Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 16:54, курсовая работа
Ключевые слова: банковские услуги, комплексные банковские услуги, платежные терминалы, трастовое управление, удаленный доступ к услугам, sms-банкинг.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ 5
2 АНАЛИЗ ВИДОВ УСЛУГ С 2000 ПО 2010 ГОД 11
3 ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА УСЛУГ 21
4 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ А Денежный обзор банков Республики Беларусь.………………………. … 32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Банки и небанковские кредитно-финансовые организации Республики Беларусь........................................................................................................……………………... 34
ПРИЛОЖЕНИЕ В Выпуск услуг, промежуточное потребление и валовая добавленная стоимость по банковской системе Республики Беларусь……………………………….…….. 36
Неразвитость институциональной структуры и инфраструктуры рынка розничных банковских услуг сдерживает развитие конкуренции, негативно влияет на увеличение объемов и расширение спектра банковских услуг, улучшение качества обслуживания. Более того, высокие издержки на создание и поддержание инфраструктуры зачастую не покрываются полученными от этого доходами даже в крупных банках.
Повышение эффективности продаж банковских услуг предполагает развитие комплексного обслуживания. Преимущества комплексного обслуживания в направлении увеличения объемов продаж розничных банковских услуг, исходя из мирового опыта, очевидны. Данная стратегия предполагает определение и формирование такого набора банковских услуг, который полностью удовлетворял бы потребности клиента, гарантируя процесс наилучшего взаимодействия с ним.
В частности, при открытии счета клиенту может быть предоставлена возможность получения овердрафтного кредита, перевода денежных средств со счета во вклад, осуществления платежей постоянного характера, совершения операций по счету с использованием банковской пластиковой карточки, системы удаленного доступа.
Общее представление о выпуске услуг банками Республики Беларусь и распределение услуг между Национальным банком и остальными банками страны мы получим изучив рисунок 2.3, составленный по данным «Бюллетеня банковской статистики» (см.приложение 3).
Рисунок
2.3 – выпуск услуг банковской системой
Республики Беларусь в млрд.руб.
Состав
услуг банковской системы Республики
Беларусь проиллюстрирован на рисунке
2.4 (данные из приложения 3).
Рисунок 2.4 – состав услуг банковской системы Республики Беларусь в млрд.руб.
Перспективной является стратегия перевода значительной части клиентов на самообслуживание. Использование самообслуживания возможно при осуществлении операций по счетам, получении наличных денежных средств, выписки о состоянии счета, информационных и консультационных услуг.
Перевод клиентов на самообслуживание для банка означает:
- получение дополнительных возможностей для продажи банковских услуг и привлечения новых клиентов банка;
- сокращение традиционных затрат на организацию рабочего места кассира, содержание обслуживающего персонала;
- максимальное использование площадей;
- мобильность при внедрении новых услуг.
Для клиента банка преимуществами являются высокая скорость обслуживания и круглосуточный доступ при достаточно широком спектре услуг.
Наряду
с самообслуживанием необходимо
развивать стратегию
Модификация
услуг может также
Относительно новыми и одновременно достаточно интересными услугами для клиентов в перспективе можно считать следующие услуги:
- услуги по ипотечному кредитованию, доверительному управлению финансовыми активами, брокерскому обслуживанию и связанные с ними консультационные, информационно-справочные и аналитические услуги;
- услуги, связанные с проведением операций с ценными бумагами;
- услуги, напрямую не связанные с банковскими операциями (лизинговые услуги, продажа страховых полисов, проездных билетов, интернет-карт и т.п.).
Одним
из перспективных направлений
Необходимость
улучшения информационного
Улучшился
рынок банковских услуг на розничном
и корпоративном сегментах за
счет расширения их спектра, повышения
качества и внедрения современных
стратегий продаж. Активно развивалось
потребительское кредитование населения,
кредитование в виде предоставления
овердрафта с использованием карт-счетов.
Внедрялись новые виды кредитования
на приобретение мобильных телефонов,
бытовой и компьютерной техники,
использовались скоринг-процессы. Население
активно пользовалось услугами по осуществлению
срочных переводов и платежей посредством
sms-банкинга и интернет-банкинга. [11 с.14]
Изучив и проанализировав приведенные данные, можно сделать вывод, что отечественный рынок банковских услуг обладает значительным потенциалом роста. Требуют решения вопросы расширения спектра и повышения качества банковских услуг. Так, актуальным сегодня является внедрение ипотечного кредитования как альтернативы бюджетным ресурсам, направляемым на жилищное строительство; не в полной мере используется потенциал осуществления расчетов посредством банковских пластиковых карточек; практически не развиты услуги по доверительному управлению денежными средствами и ценными бумагами, операции с драгоценными металлами; не нашли широкого применения операции с использованием электронных денег; требует развития и совершенствования информационное и консультационное обслуживание населения.
Развитие рынка банковских услуг возможно только при создании благоприятных экономических условий. Решение проблем развития сферы банковских услуг может быть обеспечено путем проведения соответствующих преобразований в экономике в целом и непосредственно в банковской системе. Важную роль в развитии отечественного рынка банковских услуг играет изучение, а также адаптация к национальным особенностям и использование опыта развитых стран.
В настоящее время банковский сектор Беларуси обладает ограниченным набором инструментов для привлечения и размещения финансовых ресурсов. Основным инструментом финансирования экономики остаются банковские кредиты, в то время как доля ценных бумаг в требованиях банков к экономике остается незначительной. [11 с.15]
В условиях, когда банки предоставляют в основном одинаковые, традиционные услуги, их качество становится важным инструментом конкурентной борьбы банков за клиентов, а также предоставление услуг на новой технологической основе. Качество банковской услуги – совокупность ее свойств, элементов, обеспечивающих удовлетворение уже сформировавшихся (установленных) и ожидаемых (потенциальных) потребностей клиентов. [5 c.21]
В этой связи стратегическими целями развития банковской системы Республики Беларусь должны стать:
- укрепление устойчивости банковской системы, обеспечивающее приближение ее параметров к европейскому уровню, интеграцию банковского сектора Беларуси в региональные и мировую банковскую и финансовые системы и исключающее возможность системных кризисов;
- проведение эффективной единой государственной денежно-кредитной политики Республики Беларусь;
- повышение доверия к банкам со стороны национальных и иностранных инвесторов и вкладчиков, населения республики.
Для достижения указанных целей развития банковского сектора будет необходимо применить следующие меры:
- совершенствование политики государства в развитии банковской системы;
- создание эффективной институциональной и функциональной структур банковской системы;
- увеличение ресурсной базы банков, обеспечение оптимизации структуры активов и пассивов банков;
- расширение состава и качества банковских услуг и приближение их к уровню развитых европейских банков. Для приближения состава банковских услуг к европейскому уровню банкам Республики Беларусь необходимо увеличить перечень совершаемых ими операций (услуг) как минимум в два раза. Такие параметры увеличения банковских услуг и повышения их качества возможны без риска системного кризиса банков при доведении активов банковской системы к ВВП до 50 - 60 процентов, капитала банков - до 9 - 11 процентов;
- создание действенного механизма аккумулирования денежных средств населения, предприятий и их трансформации в кредиты реальному сектору экономики;
- повышение капитализации банков и увеличение их уставных фондов;
- формирование среды добросовестной конкуренции в деятельности банков;
- совершенствование корпоративного управления и внутреннего контроля в банках;
- развитие информационных технологий в банковской деятельности.
В укреплении банковской системы особую роль играет платежная система, целевыми направлениями развития которой должны являться:
- повышение экономической и эксплуатационной эффективности системы межбанковских расчетов при минимизации всех видов рисков, приведение системы межбанковских расчетов в соответствие с Ключевыми принципами, разработанными Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов для системно значимых платежных систем (г.Базель, Швейцария);
- совершенствование нормативно-правовой базы безналичных расчетов;
- внедрение в платежный оборот современных технологий платежа с использованием электронных платежных инструментов.
Достижение этих целевых направлений развития платежной системы должны осуществляться главным образом с помощью следующих мер:
- оптимизации денежного обращения в направлении повышения доли безналичных расчетов во внутреннем платежном обороте;
- совершенствования системы международных расчетов банков для реализации внешнеэкономических задач страны, организационной и функциональной инфраструктуры национальной платежной системы и методов управления со стороны Национального банка Республики Беларусь с учетом международных тенденций;
- унификации базовых характеристик национальной платежной системы с зарубежными платежными системами.
Повышение
экономической и
- усиление роли Национального банка как органа надзора за платежной системой;
- повышение производительности и пропускной способности технических компонентов платежной системы. Расширение сферы применения электронного документооборота в платежной системе и постепенный переход на безбумажную технологию при осуществлении безналичных расчетов;
- увеличение продолжительности рабочего времени системы BISS и клиринговой системы с последующим переводом на круглосуточную работу;
- создание на базе системы BISS модернизированной системы BISS с элементами клиринговой системы расчетов;
- повышение операционной и производственной эффективности внутрибанковских комплексных расчетных центров;
- совершенствование механизмов контроля Национальным банком за рисками национальной платежной системы и регулирования текущей ликвидности банков;
- улучшение качества управления системой межбанковских расчетов;
- повышение уровня надежности технических комплексов и безопасности функционирования платежной системы, включая меры по созданию резервных технических систем, по сертификации локальных банковских систем в узлах сопряжения с национальной платежной системой.