Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 16:54, курсовая работа
Ключевые слова: банковские услуги, комплексные банковские услуги, платежные терминалы, трастовое управление, удаленный доступ к услугам, sms-банкинг.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ 5
2 АНАЛИЗ ВИДОВ УСЛУГ С 2000 ПО 2010 ГОД 11
3 ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА УСЛУГ 21
4 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ А Денежный обзор банков Республики Беларусь.………………………. … 32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Банки и небанковские кредитно-финансовые организации Республики Беларусь........................................................................................................……………………... 34
ПРИЛОЖЕНИЕ В Выпуск услуг, промежуточное потребление и валовая добавленная стоимость по банковской системе Республики Беларусь……………………………….…….. 36
Темпы инфляции и динамика обменного курса белорусского рубля являются следующим важнейшим макроэкономическим фактором, так как развитие рынка розничных банковских услуг во многом зависит от уровня стабильности в стране, включая последовательность финансовой и денежно-кредитной политики. В наибольшей степени уровень стабильности влияет на средне- и долгосрочные сбережения населения, потенциально являющиеся основным источником ресурсов для расширения активных операций банков. При этом, если общее влияние факторов стабильности формирует склонность к сбережениям, то текущий уровень и ожидания темпов инфляции определяют объем и структуру новых сбережений.
Так в начале исследуемого периода недостаточная эффективность общественного производства оказала негативное воздействие на: формирование ресурсной базы банков, структуру их пассивов и активов; себестоимость оказания услуг клиентам; распределение доходов населения по социальным группам, а также в отраслевом и региональном разрезе; размеры теневых доходов населения, рост которых сужает платежеспособный спрос на потребительские кредиты и вынуждает банки полагаться на косвенные индикаторы дохода заемщика, что неоправданно повышает банковские риски.
В последние годы можно отметить ряд положительных тенденций развития отечественного рынка розничных банковских услуг: активизация деятельности банков на рынке розничных банковских услуг, увеличение объемов проводимых операций; рост удельного веса срочных и условных вкладов физических лиц; расширение спектра банковских услуг, оказываемых физическим лицам.
Рассмотрим
денежные показатели банков Республики
Беларусь используя данные «Бюллетеня
банковской статистики» (см.приложение1).
Рисунок 2.1 – денежные показатели банков Республики Беларусь в млрд.руб.
Как видно из рисунка 2.1, показатели деятельности банков Республики Беларусь особенно сильно возросли в период с 2005 по 2010 год. Диаграммы наглядно показывают, что по сравнению с 2005 годом показатели выросли как минимум в 5 раз. Это свидетельствует о значительной активизации банковской деятельности и приближении ее показателей к зарубежным.
По уровню развития банковского обслуживания с использованием банковских пластиковых карточек республика также отставала от большинства как развитых, так и постсоциалистических европейских стран с переходными экономиками. Уровень охвата населением рынка банковских пластиковых карточек в Республике Беларусь в 2003 году составлял 10,2 процента населения (в Польше - 37 процентов, в России - 10,8 процента, в Словении, Чехии, Венгрии этот показатель достигал 40 - 50 процентов, во Франции и Германии - 100 процентов).
По данным за 2010 год количество банковских карточек охватывает население Республики Беларусь на 94%. Количество банкоматов с 2005 по 2010 год возросло на 5%, количество инфокиосков на 11%.
В отличие от реального сектора экономики финансовая система страны развивалась более стабильно. Ужесточение денежно-кредитной политики, предпринятое с начала 2001 года, привело к заметному замедлению темпов понижения обменного курса белорусского рубля до 33,9 процента в 2001 году, 21,5 процента в 2002 году и 12,5 процента в 2003 году. Стабилизация белорусского рубля оказала благотворное влияние на темп роста цен, который снизился в 2003 году до 25,4 процента.
Переход Национального банка Республики Беларусь к поддержанию положительных процентных ставок на фоне общего снижения темпов девальвации и инфляции значительно повысил доходность рублевых сбережений физических лиц. Как следствие, темп роста сбережений физических лиц заметно превышал темп роста реальных денежных доходов населения. Так, за 2003 год при росте средней реальной заработной платы на 3 процента и реальных денежных доходов населения в целом на 7,5 процента реальные сбережения физических лиц в белорусских банках выросли на 31,7 процентного пункта. Рост сбережений прежде всего был обеспечен за счет стабильных положительных реальных процентных ставок по вкладам.
Косвенно это свидетельствовало, во-первых, о наличии на руках у населения значительных сумм свободных денежных средств и, во-вторых, о перемещении их из теневой экономики в банковскую систему.
Уровень
совокупных доходов физических лиц
и их распределение по группам
населения также влияет на состояние
рынка розничных банковских услуг.
Рост доходов населения определяет
рост платежеспособного спроса на кредиты,
обеспечивает приток средств во вклады.
В свою очередь, степень концентрации
(или, наоборот, диверсификации) доходов
физических лиц существенно влияет
на перспективы развития рынка розничных
банковских услуг и может служить
как индикатором для его
В
странах Центральной и
Таким образом, рост доходов населения при сохранении допустимого уровня их концентрации позволит в перспективе расширить спрос физических лиц на банковские услуги и, соответственно, повысить уровень рентабельности розничных операций для банков.
Факторы, определяемые состоянием банковской системы. На развитие рынка розничных банковских услуг оказывают влияние и факторы, определяемые состоянием банковской системы.
Позитивная динамика финансового потенциала банковской системы является одним из важнейших условий как увеличения объемов и расширения спектра услуг банков.
Правовое обеспечение банковской деятельности - один из важнейших факторов, определяющих развитие рынка розничных банковских услуг. Законодательство Республики Беларусь позволяет банкам оказывать услуги по кредитованию, привлечению средств во вклады, расчетному и кассовому обслуживанию, обмену валюты, доверительному управлению, а также услуги при проведении операций с ценными бумагами, драгоценными металлами, с использованием банковских пластиковых карточек, чеков, электронных денег. Основным нормативным правовым актом, регулирующим сферу банковской деятельности, является Банковский кодекс Республики Беларусь. Данный нормативный правовой акт определяет систему отношений в банковской системе в целом, устанавливает перечень операций, относящихся к банковским, регламентирует права и обязанности участников банковских операций.
Кроме
того, регулирование отношений в
сфере банковских услуг осуществляется
рядом иных законодательных актов,
постановлений Правительства
Однако определенная нестабильность, в отдельных случаях несогласованность и несовершенство правовой базы по ряду важнейших направлений (например, по ипотечному кредитованию, доверительному управлению ценными бумагами, а также брокерским услугам), недостаточная степень защищенности прав кредиторов (в частности, неэффективность механизма залога) затрудняют развитие рынка розничных банковских услуг.
Для банковской системы в последние годы характерно повышение уровня доверия к банковскому сектору со стороны населения. Вместе с тем значительная часть населения не рассматривает сбережения в банковской системе как особо надежные и выгодные формы размещения временно свободных денежных средств. Такое отношение формирует негативные для развития розничных банковских услуг последствия, выражающиеся в концентрации наличных средств на руках населения, его высокую чувствительность к слухам и негативным новостям банков. В конечном итоге все это делает предложение средств со стороны населения высокочувствительным к процентной ставке.
Развитие
рынка розничных банковских услуг
предполагает дальнейший рост уровня
конкуренции между его
Помимо АСБ "Беларусбанк" наиболее активными участниками рынка розничных банковских услуг являются "Приорбанк" ОАО, ОАО "Белагропромбанк", ОАО "Белинвестбанк", ОАО "Белпромстройбанк", ОАО "Белвнешэкономбанк".
По
сравнению с европейскими странами,
в том числе
В результате сегодня в банковской системе республики функционирует 31 банк, которые имеют право привлекать средства физических лиц во вклады. Количество филиалов банков составляет 226 единиц.
О
развитии банковской системы говорит
и увеличение количества банков и
небанковских кредитно-финансовых организаций,
а также привлечение
Рисунок 2.2 – Динамика количества банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.
В настоящее время число жителей Беларуси, приходящихся на один банковский филиал, достигает 43,5 тыс. человек. В Швейцарии этот показатель составляет примерно 800 человек, Германии - 1000, Японии - 1700, в США - 2400 человек.
Уровень развития инфраструктуры, необходимой для проведения операций с использованием банковских пластиковых карточек, можно охарактеризовать в соответствии со следующими показателями, принятыми в международной практике.
Согласно данным показателям в среднем на 1 банкомат должно приходиться 2600 карточек, на 1 платежный терминал - 160 карточек. По состоянию на 01.01.2011 в Республике Беларусь на 1 банкомат приходилось 3004 карточки, на 1 платежный терминал - 511 карточек.
Следовательно, для приближения степени развития инфраструктуры рынка розничных банковских услуг к уровню, сложившемуся в международной практике, число предприятий торговли и сервиса, оснащенных платежными терминалами, с учетом сложившегося на 01.01.2011 объема эмиссии карточек должно быть увеличено, как минимум, в 3 раза.
Недостаточная развитость инфраструктуры, необходимой для проведения операций с использованием банковских пластиковых карточек, в том числе обусловлена высокой стоимостью оборудования и отсутствием заинтересованности у предприятий торговли и сервиса в установке платежных терминалов. Кроме того, не в полной мере обеспечена возможность проведения операций с использованием карточек различных систем в элементах инфраструктуры.
Следует
также отметить невысокую эффективность
организации процесса клиринга при
осуществлении межбанковских
Недостаточно
рационально распределение