Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 13:30, курсовая работа
В данной работе исследуется роль Центрального Банка в процессе формирования вновь создаваемых кредитных институтов.
Актуальность темы курсовой работы определяется необходимостью контроля за деятельностью банков с целью обеспечения устойчивости и поддержания стабильности банков на финансовом рынке посредством предотвращения системных рисков. Он предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности.
Регулирование кредитно-банковских институтов - это система мер, посредством которых государство через центральный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.
Контроль за работой банков проводится с целью обеспечить устойчивость отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением каждым банком его деятельности в соответствии с действующим законодательством и инструкциями.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ….
1.1 Виды лицензий……………………………………………………………………….
1.2 Особенности регистрации и получения лицензий на право осуществления банковской деятельности небанковскими кредитными организациями……………
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ РЕГИСТРАЦИИ И ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИЙ КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ С УЧЕТОМ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА…………………………………………………………………………………..
3. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. ВЫДАЧА КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ЛИЦЕНЗИЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ИХ СОЗДАНИИ………………………………………………………………………………..
3.1 Документы, представляемые в Банк России для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций…………………………………………………………………………………..
3.2 Порядок рассмотрения документов, представляемых в территориальное учреждение БР для регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности………………………………………………………………….
3.3 Порядок выдачи кредитной организации, созданной путем учреждения, лицензии на осуществление банковских операций
4. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТЗЫВА ЛИЦЕНЗИИ. ПОРЯДОК ОТЗЫВА ЛИЦЕНЗИИ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….
Работники Банка России не могут являться членами ликвидационной комиссии кредитной организации за исключением случаев, когда Банк России является кредитором ликвидируемой кредитной организации.
При принудительной
ликвидации кредитной организации
(третий абзац пункта 2 статьи 61 ГК РФ)
с назначением арбитражным
При добровольном объявлении кредитной организацией об банкротстве (пункт 2 статьи 65 ГК РФ) участники назначают по согласованию с территориальным учреждением Банка России ликвидационную комиссию (ликвидатора). При согласовании состава ликвидационной комиссии (ликвидатора) территориальному учреждению Банка России проверяет выполнение требований статьи 181 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» о наличии письменного согласования всех кредиторов кредитной организации на добровольное объявление о её банкротстве и ликвидации. При осуществлении ликвидационных процедур председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) выполняет обязанности конкурсного управляющего.
9. Ведение
банком статистики по
Учитывая, что через банки проходят суммы денежных потоков, они должны быть подконтрольны в своей деятельности. Движением денежных потоков должно отслеживаться для планирования и формирования денежно-кредитной политики государства.
Банк России ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. В неё вносится информация о кредитных организациях - банках и небанковских кредитных организациях, в отношении которых Банком России принято решение о регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций, а также о созданных кредитной организацией на территории РФ и на территории иностранного государства филиалах и представительствах.
Сообщение о государственной регистрации кредитных организаций, выдаче им лицензий, изменении их наименования, местонахождения, о реорганизации и ликвидации публикуются в еженедельном издании «Вестник Банка России», размещаются на странице Банка России в сети «Internet». (Приложение № 5)
Отдельные
показатели деятельности кредитных
организаций публикуются в
Данные
таблицы «Группировка действующих
кредитных организаций по величине
зарегистрированного уставного
капитала» дополняют показатели
таблицы «Количество и структура кредитных
организаций» и дают представление о количественном
распределении действующих кредитных
организаций по величине зарегистрированного
уставного капитала. Величина уставного
капитала разбита на интервалы, дающие
в определенной мере представление о количестве
малых, средних и крупных кредитных организаций
на территории Российской Федерации в
целом. В ежеквартальном Приложении к
бюллетеню банковской статистики приводится
аналогичная информация в разрезе регионов
Российской Федерации.
Таблица
«Отдельные показатели деятельности кредитных
организаций, сгруппированных по величине
активов» содержит основные показатели
деятельности кредитных организаций,
ранжированных по критерию убывания
величины активов и объеденных в
группы в зависимости от места кредитной
организации в ранжированном списке. Такая
группировка дает представление о концентрации
отдельных видов вложений банков и привлеченных
средств в тех или иных группах, а также
о направлениях деятельности различных
по величине активов кредитных организаций
по привлечению и размещению средств.
Заключение
Подводя итоги, необходимо отметить тот положительный факт, что Банк России даёт все больше понятной, четкой и конкретной регламентации, качество документов, бесспорно, улучшается. При этом система лицензирования банковской деятельности, которая представляет собой комплексный многостадийный процесс, не прекращающийся в течение всей жизни кредитной организации, нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе составляют основу деятельности Банка России. В соответствии с принятым у нас Законом Банк России решает указанную задачу следующим образом: во-первых, проверяет законность и целесообразность создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, устанавливает кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность; в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций.
Для дальнейшего
совершенствования действующий
системы государственной
Но в
данной инструкции некоторые направления
требуют, по мнению специалистов либо
разъяснения, либо дальнейшего совершенствования.
Во- первых представляется необходимым определится с возможностью формировать уставный капитал кредитных организаций неденежными активами, не являющимися банковским зданием, а также разъяснить, что конкретно в данном контексте подразумевается под понятием «имуществом».
Во-вторых
требуется более четко
В третьих, следовало бы устранить из нормативных документов такие субъективные моменты, как оценка территориальным управлением Банка России адекватности организационной структуры банка проводимым операциям, оценка возможности проведения валютных операций при условии, если четко не определенны и неизвестны всем участникам критерии, которыми руководствуются территориальные управления.
Необходимо было уточнить процедуры проверки и допуска юридических лиц в уставные капиталы кредитных организаций. В настоящее время Банк России не просто изучает отчетность этих юридических лиц, но и осуществляет финансовый анализ и анализ хозяйственной деятельности этих юридических лиц. Данные мероприятия эффективны, только если финансовое состояние учредителя будут рассматриваться на консолидированной основе, т.е. с учетом взаимовлияния связанных предприятий и физических лиц.
В вопросах
проверки квалификации претендентов на
руководящие должности в
В целом для всех процедур лицензирования, на наш взгляд, необходима либерализация в сфере взаимодействия банка с территориальными управлениями Банка России. В данном случае недопустимо когда технические вопросы препятствуют решению экономически. Переписки по поводу неправильного или некорректного оформления документов просто не должно быть: все эти вопросы можно было бы решать в оперативном рабочем режиме со своим куратором от Управления лицензирования. Необходимо также снять избыточные требования по предоставлению ряда документов, например, бизнес-плана деятельности кредитной организации при её реорганизации в форме преобразования (смены организационно-правовой формы).
Все эти
и ряд других жизненно важных мер
позволяет сделать необходимый шаг на
пути совершенствования системы лицензирования
банковской деятельности, от эффективности
которой во многом зависит перспективы
развития банковской системы Российской
Федерации.
Литература
1. Гражданский Кодекс РФ
2. Федеральный
закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном
банке Российской Федерации (
3. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 19.06.2001 г. N 82-ФЗ
4. Закон РФ от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп.)
5. ФЗ
«О несостоятельности (
6. Инструкция
ЦБР от 14 января 2004 года №109-И «О
порядке принятия Банком
7. Инструкция
ЦБРФ от 24.08.2004 г. № 76-И «Об
особенностях регулирования
8. Письмо
№ 437 от 23.04.97г. (ЦБРФ Приказ №
02-195 от 23. 04. 97г.) «О введении в действие
Положения «Об особенностях
9. Положение
ЦБ РФ от 21.09.2001 г. №153-П «Об
особенностях пруденциального
10. Положение
ЦБ РФ № 252-П от 24.02.2004г. «О
порядке рассмотрения
11. Письмо ЦБ РФ № 367 от 3.12.96г. «О порядке выдачи лицензий на осуществление операций с драгоценными металлами» (С изменениями и дополнениями)
12. Письмо ЦБРФ № 493 от 29.07.97г. «О порядке рассмотрения документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» (С изменениями и дополнениями)
13. Письмо
ЦБ РФ № 275 от 15.04.96г. « О
предоставлении кредитными
14. Положение о Комитете банковского надзора Банка России (утв. решением Совета директоров ЦБР от 10.08.2004г., протокол №21).
15. Приказ
ЦБ РФ от 7.10.97г. № 02-437 «О порядке
открытия и деятельности в
РФ представительств
16. ЦБ РФ от 29.04.98г. № 27-П « Положение «О порядке предоставления ЦБ РФ разрешений российским уполномоченным банкам на участие в уставном капитале кредитных организаций за границей».
17. Указание
ЦБ РФ от 1.06.98г. № 244-У «О
регистрации небанковских