали не полностью; они поддерживались экспортом, товарообменом или неоплачиваемыми поставками;
г) дефицит денег – главная причина упадка производства; подавленная инфляция значительно более болезненна и для экономической деятельности, и для свободы, чем инфляция открытая, и чем более эффективно подавленная инфляция, тем больше экономические убытки.
Сторонники монетаризма заявляют, что стабилизационная модель монетаризма является единственно возможной для Украины. Однако, эмиссионная политика властей в 92–93 гг., поддерживая теоретически стратегически отечественного производителя и рост производства, привела в 1993 г. к неслыхан ной гиперинфляции в 10000% и фактическому падению производства. Где же истина? Причины падения производства и ухудшения жизни не в монетаризме, а в общегосударственной экономической политике, в результате реализации которой необходимо было выполнить следующее:
а) переориентировать общеэкономическую политику государства на формирование и развитие малого и среднего бизнеса;
б) устранить непомерное налоговое бремя на производителя;
в) провести реформу цен;
г) провести реформу внешнеэкономической деятельности;
д) провести реформу собственности
и создать средний класс
Указанные мероприятия актуальны и в настоящее время, их реализация позволит устранить разрыв между развитием реальной экономики и финансовой стабилизацией, полученной монетарными методами, что, в свою очередь, позволит перейти к развитию большого бизнеса и экономики в целом. При этом необходимо также решить ещё одну проблему – проблему регионального развития. В настоящее время продуктивные силы страны концентрируются в высокоиндустриальных областях: Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Луганской, Харьковской и Киевской. Для развития всех других областей Украины необходимо, чтобы каждая область стала территориальным социально-экономическим комплексом; необходима в областном масштабе ориентация не на энергоресурсное, а на постиндустриальное развитие; для организации регионального развития необходимо создание Фондов и Комитетов регионального развития, внедрение регионального хозрасчёта.
При этом необходимо отметить, что кредитные и денежные системы в государстве, как было указано выше, регулируются, в основном, банковской системой, и сама банковская система является доминирующей в экономическом развитии страны. Особенно важными в этом плане являются механизмы формирования денег, денежной системы, кредитов и кредитной системы, а также механизмы управления этими важнейшими составляющими экономического развития страны. Рассмотрим этот вопрос более подробно.
ТЕМА 8. КРЕДИТ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
8.1. Кредитный потенциал коммерческого банка
Вопрос о кредитном потенциале капитала затрагивает экономически обоснованные границы использования мобилизованных средств для предоставления кредита и совершения других операций банка.
Мобилизация и концентрация свободных денежных средств – приоритетная функция и экономический базис в деятельности банка. От мобилизации о концентрации зависит количество средств, которые путем кредита и других активных операций вступают в процесс воспроизводства. Не вся совокупность мобилизованных средств свободна для совершения активных операций – это понятие приводит к понятию кредитного потенциала банка. Принципы надежности (платежеспособности) и ликвидности – необходимое условие существования банка; необходимо создавать резерв надежности и ликвидности банка.
Посреднический характер банка носит противоречивый характер. С одной стороны, банк может неограниченно выдавать кредиты, а с другой стороны они в неограниченном количестве народному хозяйству не нужны.
Теоретически существует возможность бесконечного переноса первоначально созданного дефицита из одного банка в другой и бесконечного роста кредитов, выдаваемых коммерческим банком. Этот процесс носит название мультипликации депозита и экспансии кредита (см. табл. 8.1). Прямым ограничением этому процессу служит обязательный резерв, установленный НБУ.
Таблица 8.1
Пример мультипликации депозита
Банки |
Депозит |
Кредит (кол. 2 – кол 4) |
Резерв (кол. 2 ´ 20%)*): 100% |
1 |
2 |
3 |
4 |
Банк А |
1 000 |
800 |
200 |
Банк Б |
800 |
640 |
160 |
Банк В |
640 |
512 |
128 |
Банк С |
512 |
409,6 |
102,4 |
и т.д. |
… |
… |
… |
Всего |
5 000 |
4 000 |
1 000 |
*) Величина резерва по банку принята на уровне 20%.
Граница, до которой можно
мультиплицировать депозит
(8.1)
где D – максимальная сумма депозита (кредита), который можно создать в системе банков; D0 – первичный депозит (кредит); R – резерв платежеспособности и ликвидности на единицу депозита; принято, что R = 0,2 (20%).
Подставляя значения D0 и R из табл. 8.1, получим значения максимального уровня депозита и кредита:
а) максимальный уровень депозита: здесь – величина первичного депозита;
б) максимальный уровень кредита: здесь – величина первичного кредита.
Любой коммерческий банк, принимая депозит, должен определенную его часть держать как резерв платежеспособности и ликвидности, с тем чтобы иметь возможность по первому требованию вернуть деньги.