Расчётно-кассовое обслуживание в коммерческом банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:59, контрольная работа

Описание работы

необходимо решить следующие задачи:
– изучить теоретические основы расчетно-кассовых операций в кредитных организациях;
– рассмотреть организацию расчетно-кассовой работы в банке;
– проанализировать и дать оценку расчетно-кассовых операций в Белгородском ОСБ №8592;
– рассмотреть организационную характеристику Белгородского ОСБ №8592;
– проанализировать структуру привлеченных средств Белгородского ОСБ №8592;
– рассмотреть стратегии повышения экономической эффективности проведения расчетно-кассовых операций

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАСЧЁТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КЛИЕНТОВ В БАНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Теоретические основы расчётных и кассовых операций
1.2 Правовые основы расчётно-кассового обслуживания
ГЛАВА 2. РАСЧЁТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КЛИЕНТОВ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
2.1 Экономическая характеристика деятельности банка
2.2 Анализ расчётно-кассовых операций
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Расчётно-кассовое обслуживание.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  …………………………………………………………………………………….. 3

ГЛАВА 1. РАСЧЁТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КЛИЕНТОВ В БАНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

1.1 Теоретические основы расчётных и кассовых операций ……………………………. 4

1.2 Правовые основы расчётно-кассового обслуживания ……………………………..… 8

ГЛАВА 2. РАСЧЁТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КЛИЕНТОВ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ 

2.1 Экономическая характеристика деятельности банка ……………………………… 10

2.2 Анализ расчётно-кассовых операций ………………………………………………… 13

ВЫВОДЫ  И ПРЕДЛОЖЕНИЯ  …………………………………………………………....  15

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………  16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной деятельности. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Основным назначением расчетов является обслуживание денежного оборота (платежного оборота). Расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Наличные и безналичные формы решать интенсивное развитие различных форм безналичных расчетов.

 На  данный момент коммерческие банки стремятся  усовершенствовать методы и инструменты  в области расчетно-кассового  обслуживания юридических и физических лиц и систему примерно на одном  уровне. Перечень предоставляемых услуг отличается не многим, только в период острой конкурентной борьбы за каждого клиента, разработке стратегии совершенствования расчетно-кассового обслуживания клиентов.

 Предметом контрольной работы являются расчетно-кассовые операции в кредитных организациях.

 Объектом  контрольной работы является Белгородское ОСБ №8592.

 В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

 – изучить  теоретические основы расчетно-кассовых операций в кредитных организациях;

 – рассмотреть  организацию расчетно-кассовой работы в банке;

 – проанализировать и дать оценку расчетно-кассовых операций в Белгородском ОСБ №8592;

 – рассмотреть  организационную характеристику Белгородского  ОСБ №8592;

 – проанализировать структуру привлеченных средств  Белгородского ОСБ №8592;

 – рассмотреть  стратегии повышения экономической  эффективности проведения расчетно-кассовых операций. 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. РАСЧЁТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КЛИЕНТОВ В БАНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    1.   Теоретические основы расчётных и кассовых операций.

 По  определению Лаврушина О.И., расчетно-кассовые операции – ведение счетов юридических и физических лиц и осуществление расчетов по их поручению [9, c. 125]. Учитывая, что для юридических лиц в нашей стране хранение средств в коммерческих банках является обязательным, функция расчетно-кассового обслуживания является одной из приоритетных в деятельности коммерческого банка. Коммерческий банк заинтересован в привлечении в стране за определенный период времени в наличной и безналичной формах средств.

 Все специалисты в области банковского дела осуществление расчётов и платежей для клиентуры и для самих банков традиционно и вполне обоснованно относят к основным и даже важнейшим базовым банковским операциям, т.е. таким, которые констатируют само понятие банка. Между тем такие ключевые понятия, как «расчёты» и «платежи» до сих пор не имеют в нашей литературе однозначных и убедительных трактовок. Характерными в этом смысле можно считать следующие тезисы, принадлежащие Белову В.А [14, c. 17].

 1. Безналичные расчеты представляют собой процесс погашения (прекращения) денежных обязательств без использования денег не исполнением обязательств в форме передачи денег, а иным способом – без передачи какого-либо имущества вообще, в том числе денег без применения наличных денег, а именно путем зачета сторонами сделки взаимных требований, отказа от реализации встречных однородных требований. Безналичные расчеты лучше называть «безденежными расчетами», т.е. расчетами без денег.

 2. Как  особый экономический (финансовый) феномен остаются вне анализа и толкования.

 Во-вторых, использовать деньги или как средство обращения, или как средство платежа, или как средство предоплаты.

 В-третьих, нельзя согласиться с трактовкой безналичных платежей как процесса перевода плательщиком своего денежного долга потенциальному получателю денег на банк, обслуживающий этого получателя [8, c. 148]. Если даже на время забыть, что для такого перевода требуется как минимум согласие самого банка трактовок, даваемых авторами, можно сформулировать несколько правил в отношении расчетных и платежных операций. [17, c. 215]

 1. Расчеты  – это процесс определения  размера обязательства (долга)  покупателя перед продавцом или  размеров взаимных обязательств  сторон сделки (сделок), включая урегулирование  претензий, возникающих в ходе такого процесса.

 2. Расчет взаимных обязательств может включать в себя момент платежа в случае зачета в обращении деньги (их знаки), принадлежащие одному экономическому субъекту, однако физически в данный момент находящиеся у другого экономического субъекта (свидетельством чего служат соответствующий договор и записи в бухгалтерских книгах), причем таким образом, что первый по праву может распоряжаться ими как собственным имуществом, отдавая по мере необходимости соответствующие указания второму.

 3. Расчёты имеют смысл лишь в том случае, когда они завершаются платежами, т.е. когда вслед за ними и на их основе осуществляются платежи. Поэтому данные термины никогда не следует употреблять как синонимы.

 В коммерческом банке расчётно-кассовым обслуживанием  занимается специализированная структура, которая называется расчетно-кассовым подразделением (управлением). Данное подразделение напрямую работает с клиентом. И чем лучше обслуживание клиентов данным подразделением тем, соответственно интересов клиента.

 Основные функции расчетно-кассового подразделения заключаются в следующем [18, c. 98]:

  • организации работы по привлечению временно свободных денежных средств предприятий и организаций на депозитные счета;
  • организации безналичных расчетов и налично-денежного обращения по расчетным, текущим, по счетам предприятий и организаций различных форм собственности;
  • оказании консультативной помощи клиентам и их партнерам по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

 Современная правовая база безналичных расчетов сформировала такие принципы построения системы безналичных расчетов, которые характерны для рыночной экономики. [6, c. 32].

 Первый  принцип – списание денежных средств со счета клиента производится банком только на основании распоряжения клиента.

 Распоряжение  о списании денежных средств со счета может быть дано клиентом в различных формах [15, c. 16]:

 – материальной ответственности за результативность этих отношений. Банку отводится  роль посредника в платежах.

 Плательщик  превращен в главный субъект  расчетной операции во всех формах в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, инструкциях Минфина РФ, коллективных договорах администрации с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату заработной платы или в контрактах, договорах подряда и т.д.

 Экономический смысл этого принципа заключается в том, что получатель денежных средств заинтересован не в зачислении их на свой счет вообще, т.е. когда бы то ни было, а именно в заранее оговоренный, твердо фиксированный срок. [35, c. 13].

 Принцип срочности платежа имеет важное практическое значение, так как предприятия и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени срочности платежей, могут более рационально построить свой денежный оборот, определить потребность в заемных средствах и управлять ликвидностью своего кредитиву; имеют право на получение кредита (например, в форме овердрафта по расчетному (текущему) счету) [28, c. 140].

 Перспективная обеспеченность предполагает оценку кредитоспособности и платежеспособности плательщика  и возможных будущих источников совершения платежа.

 Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а, следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов [24, c. 215].

 Все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других принципов.

 Все расчётно-платёжные операции в РФ проводятся по единым правилам, устанавливаемым  законодательством (ГК РФ) и нормативными актами, и Положение Банка России от 05 января 1998 г. №14-П [1, c. 430].

 Для расчетно-кассового обслуживания клиент открывает счёт в банке. В зависимости  от форм собственности и хозяйствования клиент может открыть расчётный, текущий или бюджетный счёт.

 Расчетные счета открываются юридическим лицам-резидентам, которые являются коммерческими организациями. На расчетный счет зачисляется выручка от реализации продукции, работ; с него производятся расчеты с поставщиками, бюджетом, рабочими и служащими.

 Текущие счета открываются юридическим  лицам-резидентам, которые являются некоммерческими организациями. На текущие счета зачисляется выручка, осуществляются расчеты с поставщиками, бюджетом, работниками.

 Бюджетные счета открываются предприятиям, организациям, которым выделяются средства из бюджета для целевого использования.

 Для открытия расчетного счета клиент должен представить в банк:

  • свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица либо в качестве индивидуального предпринимателя;
  • учредительные документы (для юридического лица) либо документ, удостоверяющий личность физического лица;
  • лицензии (патенты) на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию (регулированию путем выдачи патента);
  • карточку с образцами подписей и оттиском печати;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на расчетном счете;

 •свидетельство  о постановке на учет в налоговом  органе. Открытие клиенту расчетного счета производится только в том  случае, если банком получены все перечисленные документы, а также проведена идентификация клиента и заключен с ним договор банковского счета.

 При открытии счета между банком и  клиентом заключается договор банковского  счета, по которому банк обязуется принимать  и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения последнего о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по нему.

 Открытие  расчетного счета завершается внесением  соответствующей записи в книгу регистрации открытых счетов, которая должна быть сделана не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения с клиентом договора банковского счета. 

1.2 Правовые основы расчётно-кассового обслуживания.

 Организация работы по осуществлению расчётно-кассового обслуживания банками  юридических лиц строится на основе следующих нормативных документов:

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Глава №46 “Расчёты”;
  2. Инструкция Госбанка СССР от 30.10.1986г. №28 “О расчётных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР” с учётом изменений и дополнений, внесённых письмами Госбанка СССР от 11.08.1987г. №1009, от 26.08.1888г. №150, от 29.09.1989г. №235, от 30.05.1990г. №301 и от 31.08.1990г. №320;
  3. Правила ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации от 18.06.1997г. №61, утверждённые приказом ЦБР от 18.06.1997г. №02-263, в редакции Указаний ЦБ РФ от 25.09.1998г.№360-У (с последующими изменениями и дополнениями);
  4. Положение ЦБ РФ “О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации” от 05.01.1998г. №14-П;
  5. Положение ЦБ РФ “О безналичных расчётах в Российской Федерации” от 08.09.2000г. №120-П;
  6. Регламент работы отделов расчётно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов отделений (ОПЕРУ) Московского областного банка Сбербанка России по ведению счетов юридических лиц в валюте Российской Федерации от 01.08.2000г. №30-00/9324;
  7. Письмо Минфина РФ от 05.05.1997г. и Банка России от 11.04.1997г. №36н/433а “О порядке расчётно-кассового обслуживания счетов органов федерального казначейства в условиях финансирования распорядителей бюджетных средств через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства”;
  8. Письмо Московского областного банка Сбербанка России от 31.08.1998г. №30-03/8098 “Порядок обслуживания счетов по учёту средств федерального бюджета органов федерального казначейства в условиях финансирования распорядителей бюджетных средств через лицевые счета, открытые им в органах федерального казначейства”.

Информация о работе Расчётно-кассовое обслуживание в коммерческом банке