Потребительский кредит и основные направления его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 01:15, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи работы. Изучение условий и механизма кредитования конечного потребления, а также проблем и перспектив его развития в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
определить экономическую сущность потребительского кредита;
дать классификацию потребительского кредита;
изучить основные формы, условия и порядок предоставления потребительского кредита;
проанализировать направления развития потребительского кредита в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ - копия.docx

— 95.20 Кб (Скачать)

     РЕФЕРАТ

     Курсовая  работа:  42 с., 2 рисунков, 1 таблицы, 25 источников.

     Тема «Потребительский кредит и основные направления его развития ».

     Ключевые  слова: ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ, КРЕДИТОВАНИЕ, ОвЕРДРАФТ, кРЕДИТНАЯ ЛИНИЯ, БАНКОВСКАЯ ПЛАСТИКОВАЯ КАРТОЧКА, ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА, КРЕДИТНАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, КРЕДИТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, ЗАЛОГ, КАРТ - СЧЕТ.

     Объектом  исследования курсовой работы являются экономические отношения, опосредующие кредитование, в Республике Беларусь.

     Цель  исследования: исследование экономической сущности и современного состояния потребительского, а также перспектив его развития в Республике Беларусь.

     Используемые  методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизация, логический, экономико-статистический, методы сравнения, технико-экономических расчетов.

     Элементы  научной новизны  полученных результатов: разрозненная информация по потребительскому кредитованию представлена в целостном виде, обобщена и систематизирована.

     Областью  возможного практического  применения является сфера финансов и кредита.

     Экономическая и социальная значимость работы: всестороннее изучение вопроса позволило эффективно применять потребительский кредит для решения социальных и экономических проблем населения, что подчеркивает социальную роль изучаемой формы кредитования.

     Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

     _________________

     ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  темы. Потребительский кредит это одна из наиболее удобных для физических лиц форм кредитования, которая заключается в продаже торговыми предприятиями потребительских товаров с отсрочкой платежа или предоставления банками кредитов на покупку потребительских товаров, а также на оплату различного рода расходов личного характера.

     Для населения потребительский кредит предоставляет возможность:

     - получить те вещи, которых без  использования кредита пришлось  бы очень долго ждать или  которые были бы просто не  доступны;

     - делать покупки в удобное время,  на распродажах, при снижении  цен и совершать выгодные сделки, даже если в этот момент  мы не располагаем нужной суммой  наличных.

     - оплачивать непредвиденные срочные  расходы (например, ремонт автомобиля  после аварии).

     Необходимость потребительского кредитования объясняется  тем, что для населения кредит ускоряет получение определенных благ, которые они могли бы иметь (приобрести) только в будущем при условии  накопления необходимой суммы денежных средств. Выдача потребительского кредита  населению, с одной стороны, увеличивает  его текущий платежеспособный спрос, повышает жизненный уровень, с другой стороны, ускоряет реализацию товарных запасов, услуг. Банк, выдавая потребительский кредит, способствует, в первую очередь, решению социальных проблем населения, связанных с необходимостью улучшения условий жизни, оплаты медицинских и образовательных услуг. К тому же кредит, стимулируя спрос населения на товары, содействует увеличению их производства и реализации, повышая тем самым экономический потенциал страны. Ориентация банков на частных кредитополучателей способствует также повышению качества их кредитного портфеля за счет расширения круга клиентов и видов предоставляемых кредитных услуг, диверсификации кредитного риска и т.д.

     В настоящее время отечественные  банки считают потребительское  кредитование наиболее быстроразвивающимся и перспективным сегментом рынка. По данным Национального банка, за последние годы объем потребительского кредитования увеличился в Беларуси в тысячи раз.

     Тема  данного исследования достаточно актуальна  в условиях глобального финансового  кризиса, когда роль кредита значительно  повышается.

     Объектом  исследования выступает рынок розничных банковских услуг в Республике Беларусь.

     Предметом исследования является процесс развития потребительского кредитования и практика его осуществления банками Республики Беларусь.

     Оценка  современного состояния  решаемой проблемы. Уже сейчас рынок кредитования населения развивается ускоренными темпами. Поэтому потребительское кредитование становится одним из наиболее динамичных направлений развития банковского сектора, что связано в первую очередь с потребностью банков в новых прибыльных кредитных продуктах.

     Цель  и задачи работы. Изучение условий и механизма кредитования конечного потребления, а также проблем и перспектив его развития в Республике Беларусь.

     Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

  • определить экономическую сущность потребительского кредита;
  • дать классификацию потребительского кредита;
  • изучить основные формы, условия и порядок предоставления потребительского кредита;
  • проанализировать направления развития потребительского кредита в Республике Беларусь.

     Основные  и исходные данные для разработки темы. Теоретической и информационной основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных экономистов, а также нормативные документы Республики Беларусь. 

     Исследуемую проблему широко рассмотрели в экономической  литературе следующие ученые: С. Кисель, М. Ковриго, О. Купчинова, Т. Полегошко, Н. Просолова, А. П.  Сафонов, С. Сологуб. В периодических изданиях достаточно глубокие исследования по данной теме проводили следующие авторы: Г. Н. Белоглазова, Г. И. Кравцова, Л. П. Кроливецкая, А. А. Раковец, Н. А. Харук.

    Перечень  примененных методов  исследования. В процессе исследования применялись общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, сравнение, системный подход, а также специальные методы и приемы.

    Информация  о внедрении результатов. Результаты проведенного исследования могут быть применены в сфере финансов и кредита.

    Объем и структура результатов. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Курсовая работа включает 42 с., 2 рисунка, 1 таблицу, 25 источников. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТА

     Кредитование  является одним из основных направлений  банковской деятельности. Кредитование населения позволяет банку расширить  набор предоставляемых услуг  физическим лицам, разместить ресурсы, получить дополнительный доход за счет взимания процентов за остатки и  платы за действия по договорам.  Все большее количество банков хотят выдавать «быстрые» потребительские кредиты, т.к. именно этот рынок розничных услуг пользуется наибольшей популярностью у клиентов.

     В экономической литературе имеется  множество трактовок о производительном характере потребительских кредитов.  Вместе с тем объективная необходимость  банковского кредитования физических лиц заключается в обеспечении  непрерывности процесса общественного  воспроизводства в его завершающей  фазе «потребление» и базируется на закономерностях индивидуального  экономического поведения: стремлении физического лица удовлетворить  существующие безграничные потребности  сверх уровня имеющихся доходов.

     В экономической литературе выделяют следующие критерии проявления сущности кредита в его потребительской форме, отличающие потребительские кредиты от других форм кредита:

  • по экономическому статусу заемщика – физические лица;
  • по сфере экономической деятельности субъектов хозяйствования – в сфере индивидуального экономического поведения (фаза «потребление»);
  • по степени государственного регулирования – более тщательное регулирование условий кредитования в целях соблюдения принципов социальной справедливости, доступности кредитов для различных категорий и социальных групп с учетом их способности возвратить полученный кредит;
  • отсутствие стадии высвобождения авансированных средств в процессе движения ссуженной стоимости, в то время как источником возврата кредита и платы за пользование им служат денежные доходы, как правило, от трудовой деятельности;
  • по целевой направленности, характеру использования денежных средств – на цели конечного потребления.

     По  мнению А. П. Сафонова, потребительский кредит — это «…совокупность регулируемых государством взаимоотношений кредиторов и заемщиков из числа физических лиц в сфере индивидуального экономического поведения по кредитованию конечного потребления товаров и услуг в целях удовлетворения первичных потребностей заемщиков на условиях возвратности, срочности, платности» [21, с. 95].

     Вот как определяет потребительский  кредит словарь современных экономических  и правовых терминов под редакцией В. Шимов: «…Кредит потребительский – кредит, предоставляемый в целях удовлетворения потребительских нужд населения» [22, с.217].

     Для населения потребительский кредит ускоряет получение определенных благ товаров (услуг), которые можно было бы приобрести только в будущем при  условии накопления денежных средств. С другой стороны потребительский  кредит ускоряет реализацию товаров  и услуг и способствует расширению фондов предприятий.

     Субъектами кредитования выступает население в качестве кредитополучателя. В качестве кредитодателей могут выступать банки, Некоммерческие кредитно-финансовые организация (НКФО), предприятия и организации.

       Объектом кредитования являются затраты населения текущего характера (приобретение товаров длительного пользования в собственность) и затраты инвестиционного характера (улучшение жилищных условий).

     Также потребительский кредит служит средством удовлетворения потребительских нужд населения и в определенной мере способствует относительному выравниванию уровней жизни лиц с неодинаковыми доходами; может носить как денежную, так и товарную форму.

     Товарную  форму имеет кредит, предоставляемый  населению торгующими организациями  для приобретения товаров длительного  пользования с рассрочкой платежа; кредит, предоставленный строительными  компаниями на покупку квартиры с  рассрочкой платежа, а также кредит в виде проката предметов потребления, предоставляемый отдельными компаниями.

     Согласно  Инструкции о порядке продажи товаров в кредит, утвержденной приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 29 апреля 1996 г. №36 [7] продажа товаров в кредит производится по ценам, действующим на момент продажи. Последующее изменение цен на проданные в кредит товары не влечет за собой перерасчета. Срок предоставления кредита определяется соглашением между торговым предприятием и покупателем, но не менее чем на 1 месяц.

     По  мнению А. А. Раковец: «…классификацию потребительских кредитов можно провести по различным признакам.

     По  виду источников привлечения  кредитных ресурсов:

     - кредиты за счет внешних источников;

     - кредиты за счет собственного  капитала.

     По  виду процентной ставки:

     - с плавающей ставкой;

     - с фиксированной ставкой;

     - со смешанной ставкой.

     По  технике предоставления:

     - одна сумма;

     - открытая кредитная линия;

     - овердрафт.

     По  валюте:

Информация о работе Потребительский кредит и основные направления его развития