Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:22, курсовая работа
Целью данной работы является изучение кассовой работы в учреждении АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана» филиал г. Атбасар, понятие сущности расчетно-кассовой работы в коммерческом банке, организация, порядок и методика учета кассовых операций, особенности автоматизаций кассовой работы в банковской деятельности.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические аспекты расчетно-кассовых операций в кредитных организациях;
- рассмотреть сущность, формы и принципы расчетно-кассовых операций;
-рассмотреть организацию расчетно-кассовой работы в банке;
- изучить методы оценки расчетно-кассовых операций в кредитных организациях;
Введение……………………………………………………….……………....3
1 Организация расчетно-кассовой деятельности коммерческого банка……………………………………………………………………………….….6
1.1 Сущность расчетно-кассовой работы в коммерческом банке...……….6
1.2 Организация, порядок и методика проведения расчетно-кассовых операций…………………………….…………….………………………….……..10
1.3 Организация, порядок и методика учета кассовых операций………...18
1.4 Особенности автоматизаций кассовой работы в банковской деятельности………………………………………………………………………..24
2 Состояние кассовой работы в АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана»………………………………………………………………………....26
2.1 Оценка финансового состояния АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана»…………………………………………………………………………26
2.2 Анализ тенденций показателей эффективности расчетно-кассовых операций в филиале Народного Сберегательного Банка Казахстана (г.Атбасар)…………………………………………………………………………..31
3 Совершенствование расчетно-кассовых операций в филиале Народного Банка (г. Атбасар)…………………………………………………………………..41
3.1 Концептуальные основы стратегии повышения экономической эффективности проведения расчётно-кассовых операций…………………..…..41
3.2 Совершенствование автоматизаций расчетно-кассового обслуживания в АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана»…………….…...…...…….45
3.3 Направления повышения эффективности проведения расчётно-кассовых операций ……………………………………….. ………………………52
Заключение………………...………………………………….……………...55
Список используемой литературы………
При
регистрации документа
Контроль правильности ввода расчетных документов осуществляется путем повторного ввода реквизитов документа и путем визуального контроля. Контроль правильности ввода кассовых документов осуществляется путем поиска документа по ряду его реквизитов и путем визуального контроля. Контроль выполняется финансовым контролером.
Санкционирование
документа выполняется
Исполнение фактическое –
В
случае недостатка средств на счете
клиента, документ должен быть помещен
в одну из картотек неоплаченных документов
- помещение документа в
Обеспечивается
автоматический контроль очередности
списания средств со счетов клиентов
с учетом картотек, ведется история
оплаты каждого документа с
В
модуле формируются следующие
- кассовый журнал (приход, расход, чеки)
- журнал регистрации чековых книжек и чеков
- выписка по кассе
- отчет о кассовых оборотах за период
- выписка по счету клиента
- ведомость остатков на счетах клиентов
- ведомость по картотеке неоплаченных документов
- ведомость комиссий и тарифов
- журнал операций за период.
Менеджером на группе выполняется тот же процесс обработки документов, что и для расчетных документов.
Кассир в свою очередь вносит необходимые реквизиты для поиска документа в системе и при нахождении сверяет реквизиты, после чего санкционирует документ, и выдает деньги получателю. Кассовые документы остаются у кассира и подшиваются в документы дня.
После ввода расчетных документов необходима дальнейшая обработка документа, которая осуществляется модулем платежная система. Модуль обеспечивает автоматизацию обработки платежных документов внутри банка с филиалами, а также связь платежной системы банка с внешними платежными системами, обслуживающими платежи в национальной валюте.
Этапы обработки кассовых документов иллюстрируются схемой на рисунке 3.
Рисунок
3.Обработка кассовых документов
Выверка
корреспондентских счетов выполняется
автоматизированным способом, после
чего формируются ведомости
Модуль
обеспечивает автоматический прием
входящих электронных документов, полученных
из внешних платежных систем и
автоматическую отправку документов.
Во входящих документах в случае отсутствия
правильного счета получателя в
платежном документе
- зачисление на счет невыясненных сумм;
- возврат документа отправителю с указанием причины возврата;
- автоматическое зачисление на альтернативный счет (дополнительный счет).
Модуль кредиты и депозиты обеспечивает оформление, учет и ведение договоров с клиентами о представлении кредитов (ссуд) или получении депозитов (вкладов).
Автоматически выполняются операции по начислению процентов, предусмотрен автоматический контроль над своевременностью выполнения операций: погашения процентов, основного долга, оплаты комиссий и других событий, связанных с договорами. Система формирует напоминания о таких событиях.
Имеются возможности просмотра досье клиента, просмотра договоров с получением ведомостей начисленных процентов и журнала операций.
В модуле формируются все основные отчеты:
- ссудный портфель банка
- журнал регистрации договоров
- отчет о конкретном договоре (с указанием операций, выполненных по договору)
- журнал регистрации операций
- ведомости начисленных процентов за произвольные интервалы времени
- средняя процентная ставка по договорам
- отчет о просроченной задолженности по ссудам, не погашенным в срок
- отчет о наличии задолженности по пролонгированным ссудам
- отчет о кредитных вложениях по отраслям.
Типичные
нарушения, допускаемые работниками
банка при осуществлении
В части организации кассовой работы наиболее типичные нарушения:
- ведение кассовых операций осуществляется при отсутствии кассового узла или кассовый узел оборудован не в соответствии с требованиями;
- не разработаны должностные инструкции на каждого кассового работника и инкассатора собственной службы инкассации;
- не заключены договоры о полной материальной ответственности с кассовыми и инкассаторскими работниками банка; отсутствует письменное распоряжение руководителя банка о возложении ответственности за сохранность ценностей в кладовой на заместителей руководителя и главного бухгалтера банка;
- фактический остаток в операционной кассе банка ниже установленного НБ РК минимального остатка.
В части проведения ревизий ценностей:
- не соблюдаются сроки проведения внезапных ревизий, не проводятся ревизии при временной смене должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей;
- отсутствуют приказы на проведение ревизий, акты ревизий;
- по результатам ревизии выявляется несоответствие фактического остатка денег или ценностей с данными книги учета денежной наличности и других ценностей, с данными бухгалтерского учета;
- не все наличные деньги и другие ценности сдаются по окончании операционного дня на хранение в кладовую;
- нарушается порядок хранения денег и других ценностей в кладовой.
В части совершения и оформления кассовых операций с денежной наличностью:
- в приходных и расходных кассовых документах имеются исправления и подчистки;
- не все реквизиты в приходных и расходных кассовых документах составлены по соответствующей форме;
- отсутствуют или неправильно ведутся кассовые журналы по приходу и расходу;
- сумма наличности, сданной в операционное время, не проведены по счетам клиентов в тот же операционный день, а суммы, сданные в послеоперационное время, не проведены на следующий рабочий день;
- не составляется в конце операционного дня справка о сумме принятых денег и количестве поступивших в кассу денежных документов;
- не ставится на приходных документах после окончания операционного дня печать «Вечерняя касса»;
- не ведется работником вечерней кассы журнал учета принятых сумок с ценностями и порожних сумок;
- осуществляется выдача наличных денег юридическим лицам на хозяйственные нужды в суммах, превышающих установленный лимит;
- отсутствует подпись заведующей кассой в книге учета принятых и выданных денег кассового работника после полной сдачи им денежных средств заведующему кассой.
Как показывает анализ банковской практики в отношении осуществления и оформления кассовых операций, вероятность допущения ошибок при совершении этих операций достаточно высока. Перечисленные выше ошибки и нарушения, допускаемые банками в ведении кассовых операций, приводят, в конечном счете, к искажениям финансовых показателей, что создает почву для финансовых злоупотреблений должностными лицами.
Деятельность Национального банка в ближайшие годы будет направлена на совершенствование функционирования платежной системы Казахстана, проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрению современных технологий разработку и внедрение унифицированных форматов электронных документов [19, c. 480]. В то же время рассматривается вопрос о целесообразности и эффективности использования форматов на базе SWIFT как в проектируемой системе валовых расчетов, работающей в режиме реального времени, так и в других системах расчетов Национального Банка.
Предлагаем рассмотреть расчеты с помощью банковских карт, которые становятся все более популярными, все ее технические возможности предназначены для наиболее быстрого прохождения платежа по пути «клиент-банк», которые максимально приближены к безналичным расчетам и имеют колоссальное значение для упорядочения банковского документооборота, сокращения сроков платежей. Это дает гарантию от незаконного доступа к расчетно-денежным документам. [27, c. 270]
Необходимо полное техническое переоснащение банка на базе персональных компьютеров, внедрение локальных сетей по обработке счетов, осуществление электронных расчетов между клиентами банков, между банками и РКЦ, а также с различными областями Казахстана.
Банки активно овладевая передовой технологией, стремятся перенять:
- прием, передачу данных по каналам связи с использованием аппаратных и программных средств криптозащиты (ЭП), способов шифрования данных, сертифицированных уполномоченным органом;
- надежную многоуровневую защиту данных от несанкционированного доступа, использования, искажения и фальсификации на этапах обработки и хранения.
Необходимо выделить некоторые банковские операции, поддерживающие выполнения клиринга [10, c. 315]:
- открытие и ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов;
- разработан комплекс дополнительных экономических требований для расчетных операций в банках подобных систем.
Общее
время, затрачиваемое на осуществление
платежей в кассовом отделе представлена
в таблице 14.
Таблица 14 – Общее время,
затрачиваемое контролерами для проведения
платежей в филиале АО «Народного Сберегательного
Банка Казахстана»
№ п/п | Наименование работ, операций РКО | Общее время, затрачиваемое контролерами | Общее время, затрачиваемое контролерами, после мероприятий по ускорению платежей | Изменение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Работы по привлечению юридических лиц на обслуживание | 30 | 20 | 10 |
2 | Работы по открытию рабочего дня | 30 | 20 | 10 |
3 | Работы по закрытию рабочего дня | 30 | 20 | 10 |
Продолжение таблицы 14 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 | Работа в операционное время (непосредственное обслуживание одного клиента) | 15 | 10 | 5 |
4.5 | Проверка правильности заполнения платежных поручений | 10 | 5 | 5 |
4.7 | Сверка образцов подписей лиц, подписавших поручение | 5 | 2 | 3 |
4.8 | Ввод реквизитов поручения в компьютер | 15 | 10 | 5 |
4.10 | Отметка о проводке на всех экземплярах поручения | 15 | 10 | 5 |
4.40 | Работа в системе Клиент-банк (распечатка, проведение платежей) | 40 | 30 | 10 |
5 | Прочая работа | 40 | 30 | 10 |
Итого: | 230 | 157 | 73 | |
Источник: Кассовый отдел филиала АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана» |