Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:22, лекция
Существует две теории происхождения денег – рационалистическая и эволюционная. Рационалистическая теория заключается в том, что проявление денег считается итогом соглашения между людьми, убедившимися в том, что для передвижения стоимостей в меновом обороте необходимы специальные инструменты. Эволюционная теория предполагает, что деньги появились в результате эволюционного процесса, который помимо воли людей привел к тому, что некоторые предметы выделились из общей массы и заняли особое место. Рационалистическая теория была освещена в работах Аристотеля, она закрепилась в законодательстве античных и средневековых обществ, деньги ассоциировались с таким понятием как «договор» до 18 века. Эволюционная теория нашла свое отражение в работах К. Маркса, Д. Смита, Р. Рикардо. Эта теория имела огромное значение в эпоху господства золота и серебра; история возникновения денег подтверждает эволюционную теорию.
В Украине в качестве финансовых посредников выступают банки и небанковские финансово-кредитные учреждения – пара-квазибанки: кредитные союзы, страховые, инвестиционные, финансовые и др. аналогичные компании. В Западной Европе и в Америке в качестве финансовых посредников выступают депозитные институты, сберегательные институты, инвестиционные посредники.
Более детальные сведения и финансовых посредниках в Украине приведены в предшествующих и последующих темах настоящего Текста лекций.
Тема 10. Центральные банки и
10.1. Основные сведения о кредитной системе страны
В Украине в настоящее время можно выделить две основные подсистемы организации кредитных отношений: в рамках банковских и небанковских («околобанковских», «квазибанковских», «парабанковских») институтов; соответственно происходит и деление всех кредитных учреждений на два типа учреждений: банковские и небанковские (рис. 10.1).
Банковская подсистема – это ключевое звено кредитной системы, здесь концентрируется основной объем кредитных и финансовых операций. Банки – древнейшие и наиболее распространенные кредитные учреждения, которые выполняют большинство кредитно-финансовых услуг и по существу являются институтом универсального типа.
Рис. 10.1. Схема кредитной системы страны
Парабанковские учреждения – это особая разновидность финансовых учреждений – это СКФИ и почтово-сберегательные учреждения, которые производят прием и выдачу средств от населения, в последнее время в Украине они начинают производить некоторые кредитно-расчетные операции.
В мире существуют два типа организации кредитного дела: а) имеется жесткая грань между операциями банков и пара банков, пример – Украина; б) универсальное кредитное дело – все виды кредитных институтов осуществляют все виды кредитных операций; грани почти не существует, пример – США.
Кредитное дело направлено на привлечение и аккумуляцию временно свободных средств и их распределение. Кредитные операции осуществляются самыми разнообразными институтами, основными из которых являются банки.
Банки в зависимости от выполняемых функций делятся на эмиссионные и неэмиссионные.
По иерархии в банковской подсистеме (табл. 10.2) выделяется Центральный банк, управляющий банковской системой непосредственно, а парабанковской – опосредованно. Парабанковская система может быть в двойном и тройном подчинении; для улучшения управления в Центральном банке есть региональные управления.
Поэтому есть два типа построения иерархии банковской системы: одноуровневая и двухуровневая. При одно уровневом типе между предприятиями существуют только горизонтальные связи – есть Центральный банк, а также и другие специализированные банки и т.д. Двухуровневый тип – это отношения по горизонтали и по вертикали; по вертикали коммерческие банки подчиняются Центральному банку, а по горизонтали между ними существуют отношения равного партнерства; коммерческие банки функционируют как коммерческие организации, а Центральный банк является «банком банков» для коммерческих и специализированных банков, и также банком для правительственных структур. В рыночных условиях наиболее эффективной является двухуровневая система.
Таблица 10.2
Иерархическая структура кредитной системы
Наименование |
Тип системы |
Уровень иерархии |
Название института |
Название подразделений (уполномоченных организаций) |
Функции института |
Кредитная система |
Банковская система |
I |
Центральный банк |
Центральный аппарат. Региональные Учреждения. Центральный Институт. |
1. Организация денежного обращения и безбумажных расчетов. 2. Кредитно-расчетное обслуживание правительства. 3. Управление золотовалютными резервами. 4. Денежно-кредитное регулировани 5. Реализация политики Центрального банка среди институтов данного сектора |
II |
1. Коммерческие банки 2. Специализированные банки |
Центральный аппарат. Отделения. Представительства. Дочерние фирмы. Филиалы. |
1. Коллективное кредитно- 2. Специализация на отдельных видах банковских услуг. | ||
Парабанковская система |
III |
Специализированные кредитно-финансовые институты (СКИФ) |
Центральный аппарат. Филиалы. Представительства. |
Предоставление специализирован | |
IV |
Почтово-сберегательные организации |
Центральный аппарат. Отделения. |
Кредитно-расчетное обслуживани |
10.2. Денежно-кредитная
система и регулирование
Денежно-кредитная система – это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивания платежного баланса. Указанные цели реализуются при разработке и проведении экономической реформы; составными частями этой системы являются бюджетная политика, политика цен, занятости и заработной платы, а также предпринимательства и внешнеэкономических отношений.
Кредитно-денежная политика – одна из важных составляющих общеэкономического регулирования в интересах сохранения активной рыночной конъюнктуры, сдерживания инфляции, недопущения спадов производства и безработицы, выравнивания платежного баланса. Эта политика осуществляется центральным (национальным) банком страны. Сокращение государственного вмешательства в экономику и финансовая либерализация способствует развитию устойчивой денежно-кредитной системы. Однако одновременно усиливающаяся конкуренция увеличивает банковские риски и нестабильность системы. В разных странах используются различные модели банковского регулирования и надзора над банковской деятельностью, но ни одна модель не может быть эффективной при государственном вмешательстве в деятельность кредитных институтов. В большинстве стран с рыночной экономикой целями государственной деятельности в области банковской политики является контроль за преложением денег, предотвращение финансовой нестабильности и принятие мер, направленных на повышение эффективности и прибыльности финансового сектора. Государственная банковская политика осуществляется на основе законодательных актов, постановлений правительства и ведомственных инструкций.
Правовые нормы устанавливают пределы и ограничения, обязательные для банков; способы, с помощью которых выполняются правовые нормы, оказывают серьезное влияние на финансовые секторы рынка. На Украине основным законом, регулирующим операции коммерческих банков, является закон «О банках и банковской деятельности». Этим нормативным актом определен перечень операций, которые могут осуществляться коммерческим банком: привлечение вкладов и предоставление кредитов, проведение расчетов, открытие и ведение счетов, финансирование инвестиций, осуществление документарных операций и операций с ценными бумагами, работа на валютном рынке и т.д.
Оперативное регулирование операций коммерческих банков во всех странах осуществляется центральным банком, без которого коммерческие банки не смогут эффективно функционировать. Финансовые рынки подвержены внешним воздействиям, при этом регулирующая роль Центрального банка проявляется в защите коммерческих банков от рисков (ликвидности, кредитного и системного). Центральный банк, помимо указанного, должен обеспечить нормальное текущее функционирование банковской системы. Стабилизируя финансы страны, Центральный банк контролирует денежную и кредитную эмиссию (ставки рефинансирования и т.д.).
Основная функция Центрального банка – это снижение системы рисков в банковской деятельности; установление перечня нормативов, а также, что особенно важно, он выступает в роли последней инстанции для временно неликвидных кредитных учреждений. Например, Федеральная резервная система США (ФРС) предоставляет банкам краткосрочные и иногда долгосрочные кредиты для восстановления их ликвидности, кроме того – организует ряд платежных систем и участвует в них. Центральный банк имеет два уровня регулирующей формы: 1) контроль за платежной системой; 2) роль кредитора последней инстанции.
Везде в мире стоит очень важный вопрос зависимости или независимости Центрального банка от государственной системы. Цели кредитно-денежной политики зависят от политической обстановки в стране. Политический кризис вызывает кризис во всех сферах общественной жизни; кризис в экономике – это спад производства, резкое сокращение инвестиций, всплеск инфляции, снижение в 2–3 раза жизненного уровня населения. Главная задача при этом – это выход из социально-экономического кризиса. С точки зрения денежно-кредитной политики это двуединый процесс – уменьшение спада производства, которое достигается увеличением кредитования, и уменьшение инфляции, которая увеличивается с увеличением кредитования. Для нахождения оптимального соотношения в этом двуедином процессе Центральный банк прибегает к дополнительной денежной эмиссии, что еще более увеличивает инфляцию. Существуют определенные соотношения между производством, денежной массой и инфляцией, так при уменьшении эмиссии инфляция уменьшается, но спад возрастает.
До 70-х годов ХХ века существовали две точки зрения на это соотношение: 1) кейнсианская точка зрения предусматривала, что простое познание экономики достаточно для активного управления ею; 2) монетаристская точка зрения основывалась на активной монетарной и финансовой политике и невмешательстве в оперативную деятельность банков, т.к. это способствует дестабилизации экономики. После 70-х годов возобладала точка зрения о необходимости стабильной монетарной политики, при которой банки внимательно следят за величиной денежных агрегатов и стабильностью банковской системы, что является основой экономической стабильности страны и приводит к контролю номинальных доходов и обеспечению умеренной инфляции в долгосрочном аспекте. Но проведение такой жесткой монетарной политики не всегда удается, оно во многом зависит от степени доверия населения к экономической политике правительства и Центрального банка. Создание законов, стабилизирующих якобы экономику, не всегда возможно, сами законы без участия Центрального банка сделать много не могут. В Америке М.Фридмен (основоположник монетаризма) законодательно закрепил ежегодный рост денежной массы, что должно было стабилизировать экономику, но и это не дало должного эффекта. Законодательно следует закреплять стабильность цен, а не пути ее достижения. Независимость Центрального банка способствует достижению определенных препятствий для правительства увеличивать инфляцию.
Таким образом, необходима независимость Центрального банка и профессионализм его высшего звена, ослабленный контроль за деятельностью коммерческих банков. В наибольшей степени независимы от власти центральные банки Германии, Швейцарии и США. Правительство Японии по закон одательству может контролировать деятельность Центрального банка, в Канаде директивы центра финансов обязательны для Центрального банка, управляющий которого может быть смещен правительством. В Нидерландах министр финансов также может издавать директивы для Центрального банка.
Воздействуют на Центральные
банки и законодательные
Наиболее важным для независимости Центрального банка является ограничение возможности функционирования дефицита госбюджета и проведения интервенций на финансовом рынке. Если Центральный банк участвует в этих двух операциях, то он зависит от правительства, даже если он законодательно независим. Другим источником давления правительства на денежную политику является обменный курс валюты. Если курс определяется правительством, то Центральный банк осуществляет интервенцию и зависит от правительства.
Проблема независимости Центрального банка имеет серьезный политический аспект. Центробанк должен быть независим от политиков для всех стран, хотя законы о Центральных банках во многих странах были приняты в то время, когда считалось, что монетарная политика является процессом управления экономикой, и поэтому Центральные банки не были независимыми. Поэтому Центральные банки этих стран предпринимают сейчас усилия для получения независимости; это происходит и в Германии, где закон о Центральном банке был продиктован американцами, и в США, где федеративное устройство затрудняет достижение независимости ЦБ.
Независимость Центрального банка не означает, что сам Центральный банк способен стабилизировать экономику, но зависимость его от правительства увеличивает нестабильность экономики. Регулирование кредитно-денежной политики способствует минимизации влияния рисков в экономике.
В Украине борьба НБУ за независимость, кроме указанного выше, происходит на фоне непрекращающегося много лет политического кризиса, что также мешает достижению фактической независимости НБУ.
10.3. Учреждения банковской и парабанковской систем
Как было указано выше, учреждения банковской системы подразделяются на эмиссионные и коммерческие банки. Эмиссионные банки – это центральные банки, наделенные правом эмиссии денежных знаков. В разных странах они называются по-разному: народными, национальными, резервными, центральными и т.д. Главная их задача – торговля «денежным» товаром только среди банков, они не вступают непосредственно во взаимодействие с отдельными хозяйственными субъектами; одна из их основных задач – управление эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью банковской системы.