Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 01:15, курсовая работа
Цель и задачи работы. Изучение условий и механизма кредитования конечного потребления, а также проблем и перспектив его развития в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
определить экономическую сущность потребительского кредита;
дать классификацию потребительского кредита;
изучить основные формы, условия и порядок предоставления потребительского кредита;
проанализировать направления развития потребительского кредита в Республике Беларусь.
По кредитам на приобретение транспортных средств и другие потребительские нужды платежи по основному долгу производятся, начиная со следующего месяца после получения кредита.
Согласно статье 143 Банковского кодекса Республики Беларусь: «…кредит может быть возвращен (погашен) досрочно на условиях, предусмотренных кредитным договором. В случае, если кредитным договором не предусмотрена возможность досрочного возврата (погашения) кредита, такой кредит может быть возвращен (погашен) досрочно только с согласия кредитодателя.
При неисполнении (ненадлежащем исполнении) кредитополучателем обязательств по кредитному договору кредитодатель вправе потребовать досрочного возврата (погашения) кредита» [1].
В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что кредит используют как крупные предприятия, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры; как государства, правительства, так и отдельные граждане. Условия выдачи кредитов утверждаются Правлением коммерческого банка и подвержены частым изменениям, особенно в части процентных ставок. При выдаче кредитов также требуется соблюдение принципов их целевой направленности, материальной обеспеченности, срочности, платности и возвратности.
3 НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Потребительское кредитование в современных условиях приобретает новые черты. Во-первых, существенно расширятся ассортимент предоставления банками кредитов, более гибкими становятся условия кредитовая; во-вторых, в процессе кредитования банки активно сотрудничают с торговыми, сервисными, страховыми и другими организациями, предоставляя комплексные продукты, в которые «встроена» услуга по кредитованию; в-третьих, для предоставления кредитов наряду с традиционными каналами широко используются возможности электронного банковского бизнеса.
Быстрое сокращение разрыва между привлеченными от физических лиц средствами и выданными кредитами свидетельствует о том, что уже в ближайшем будущем банк не сможет рассчитывать на сбережения населения в качестве источника финансирования. Ему придется менять стратегию формирования ресурсной базы. Таким образом, существенно актуализируется вопрос привлечения иностранных кредитных ресурсов и капиталов.
2.
Оптимизация процесса
3.
Более активное использование
в процессе кредитования
В мировой практике кредитные отчеты используются банками в процессе кредитования в следующих целях:
- кредитная история используется в процессе определения кредитоспособности клиента. Определенный набор правил работы с кредитным отчетом является своеобразным фильтром, который отбирает клиентов без отметок с негативными данными или сигналов о возможном мошенничестве.
-
достоверность предоставленной
клиентом информации можно
-
кредитный отчет на стадии
мониторинга финансового
-
текущая задолженность клиента,
-
кредитный отчет может оказать
помощь в дифференциации
-
положительная информация, полученная
из кредитного бюро в момент
привлечения или мониторинга
финансового состояния клиента,
4. Активизация работы по возврату проблемных долгов не только путем мобилизации собственных ресурсов, но и путем привлечения коллекторских, юридических компаний, частных юристов и т.д.
По мнению Г. И. Кравцовой: «…в условиях широкого развития потребительского кредитования неплатежеспособность заемщика выходит за рамки конкретных договорных правоотношений и превращается в социальную проблему, которую невозможно решить обычными способами принуждения к исполнению договоров или компенсации убытков. Это может показаться удивительным, но государство вынуждено предпринимать меры (законодательного характера), направленные на облегчение положения неисправных должников-потребителей, а не на ужесточение санкций к ним.
Конструкцией,
направленной на решение проблемы неплатежеспособности
потребителя, является, например, установление
иного, нежели при обычных обстоятельствах,
порядка распределения
Стоит
отметить, что кредитование покупки
товаров длительного
В
настоящее время в
По мнению Н. Прасоловой: «…в Кодексе появится новая глава, определяющая особенности потребительского кредитования, в том числе:
Внесение этих особенностей в Банковский кодекс Республики Беларусь будет способствовать оздоровлению рынка потребительского кредитования, развитию конкуренции и увеличению доверия потребителей к системе банковского кредитования» [19, с. 14].
Рассматривая
другие пути совершенствования
В Беларуси синхронно с Российской Федерацией и Украиной были приняты меры по предотвращению недобросовестной ценовой конкуренции банков в сфере потребительского кредитования. В частности, Национальный банк Республики Беларусь ввел в банковскую статистику понятие полной процентной ставки, отражающей помимо выплачиваемых клиентом процентов и комиссионные сборы. Кроме того, был регламентирован состав комиссионных сборов по кредитам. Белорусские банки также были обязаны составлять для клиентов помесячный график платежей, дающих представление о номинальных затратах заемщиков на обслуживание кредитов. Следствием принятых мер стало снижение в 2007 г. уровня полных процентных ставок по потребительским кредитам в национальной валюте. Дальнейший прогресс в данном направлении в первую очередь зависит от динамики инфляции и состояния банковской ликвидности.
Необходимо выделить, что в целях активизации работы по расширению спектра банковских услуг банки уделяют внимание рекламному сопровождению процесса оказания розничных банковских услуг. Наряду с традиционными способами информирования клиентов о банковских услугах (телевидение, радио, газеты, рекламные буклеты и наружная реклама) применялись мультимедийные средства (Интернет, видеоэкраны, информационные агентства и др.). Большинством банков созданы и функционируют в актуальном режиме с постоянным информационным наполнением веб-сайты в сети Интернет.
Помимо
этого, на качественно новом уровне
развивается справочно-
Как уже отмечалось, важным фактором роста потребительского кредитования является увеличение реальных доходов населения, что влияет на его социальный оптимизм. Последний стимулирует физических лиц к расширению потребления (в том числе за счет кредитов банков), которые фактически берут кредиты в счет будущих доходов. В этой связи положительную динамику рынок потребительского кредитования будет демонстрировать лишь при наличии устойчивых условий для получения данных доходов и сохранения покупательной способности населения.
Информация о работе Потребительский кредит и основные направления его развития