Совершенствование расчетно-кассовых операций в филиале Народного Банка (г. Атбасар)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение кассовой работы в учреждении АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана» филиал г. Атбасар, понятие сущности расчетно-кассовой работы в коммерческом банке, организация, порядок и методика учета кассовых операций, особенности автоматизаций кассовой работы в банковской деятельности.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические аспекты расчетно-кассовых операций в кредитных организациях;
- рассмотреть сущность, формы и принципы расчетно-кассовых операций;
-рассмотреть организацию расчетно-кассовой работы в банке;
- изучить методы оценки расчетно-кассовых операций в кредитных организациях;

Содержание

Введение……………………………………………………….……………....3

1 Организация расчетно-кассовой деятельности коммерческого банка……………………………………………………………………………….….6
1.1 Сущность расчетно-кассовой работы в коммерческом банке...……….6
1.2 Организация, порядок и методика проведения расчетно-кассовых операций…………………………….…………….………………………….……..10
1.3 Организация, порядок и методика учета кассовых операций………...18
1.4 Особенности автоматизаций кассовой работы в банковской деятельности………………………………………………………………………..24
2 Состояние кассовой работы в АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана»………………………………………………………………………....26
2.1 Оценка финансового состояния АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана»…………………………………………………………………………26
2.2 Анализ тенденций показателей эффективности расчетно-кассовых операций в филиале Народного Сберегательного Банка Казахстана (г.Атбасар)…………………………………………………………………………..31
3 Совершенствование расчетно-кассовых операций в филиале Народного Банка (г. Атбасар)…………………………………………………………………..41
3.1 Концептуальные основы стратегии повышения экономической эффективности проведения расчётно-кассовых операций…………………..…..41
3.2 Совершенствование автоматизаций расчетно-кассового обслуживания в АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана»…………….…...…...…….45
3.3 Направления повышения эффективности проведения расчётно-кассовых операций ……………………………………….. ………………………52
Заключение………………...………………………………….……………...55

Список используемой литературы………

Работа содержит 1 файл

диплом исправленный.docx

— 201.95 Кб (Скачать)
 

     Исходя  из данных таблицы 14, можно сделать следующие выводы:

     - общее время, затрачиваемое контролерами составляет 230 мин, а после внедрения предложенных мероприятий по ускорению платежей оно стало составлять – 157 мин. это на 73 мин. улучшает работу контролера и сокращает время непосредственного обслуживания клиентов.

     Таким образом, предлагаемая стратегия повышения  эффективности расчётно–кассовых  операций позволит сократить время  непосредственного обслуживания клиентов.

     Таким образом, сформулированные выводы позволяют предложить следующие  мероприятия по совершенствованию  кассового обслуживания клиентов в  АО Народный Сберегательный Банк Казахстана:

     - организовать работу по устранению типичных нарушений, допускаемых работниками банка при осуществлении кассовых операций: нарушения в организации кассовой работы; в части проведения ревизий ценностей; в части совершения и оформления кассовых операций с денежной наличностью;

     - рассмотреть расчеты с помощью банковских карт, которые становятся все более популярными, все ее технические возможности предназначены для наиболее быстрого прохождения платежа по пути «клиент-банк», которые максимально приближены к безналичным расчетам и имеют колоссальное значение для упорядочения банковского документооборота, сокращения сроков платежей. Это дает гарантию от незаконного доступа к расчетно-денежным документам;

     - качественная разработка должностных  инструкций на каждого кассового  работника и инкассатора собственной  службы инкассаций;

     - контроль за правильностью документа оборота (договоров полной материальной ответственности с кассовыми и инкассаторскими работниками банка, распоряжение руководителя банка о возложении ответственности за сохранность ценностей, контроль за остатками денег в операционной кассе банка);

     - обеспечение соблюдения проведения  ревизий, правильность проведения  контроля при проведении ревизии  (приказов, актов ревизии);

     - контроль за своевременной сдачей  наличных денег и других ценностей  по окончанию операционного дня  на хранение;

     - правильность введения Книги  учета денежной наличности и  других ценностей; 

     - правильность введения Книги  учета принятых и выданных  денег (ценностей), справок о сумме  принятых денег и количестве  поступивших в кассу денежных  документов;

     - своевременное введение контролирующим  работникам кассы пересчета Контрольной  ведомости по пересчету денежной  наличности.

     Как показывает анализ банковской практики в отношении осуществления и  оформления кассовых операций, вероятность  допущения ошибок при совершении этих операций достаточно высока. Перечисленные  предложения приводит в конечном итоге исправлению финансовых показателей. 
 
 
 
 
 
 
 

                 Заключение 

     Тема  дипломной работы актуальна тем, что на данный момент банки и многие небанковские структуры стремятся  усовершенствовать методы, инструментарий, законодательные и нормативные  акты в области расчетно-кассового  обслуживания юридических и физических лиц и системе безналичного платежного оборота, в целях процветания  бизнеса и экономики, а соответственно благополучия людей в стране.

     В первой главе рассматривали теоретические  аспекты рассчетно-кассовых операций в кредитных организациях. Организация кассовой работы АО «Народного Сберегательного Банка Казахстана» филиал г. Атбасар, которая базируется на следующих принципах: списание денежных средств со счета клиента производится банком только на основании распоряжения клиента; свобода выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и законом.

     Предприятия независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны  хранить свободные денежные средства в учреждениях банка на соответствующих  счетах на договорных условиях. Порядок  и сроки сдачи наличных денег  устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию. Для  оприходования всех поступающих  в банк наличных денег и выполнения расходных операций каждое учреждение банка имеет операционную кассу. В настоящее время прием наличных денежных средств кассами банка  производится на основании Положения НБ Казахстана «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Республики Казахстан».

     Выбор клиентом коммерческого банка для  расчетно-кассового обслуживания обязывает  коммерческий банк к обеспечению  высокого качества оказания от качества работы банка клиенты» любого банка.

     Для выполнения функций по кассовому  обслуживанию клиентов и обработке  кассовой наличности в каждом отделении Народного банка создаётся отдел кассовых операций, состоящий из следующих подразделений: приходных касс; расходных касс; приходно-расходных касс; разменных касс; касс пересчёта. Отдел кассовых операций возглавляет заведующий кассой, а при наличии более 3-х подразделений вводится должность начальника отдела кассовых операций. Персональную ответственность за полную сохранность ценностей в кассах, состояние кассовой работы несут: управляющий; начальник отдела кассовых операций; главный бухгалтер; заведующий кассой; кассиры.

     Для определения экономического интереса коммерческих банков необходимо провести анализ расчётно-кассовых операций коммерческого  банка по следующему алгоритму:

     1. Анализ выполнение плана по  среднедневным остаткам на счетах  клиентов

     2. Анализ клиентской базы:

     – Группировка крупных, средних клиентов и клиентов сферы малого бизнеса  по размеру среднедневного остатка  средств на счету

     – Анализ движения безналичных расчетов с юридическими лицами

     3. Анализ динамики объема документооборота (платежных поручений) через расчетно-кассовый центр НБ и корреспондентский счет другого банка

     4. Анализ статистики по необработанным  документам.

     5. Анализ лимита максимального  остатка кассы.

     Во  второй главе провели анализ и  дали оценку финансового состояния филиала Народного Сберегательного Банка Казахстана. Филиал Народного банка– это Народный Сберегательный Банк Казахстана, который не является юридическим лицом. Он создан на основании решения общего собрания акционеров и приказа Народного Сберегательного Банка Казахстана и действует на территории г.Атбасара и Атбасарского района. Филиал осуществляет банковские операции и сделки на основании Устава Банка, лицензии, выданной Национальным банком Казахстана. В 2008 году банк увеличил не только объемы активов и прибыли, но и улучшил показатели рентабельности практически по всем составляющим по сравнению с 2007 годом.

     На  протяжении 2007 года филиал продолжал увеличивать собственную ресурсную базу путем привлечения новых клиентов и расширения ассортимента современных депозитных ресурсов. Однако в общей сумме банковских ресурсов учреждения филиала на долю собственных средств приходится на начало 2006 года – 63,5%; на 2007 г. – 65,7%, и на 2008 г. – 68,6%, а на долю привлеченных 36,5%; 34,3% и 31,4% соответственно. Это говорит о том, что собственные средства банка 2008 года увеличились по сравнению с 2007 годом на 2,9%, а привлеченные уменьшились на 2,9%.

     Общий объем мобилизованных ресурсов на протяжении 2007 года увеличился на 3 млрд. 709 млн. 272 тыс. тг., а на 1 января 2008 года – на 5 млрд. 437 млн. 392 тыс. тг.

     Филиал  Народного банкаимеет право на совершение следующих расчетно-кассовых операций в тенге и иностранной валюте: привлекать и размещать денежные вклады, депозиты, и кредиты по соглашению с заемщиком; осуществлять расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание; открывать и вести счета клиентов и банков-корреспондентов; выдавать поручительства, гарантии и иные обязательства за третьих лиц, предусматривающие исполнение в денежной форме; привлекать и размещать средства и управлять ценными бумагами по поручению клиентов.

     Стратегической  задачей Филиал Народного банка по депозитам, прежде всего, связано с неконкурентоспособными ставками по депозитам.

     Количество  клиентов по размеру среднедневного остатка средств в 2008 г. в филиале Народном банке составляет 1378 ед., общий объем среднедневных остатков средств на счетах составляет 98114,3 тыс. тг., кредитовый оборот по счетам клиентов – 38811103,9 тыс. тг.

     В настоящее время среди клиентов Филиал Народного банкаесть представители всех групп: крупный бизнес, средний бизнес, малый бизнес. Причем основную часть клиентов составляют представители малого бизнеса.

     Количество крупных клиентов в 2008 г. составила 3 ед., общий объем среднедневных остатков средств на счетах составляет 20094 тыс. тг., кредитовый оборот по счетам клиентов – 17319856 тыс. тг.

     Средний бизнес представлен предприятиями  различных секторов экономики (торговля, промышленность, образование, прочих отраслей). Суммарные обороты за 2006 год по счетам данной группы составили 6033865,5 тыс. тг. Годовые среднедневные остатки 30 665 тыс. тенге.

     В филиале Народного банкадокументооборотв основном осуществляются двумя путями: через расчетно-кассовый центр НБ или поступают напрямую на корреспондентский счет другого банка (при наличие соответствующих корреспондентских отношений).

     В третьей главе рассматривали  предложенные направления по совершенствованию  расчетно-кассовых операций в филиале Народного Банка.

     Внедрение электронного документооборота позволяет  значительно сократить время  прохождения платежей, благодаря  использованию современных средств  связи, специального шифровального  программного обеспечения и признанию  законодательно ЭЦП и ЭПД, и, в  зависимости от направлений, отправляется дальше. На сегодняшний день расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц Атбасарского отделения Народного Банка находится на том уровне, на котором находятся многие коммерческие банки города. Для улучшения качества работы банка мы предлагаем воспользоваться таким программным продуктом как система «CognitiveForms»: Ввод платежных поручений», по мнению многих экспертов, она является лучшим решением в своем классе. В основе программного комплекса лежит технология распознавания стандартных форм CognitiveForms. Система настроена и оптимизирована для ввода платежных поручений (комплекта системы состоит из следующих этапов: сканирования, распознавания, верификации и ввода в АБС).

     Предлагаемая  стратегия повышения эффективности  расчётно–кассовых операций позволит сократить время непосредственного  обслуживания клиентов, в частности: время проверки правильности заполнения одного платежного поручения сократится на расчетов электронных платежей, модемной и спутниковой связи  для перечисления денежных сумм из различных областях Казахстана, позволит добиться ускорения расчетов между банками и их клиентами, четкости, гибкости и надежности расчетных операций. 
 
 
 
 
 

           Список  используемой литературы 

     
  1. Закон Республики Казахстан «О платежах и переводах денег» от 29 июня 1998 г., №237.
  2. Правила использования платежных документов и осуществления безналичных платежей и переводов денег на территории Республики Казахстан. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 25 апреля 2000 г. №179.
  3. Правила применения Государственного классификатора Республики Казахстан – единого классификатора назначения платежей. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 15 ноября 1999 г. №388.
  4. Правила осуществления безналичных платежей и переводов денег на территории Республики Казахстан без открытия банковского счета. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 13 октября 2002 г. №395.
  5. Закон Республики Казахстан «Об утверждении Правил применения чеков на территории Республики Казахстан». Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 5 декабря 1998 г. №266.
  6. Инструкция «О порядке открытия, ведения и закрытия банковских счетов клиентов в банках Республики Казахстан». Зарегистрирована в Министерстве Юстиции Республики Казахстан 18 июля 2002 г. №1199. «Утверждена» постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 2 июля 2000 г. №266,  рег. №938.
  7. «Банки Казахстана» №9, 2005г. Баймуратов У.Б., Омарова М.Ж.
  8. «Банки Казахстана» №5, 2003 г. Орленко В.В.
  9. «Банковский учет в Республике Казахстан» Мыржакыпова С.Т., Алм. 2002г.
  10. «Бухгалтерский учет и отчетность в банках» Сейткасимов Г.С., Шаяхметова К.О., Абдраимова Г.Т., Алм. 2000.
  11. Банковское дело. Учебник / под ред. Колесникова В.И. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 564 с.
  12. Банковское дело. Учебник / Под. Ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П, Кроливецкой. – 5-е изд., перераб и доп. – М.: Финансы и статисика, 2004. – 592 с.
  13. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. – М.: Логос, 2006. – 387 с.
  14. Белов В.А. Концептуальные вопросы организации безналичных расчетов // Банковское дело. – 2005. – №12. – с. 17–21.
  15. Березина М.П. Система расчетов и Центральный банк // Банковское дело. – 2005. – №1. – с. 15–19.
  16. Березина М.П., Крупнов Ю.С. Межбанковские расчеты. – М.: Финстатинформ, 2004. – 412 с.
  17. Бломштейн Г.Д. Саммерс. Б.Д. Банковское дело и платежная система. – М.: Дело, 2005. 493 с.
  18. Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. – М.: Финансы и статистика, 2006. –147 с.
  19. Ван ден Берг П. Операционная и финансовая структура платежной системы. – М.: ЮНИТИ, 2005. 569 с.
  20. Ввод платежных поручений: компьютер вместо человека // Банковские технологии. – 2003. – №12. – с. 12–17.
  21. Горюхин Б.Н., Гузов К.О., Фатуев В.А. Оценка периода использования остатков денежных средств на расчетных счетов клиентов // Банковское дело. – 2004. – №1. – с. 23–25.
  22. ДоланЭ.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. СПб.: ОРКЕСТР, 2003. – 496 с.
  23. Ефимова Л.Г. Банковское право. – М.: БЕК, 2004. – 312 с.
  24. Коган М.Л. Предприятие и банк. – М.: Аркаюр, 2003. – 302 с.
  25. Коттер Р., Коммерческие банки. – М.: Прогресс, 2003. – 501 с.
  26. Кузьмин О. «Клиент-Банк» и программы распознавания отсканированных платежных поручений // Банковское дело в Москве. – 2005. – №4. – с. 37–41.
  27. Лаврушин О.И. Организация и планирование кредита. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 320 с.
  28. Ломан Э.Д. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. М., 2003. – 381 с.
  29. Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 457 с.
  30. Мехряков В.Д. Методологические основы конкуренции на региональном рынке финансовых услуг // Банковское дело. – 2006. – №7.–с. 12–14.
  31. Миловидов Д.А. Современное банковское дело. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 335 с.
  32. Минина Т.Н. Электронные банковские услуги // Банковские услуги. – 2004. – №7. – с. 31–35.
  33. Молчанов И.В. Коммерческий банк в современной России. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 259 с.
  34. Немчинов В.К. Учет и операционная техника в банках. – М.: Банки и биржи, 2007. – 299 с.
  35. Подпорин Ю., Безналичные расчеты под защитой // Экономика и жизнь. – 2004. – №19.
  36. Рудакова О.С. Банковские электронные услуги. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 325 с.
  37. Саркисянц А. Новые технологии в расчетно-платежной системе коммерческого банка // Планета Интернет. – 2001. – №5–6.
  38. Семенюта О.Г. Банковское дело и банковское законодательство. – М.: Банки и биржи, 2005. – 453 с.

Информация о работе Совершенствование расчетно-кассовых операций в филиале Народного Банка (г. Атбасар)