Совершенствование расчетно-кассовых операций в филиале Народного Банка (г. Атбасар)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение кассовой работы в учреждении АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана» филиал г. Атбасар, понятие сущности расчетно-кассовой работы в коммерческом банке, организация, порядок и методика учета кассовых операций, особенности автоматизаций кассовой работы в банковской деятельности.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические аспекты расчетно-кассовых операций в кредитных организациях;
- рассмотреть сущность, формы и принципы расчетно-кассовых операций;
-рассмотреть организацию расчетно-кассовой работы в банке;
- изучить методы оценки расчетно-кассовых операций в кредитных организациях;

Содержание

Введение……………………………………………………….……………....3

1 Организация расчетно-кассовой деятельности коммерческого банка……………………………………………………………………………….….6
1.1 Сущность расчетно-кассовой работы в коммерческом банке...……….6
1.2 Организация, порядок и методика проведения расчетно-кассовых операций…………………………….…………….………………………….……..10
1.3 Организация, порядок и методика учета кассовых операций………...18
1.4 Особенности автоматизаций кассовой работы в банковской деятельности………………………………………………………………………..24
2 Состояние кассовой работы в АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана»………………………………………………………………………....26
2.1 Оценка финансового состояния АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана»…………………………………………………………………………26
2.2 Анализ тенденций показателей эффективности расчетно-кассовых операций в филиале Народного Сберегательного Банка Казахстана (г.Атбасар)…………………………………………………………………………..31
3 Совершенствование расчетно-кассовых операций в филиале Народного Банка (г. Атбасар)…………………………………………………………………..41
3.1 Концептуальные основы стратегии повышения экономической эффективности проведения расчётно-кассовых операций…………………..…..41
3.2 Совершенствование автоматизаций расчетно-кассового обслуживания в АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана»…………….…...…...…….45
3.3 Направления повышения эффективности проведения расчётно-кассовых операций ……………………………………….. ………………………52
Заключение………………...………………………………….……………...55

Список используемой литературы………

Работа содержит 1 файл

диплом исправленный.docx

— 201.95 Кб (Скачать)

     Расчеты между клиентами в основном производятся через платежные поручения или  платежные требования-поручения (Приложение Б). Рассмотрим расчеты платежным поручении, которым оплачиваются:

     - расчеты за полученные товары и оказанные услуги

     - предварительная оплата товаров

     - перечисления в бюджет и Пенсионный фонд

     Отправитель денег предоставляет в банк платежное  поручение на бланках установленной  формы в двух экземпляра, если плательщик и бенефициар обслуживаются в  разных банках и в трех экземплярах, если плательщик и бенефициар находятся  в одном банке. Платежное поручение  принимается банком получателем  в течение десяти календарных  дней с указанной в нем даты выписки (исключение составляют платежные  поручения при перечислении в бюджет - действительны 1 день, и перечисления в Пенсионный фонд – действительны три дня со дня их выписки).

     При принятии от клиента платежного поручения  менеджер проверяет:

     - идентичность всех экземпляров

     - полноту и правильность заполнения реквизитов (номер, число, месяц, год его выписки)

     - полное наименование владельца счета, РНН, КОД.

     - полное наименование отправителя денег, его БИК (банковский идентификационный код)

     - соответствие суммы цифрами сумме прописью

     - полное наименование банка бенефициара, его банковский идентификационный код

     - в назначении платежа указывается предоплата или дата получения товара, оказания услуг, наименование товара, указание выполненных работ, оказанных услуг, ссылка на номер и дату товарно-транспортных накладных, счетов фактур, договоров, подтверждающих отпуск товара или оказания услуг, с обязательным выделением суммы налога на добавленную стоимость, либо запись «НДС не предусмотрен»

     - кодовое обозначение назначения платежа (КНП)

     - при перечислении платежей в бюджет указывается код бюджетной классификации и период, за который осуществляется платеж

     - наличие печати и подписей уполномоченных лиц отправителя денег и соответствие их с электронными образцами подписей и оттиском печати из системы

     - Ф.И.О. руководителя и главного бухгалтера, при отсутствии второй подписи, запись «Вторая подпись не предусмотрена»

     - наличие средств на счете отправителя денег, отсутствие картотеки 2.

     Исправления в платежных поручениях не допускаются.

     При отсутствии замечаний, менеджер принимает  от клиента документ для выполнения операции.

     На  первом экземпляре принятого к исполнению платежного поручения менеджер проставляет  время приема платежа (в верхнем  углу), дату оплаты и подпись (в нижнем правом углу), на остальных экземплярах  в нижнем правом углу проставляет  дату, подпись и штамп.  Первый экземпляр передается в отдел  платежных систем для дальнейшей обработки документа. Если платежу  требуется немедленная санкция  или выдача в «Платежную систему», то в верхнем правом углу платежного поручения делается пометка «Срочно». Третий экземпляр (при внутрибанковских переводах) передается менеджеру, обслуживающему счет бенефициара для сверки и  приложения к выписке по лицевому счету бенефициара.

     Платежные поручения за выполненные работы, оказанные услуги и полученный товар  принимаются только при наличии  денежных средств на счете отправителя  денег.

     При предоставлении в банк платежных  поручений на перечисление платежей в бюджет, но отсутствии средств  на счете отправителя денег, платежные  поручения приходуются в картотеку 2  на счет 9929 «Расчетные документы, не оплаченные в срок».

Перевод средств по поручению клиента  выполняется следующими операциями:

- дебет «Текущие счета клиентов»  (2203) 

- кредит «Корреспондентские счета банков» (1051)

Автоматическое взимание комиссии:

  - дебет «Текущие счета клиентов»  (2203)

  - кредит «Операционные и разные доходы» (4411)

       Ставка взимаемой комиссии зависит  от времени принятия платежа:  до13 часов - 202 тенге, после 14 часов  до 17,00 часов 450 тенге, после 17.00 часов 1000 тенге.

     При поступлении денежных средств на счета клиентов выполняются следующие  операции:

     - дебет «Корреспондентские счета банков» (1051)

     - кредит «Текущие счета клиентов»  (2203)

     За  поступление денежных средств на счет клиента автоматически снимается  комиссия:

     - дебет «Текущий счет клиента» (2203)

     - кредит «Операционные и разные доходы» (4411)

     Не  снимается комиссия за поступление  денежных средств на счет клиента  в случае, если у клиента существует задолженность по картотека 2. 

     Клиент  банка может получить денежную наличность по денежному чеку или по расходному кассовому ордеру (на свое усмотрение).

     Расходные кассовые документы формируются  при безусловном наличии на текущем  счете клиента необходимой для  снятия суммы, плюс суммы комиссий за получение наличных денег и за расходную операцию.

     Если  по расходному кассовому ордеру получает деньги кассир (или любое другое доверенное лицо), то он предъявляет  доверенность-заявку, которая приобретается  в банке, подписанную должностными лицами предприятия, которые значатся в электронной карточке с образцами  подписей в системе.

     На  основании заявки-доверенности менеджер формирует расходный кассовый ордер, распечатывает его и передает его для проверки и подписи  клиенту. Корешок от расчетно-кассового  ордера передается клиенту, после чего клиенту необходимо подождать, когда  его пригласят в кассу по сигналу  на табло, на котором появляются три  последние цифры корешка. Основная часть расчетно-кассового ордера передается контролеру, который проверяет  на расчетно-кассовом ордере подпись  менеджера, на доверенности – печать, подписи уполномоченных лиц на соответствие электронным образцам, подписывает  ордер и передает его кассиру  расходной кассы.

     Кассир  расходной кассы находит соответствующую  запись в системе, созданную менеджером, сверяет расчетно-кассовый ордер  с экранной формой, готовит к выдаче необходимую сумму денег и  вызывает клиента по электронному табло. Кассир устанавливает личность получателя, сверяет данные паспорта или удостоверения  с теми данными, которые внесены  в расчетно-кассовый ордер, проверяет  наличие подписей менеджера, контролера, клиента и санкционирует документ. Кассиром  расходной кассы повторно пересчитывается сумма в присутствии  клиента, передается ордер на подпись  клиенту в получении суммы, проставляет  на корешке расчетно-кассового ордера свою печать и подпись, после чего кассир выдает клиенту деньги. Клиент, получив от кассира деньги, обязан пересчитать полученные деньги, не отходя от кассы.

     При выдаче наличных денежных средств выполняются  следующие операции:

     - дебет «Текущие счета клиентов» (2203)

     - кредит «Касса банка» (1001)

     Вторая  проводка выполняется автоматически - снятие комиссии с клиента на счет доходов банка (4411).

     Автоматическое  снятие комиссии со счета клиента  на счет доходов банка

     - дебет «Текущие счета клиентов» (2203)

     - кредит «Операционные и разные доходы» (4411)

     При приеме наличных денежных средств на текущий счет, выполняются следующие  проводки:

     - дебет «Касса банка» (1001)

     - кредит «Текущий счет клиента» (2203)

     Автоматическое  снятие комиссии со счета клиента  на счет доходов банка.

     При выдаче наличной иностранной валюты выполняются те же операции, что  и при снятии наличных денежных средств  в тенге.

     Наличные  средства с валютных счетов юридических  лиц-резидентов могут быть сняты  на выплату заработной платы нерезидентам и на расходы, связанные с выездом  их работников в зарубежные служебные  командировки. Неиспользованная часть  ранее снятых наличных валютных средств  подлежит обязательному зачислению на их счета в течение 10 дней со дня окончания срока командировки.

     При перечислении денежных средств в  тенге на покупку иностранной  валюты выполняются проводки:

     - дебет «Прочие транзитные счета» (1870)

     - кредит « Корреспондентские счета банка» (1051)

     При зачислении иностранной валюты от банка-корреспондента на корреспондентский счет НОСТРО выполняется  проводка:

     - дебет« Корреспондентские счета банка в других банках» (1052)

     - кредит «Прочие транзитные счета» (1870)

     Переоценка  иностранной валюты осуществляется еженедельно по курсу тенге к  иностранным валютам установленному НБ РК.

     При положительной курсовой разнице  выполняются проводки:

     - дебет «Контрстоимость иностранной валюты в тенге» (1859) - активные счета в иностранной валюте

     - кредит «Доходы по купле-продаже и переоценки иностранной валюты» (4530) – пассивные счета в иностранной валюте

     При отрицательной курсовой разнице  выполняются проводки:

     - дебет «Потери по купле-продаже и переоценки иностранной валюты»

(5530) - пассивные  счета в иностранной валюте

     - кредит «Контрстоимость иностранной валюты в тенге» (1859) -активные счета в иностранной валюте.

     1.4 Особенности автоматизаций  кассовой работы  в банковской деятельности

 

     Для облегчения рутинной работы операционного  и кассового персонала встает вопрос об автоматизации выполняемых  операций.

     Мы  знаем, что деловой мир сегодня  немыслим без применения современных  информационных и телекоммуникационных технологий. В современных условиях преуспевает тот, кто владеет  информацией, умеет организовать быстрый  и надежный обмен информацией, успевает своевременно ее проанализировать и  принять адекватные управленческие решения. Использование сетевых  телекоммуникационных технологий в  банковском деле способствует (Приложение А):

    - ускорению банковских операций  и, следовательно, ускорению оборота  банковского капитала;

    - совершенствованию управленческих  функций  за счет ускорения  обмена информацией между головным  офисом и подчиненными подразделениями;

    - привлечению клиентов, заинтересованных  в быстром и качественном обслуживании;

    - повышению производительности труда  банковских служащих за счет  его автоматизации.

     На  мировом рынке существует масса  готовых банковских систем (далее  БС). Основной задачей, стоящей перед  службой автоматизации банка, является выбор оптимального решения и  поддержка работоспособности выбранной  системы.

     В банковской системе используются специализированные мощные компьютеры, объединяющие несколько  локально-вычислительных систем. Для  поддержки оперативной работы банка  банковская система функционирует  в режиме реального времени OLTP (On-LineTransactionProcessing).

     Основные  выполняемые функции БС:

Информация о работе Совершенствование расчетно-кассовых операций в филиале Народного Банка (г. Атбасар)