Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 13:30, курсовая работа
В данной работе исследуется роль Центрального Банка в процессе формирования вновь создаваемых кредитных институтов.
Актуальность темы курсовой работы определяется необходимостью контроля за деятельностью банков с целью обеспечения устойчивости и поддержания стабильности банков на финансовом рынке посредством предотвращения системных рисков. Он предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности.
Регулирование кредитно-банковских институтов - это система мер, посредством которых государство через центральный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.
Контроль за работой банков проводится с целью обеспечить устойчивость отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением каждым банком его деятельности в соответствии с действующим законодательством и инструкциями.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ….
1.1 Виды лицензий……………………………………………………………………….
1.2 Особенности регистрации и получения лицензий на право осуществления банковской деятельности небанковскими кредитными организациями……………
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ РЕГИСТРАЦИИ И ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИЙ КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ С УЧЕТОМ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА…………………………………………………………………………………..
3. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. ВЫДАЧА КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ЛИЦЕНЗИЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ИХ СОЗДАНИИ………………………………………………………………………………..
3.1 Документы, представляемые в Банк России для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций…………………………………………………………………………………..
3.2 Порядок рассмотрения документов, представляемых в территориальное учреждение БР для регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности………………………………………………………………….
3.3 Порядок выдачи кредитной организации, созданной путем учреждения, лицензии на осуществление банковских операций
4. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТЗЫВА ЛИЦЕНЗИИ. ПОРЯДОК ОТЗЫВА ЛИЦЕНЗИИ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….
Анализ “Основополагающих принципов эффективного банковского надзора” показывает, что одним из важнейших принципов банковского надзора является необходимость лицензирования банковской деятельности. При рассмотрении заявок банков на выдачу им лицензий, органам надзора следует внимательно анализировать размеры уставного фонда и структуру собственности банка, состав и структуру его персонала, бизнес-план, организацию внутреннего контроля (система управления банка, план его развития на ближайшую перспективу, и т.д.).
Не менее
важным является принцип, указывающий
на определение правил и норм контроля
в целях выявления проблем, которые могут
возникнуть у банка на возможно более
ранних этапах его деятельности.
К иным Базельским принципам относятся: определение максимальных границ рисков ликвидности, платежеспособности, валютных, кредитных, процентных, рыночных и других рисков. Особое внимание уделяется нейтрализации рисков, связанных с качеством управления банками. Так, согласно Базельским принципам, органы банковского надзора обязаны:
удостовериться в том, что банки обладают системами информирования руководства, позволяющими последнему выявить концентрацию рисков в рамках портфеля активов;
убедиться в том, что контролируемый банк обладает чёткой системой управления при допущении риска;
выявить у банка наличие внутренней системы контроля, соответствующей типу и масштабу их деятельности.
В соответствии с рекомендациями Базельского Комитета, органам банковского надзора следует:
поддерживать высокие этические стандарты в финансовом секторе, не допуская использования банка криминальными структурами;
обладать правом проведения проверок на местах (инспектирования) и прибегать к услугам внешних аудиторских фирм;
иметь возможность использовать необходимые средства корректировки в случаях серьёзных нарушений со стороны банков.
Главной целью надзора за деятельностью банков, как указывают рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору, является предотвращение системных кризисов путём постоянного наблюдения за всеми банками и принятия современных корректирующих мер. Особое место в этом отводится механизму ранней диагностики.
Следует отметить, что Банк России, присоединившись в 1997 году к документам (решениям) Базельского Комитета, последовательно проводит политику, направленную на последовательную реализацию подходов и принципов, содержащихся в рекомендациях Базельского Комитета по банковскому надзору. Об этом свидетельствуют нормативные акты, принятые Банком России с учетом рекомендаций Базельского Комитета. В “Вестнике Банка России“ -- официальном издании Банка России публикуются переводные тексты рекомендаций Базельского Комитета, рекомендованных Банком России для использования в работе территориальными учреждениями (Главными управлениями и Национальными банками) Банка России.
Мировая практика надзора за кредитными организациями позволила международному банковскому сообществу на основе обобщения опыта работы надзорных органов отдельных стран и регионов выработать ряд пруденциальных норм и требований, позволяющих регулировать деятельность кредитных организаций в целях поддержания стабильности, обеспечения надежности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и кредиторов.
Принимая во внимание рекомендации Базельского комитета, Банк России ведет работу по укреплению инструментария банковского надзора и приведению его в соответствие с международными стандартами.
Совершенствование системы надзора включает ряд направлений. Первое направление - совершенствование требований, предъявляемых на стадии лицензирования банковской деятельности. Особое внимание необходимо уделять, чтобы вновь создаваемые кредитные организации имели благонадежных акционеров, достаточные финансовые возможности, соответствующую характеру деятельности организационно-правовую форму, достаточно опытное руководство, способное квалифицированно управлять банком. Необходимо, чтобы требования, предъявляемые при выдаче лицензий, были сопоставимы с требованиями текущего надзора, который регулирует механизм отзыва лицензии у существующей кредитной организации, нарушающей пруденциальные требования. Особое внимание необходимо уделять анализу финансового положения учредителей (участников) кредитной организации и изучению возможного влияния взаимозависимости учредителей и их корпоративных групп на деятельность кредитных организаций.
Одной
из главных задач - повышение компетенции
персонала. Совместно с Финансовой академией
при Правительстве РФ разработаны программы
переподготовки кадров. Диапазон учебных
услуг: от однодневных семинаров и конференций
по более чем 100 темам до получения фундаментального
высшего образования. Действует особый
вид услуг по образованию - информационно-консультативные
и практические семинары.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3. Принятие решения о государственной регистрации кредитных организаций. Выдача кредитным организациям лицензий на существление банковских операций при их создании
Кредитная организация создается на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью или общество с дополнительной ответственностью).
Кредитная
организация совершает
Лицензия на осуществление банковских операций, выдаваемая Банком России, содержит указание на один из видов лицензий, перечень банковских операций, право на осуществление которых предоставлено кредитной организации, дату выдачи и номер лицензии. Лицензия на осуществление банковских операций выдается на бланке, защищенном от подделок.
Лицензия на осуществление банковских операций подписывается Председателем Банка России или его заместителем, возглавляющим Комитет банковского надзора Банка России. Подпись скрепляется печатью Банка России с изображением Государственного герба Российской Федерации.
Банк
России принимает решение о
Учредители
кредитной организации
Учредителями кредитной организации могут быть юридические и (или) физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено федеральными законами.
Учредители
банка не имеют права выходить
из состава участников банка в
течение первых трех лет со дня
его государственной
Учредитель кредитной организации - юридическое лицо должен иметь устойчивое финансовое положение, достаточно собственных средств для внесения в уставный капитал кредитной организации, осуществлять деятельность в течение не менее трех лет, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта Российской Федерации и соответствующим местным бюджетом за последние три года.
Кредитная организация - учредитель должна быть финансово устойчивой (в том числе выполнять обязательные резервные требования Банка России).
Достаточность средств кредитной организации - учредителя определяется исходя из показателя собственных средств (капитала);
Порядок
регистрации кредитных
Порядок регистрации и лицензирования проходит в три этапа:
1.этап.
Происходит регистрация
2.этап - полная оплата учредителями уставного капитала в месячный срок после получения свидетельства о регистрации,
3.этап
- выдача лицензии на
3.1. Документы, представляемые в Банк России для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций
Для государственной
регистрации кредитной
1. Заявление
с ходатайством о
2. Учредительный
договор (в случае создания
кредитной организации в форме
общества с ограниченной
Обязанность учредителя создавать КО.
Порядок совместной деятельности по созданию КО.
Состав учредителей.
Условия передачи учредителями своего имущества КО и их участие в её деятельности.
Условия
и порядок распределения
Порядок выхода учредителей из КО.
Размер уставного капитала КО.
Размер каждой доли учредителя КО.
Размер и состав вклада.
Порядок и сроки внесения вкладов в уставной капитал КО.
Состав и сведения органов управления КО.
3. Устав
кредитной организации,
Фирменное и сокращенное наименование КО на русском языке.
Фирменное и сокращенное наименование КО на других языках, если это необходимо.
Сведения
о местонахождении органов
Перечень осуществляемых КО банковских операций и сделок.
Сведения
о размере уставного капитала,
о порядке его формирования, о
размере резервного фонда.
Сведения о системе органов управления КО.
Положение о системе безопасности.
Положение определяющий порядок реорганизации и ликвидации КО.
4. Бизнес-план
кредитной организации,
5. Протокол общего собрания учредителей о создании КО.
Об утверждение её наименования.
Об утверждении устава КО.
Об утверждения кандидатур на должности руководителей.
Об утверждении бизнес-плана КО.
Об избрании членов совета директоров.
Об утверждении денежной оценки вкладов учредителей в уставный капитал КО в неденежной форме.
О назначении лица уполномоченного пописывать документы, предоставляемые в Банк России для государственной регистрации КО.
6. Свидетельство
(копия платежного поручения)
об уплате государственной