Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:34, отчет по практике
Целью преддипломной практики является закрепление и углубление знаний, полученных за время обучения, приобретение практических навыков работы по специальности в условиях перехода предприятий к рыночным отношениям, подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности.
Задачи практики:
•освоение и закрепление знаний и умений, полученных по всему курсу обучения;
•изучение и анализ всех видов хозяйственной деятельности предприятия;
•оценка качества организации и содержания экономической работы на предприятии с учетом требований его функционирования в рыночной экономике: система планирования, оплаты и стимулирования труда, оценка эффективности использования ресурсов, результатов финансовой деятельности и другие аспекты функционирования предприятия;
•приобретение практических навыков анализа экономических процессов, выбора и обоснования управленческих решений в конкретных производственных ситуациях;
•ознакомление с современными методиками анализа, планирования и оценки конечных результатов в сфере экономики предприятия;
•ознакомление с информационными технологиями, экономико-математическими методами в планировании и прогнозировании, статистическими и другими методами обработки информации с целью принятия оптимальных решений;
•сбор и обработка практического материала для написания дипломной работы.
Введение……………………………………………………………………...3
1 Организационно-правовая форма ЗАО «РРБ-Банк»…………………….5
1.1 Характеристика организационно-правовой формы банка, его сильные и слабые стороны. Зависимость организационно-правовой формы и эффективности работы банка…………………………………….5
2 Организация управления банком………………………………………..13
2.1 Структура управления и организационная структура банка..13
2.2 Организация маркетинговой деятельности…………………..21
2.3 Основные виды планирования деятельности………………...24
2.4 Степень компьютеризации процесса принятия решений. Применяемые технические средства для решения управленческих задач….……………………………………………………………………...27
3 Финансовый менеджмент………………………………………………..30
4 Индивидуальное задание. Теоретические аспекты функционирования ипотеки………………………..……………………...43
4.1 Кредитные отношения в экономике и их содержание……………….43
4.2 Ипотека как залог земли и недвижимости……………………………58
Заключение…………………………………………………………………67
Список использованных источников……………………………………..69
Приложения………………………………………………………………...71
Будет продолжена работа по сохранению позиций на рынке банковских пластиковых карточек за счет массовой их эмиссии, расширения спектра коммунальных и иных безналичных платежей, доступных к оплате посредством карточек в филиалах банка и сети самообслуживания, в том числе и за счет функционирования Единого расчетного и информационного пространства. Планируется внедрение новых банковских продуктов – предоплаченные карточки, Мобильный-банкинг и Интернет-банкинг.
В 2011 году банк продолжит совершенствование системы управления рисками и оценки их величин, направленных на повышение эффективности функционирования системы риск-менеджмента, ее развитие в соответствии с постоянно меняющимися рыночными условиями и новыми требованиями международных стандартов финансовой отчетности к раскрытию информации о рисках.
Процентная политика ЗАО «РРБ-Банк» будет ориентирована на минимизацию процентного риска, обеспечение устойчивого уровня рентабельности банковских продуктов, эффективное управление привлеченными и собственными ресурсами.
Развитие информационной и платежной
систем банка будет направлено на
внедрение новых банковских технологий;
совершенствование
Кадровая политика предусматривает развитие деловой активности и рост квалификации кадрового потенциала, дальнейшее совершенствование структуры банка.
Недостатком в ЗАО «РРБ-Банк» является система автоматизации. Основной задачей, стоящей перед службой автоматизации ЗАО «РРБ-Банк», является выбор оптимального решения и поддержка работоспособности выбранной системы. В нашей стране ситуация несколько иная. В условиях стремительного возникновения новой для Беларуси банковской сферы вопросам автоматизации поначалу уделялось недостаточно внимания. Большинство банков пошло по пути создания собственных систем. Такой подход имеет свои достоинства и недостатки. К первым следует отнести: отсутствие необходимости в больших финансовых вложениях в покупку БС, приспособленность БС к условиям эксплуатации (в частности к существующим линиям связи), возможность непрерывной модернизации системы. Недостатки такого подхода очевидны: необходимость в содержании целого компьютерного штата, несовместимость различных систем, неизбежное отставание от современных тенденций и многое другое. Однако есть примеры приобретения и успешной эксплуатации российскими банками дорогостоящих банковских систем. Наиболее популярны сегодня смешанные решения, при которых часть модулей БС разрабатывается компьютерным отделом банка, а часть покупается у независимых производителей.
Основными платформами для БС в настоящее время считаются: ЛВС на базе ПК (10,7%); различные модели специализированных бизнес-компьютеров фирмы IBM типа AS/400 (11,1%); универсальные компьютеры различных фирм-производителей (IBM, DEC и др. - 57,8%) и др. Характерен переход на компьютерные платформы, которые работают по модели "клиент-сервер" и используют ОС UNIX. Функции БС обычно реализуются по модульному принципу. Широко используются специализированные мощные или универсальные компьютеры, объединяющие несколько ЛВС. В БС применяется межсетевой обмен и удаленный доступ к ресурсам центрального офиса банка для выполнения операций "электронных платежей". Банковские системы должны иметь средства адаптации к конкретным условиям эксплуатации. Для поддержки оперативной работы банка БС должна функционировать в режиме реального времени OLTP (On-line Transaction Processing).
Перечислим основные функции БС (обычно они реализуются в виде независимых модулей единой системы):
Таким образом, мы видим, что любая банковская система представляет из себя сложный комплекс, объединяющий сотни отдельных компьютеров, ЛВС и ГВС.
Итак, самой главной задачей компьютерного департамента банка зачастую является выбор наилучшего решения из предлагаемых на рынке вариантов БС или выбор стратегии разработки или модернизации существующей БС. Рассмотрим критерии такого выбора. Требования к сложной банковской системе существенно зависят от объема операций, проводимых банком. Целью является создание БС, которая обеспечивала бы персонал и клиентов банка необходимыми видами услуг, при условии, что расходы на создание и эксплуатацию не превышают доходов от внедрения БС. Новые технологии помогут ЗАО «РРБ-Банк» изменить взаимоотношения с клиентами и найти новые средства для извлечения прибыли. Задача, стоящая перед всеми финансовыми организациями, одинакова: интеграция унаследованных систем в распределенную архитектуру локальных сетей.
Для совершенствования системы управления операциями банка (тем самым снижению рисков) необходимо полностью автоматизировать систему управления, которая была бы совместима с существующей автоматизированной внутрибанковской системой. На рынке для Крупных банков можно выделить программный продукт RS-BANK.
Ядро линейки — АБС RS-Bank v.5.0 — предназначено в первую очередь для автоматизации операций с драгоценными металлами. В то же время оно позволяет параллельно вести налоговый учет, регламентированный законодательством, формировать обязательную отчетность для Банка, осуществлять операции по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем. Кроме того, RS-Bank v. 5.0 выполняет весь перечень задач по взаимодействию с расчетно-кассовым центром, ведет картотеки, рассчитывает и начисляет проценты и плату за обслуживание и т.д.
Структура интегрированного решения RS-Bank/Pervasive представлена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 - Структура интегрированного решения RS-Bank/Pervasive
Примечание. Источник: отчетные данные организации
Таким образом, система информационной безопасности, созданная в RS-Bank v. 5.0, позволяет успешно решать задачи защиты информации — как от внешних угроз, так и от несанкционированных действий пользователей, а широкая распространенность АБС RS-Bank v. 5.0 позволяет без труда найти специалистов по обслуживанию этого программного продукта.
Организация управления собственным капиталом
На основе данных бухгалтерского баланса и отчетов о прибылях и убытках (см. Приложения) за последние 5 лет проведем анализ организации финансового менеджмента в ЗАО «РРБ-Банк».
Увеличение собственного капитала за 2009 год составило 11,9 млрд. руб. или 33,3 %. Увеличение собственного капитала произошло в основном за счет прибыли текущего года.
Сбалансированное увеличение обязательств банка сопровождалось адекватным приростом капитала. За счет увеличения объема нераспределенной прибыли и роста уставного фонда общий объем собственных средств увеличился в 1,7 раза, доля собственных средств в структуре пассивов составила 9,4%.
Организация управления активами банка
В процессе анализа актива ЗАО «РРБ-Банк» в первую очередь следует изучить динамику активов, изменения в их составе и структуре и дать им оценку. Горизонтальный анализ активов ЗАО «РРБ-Банк» показывает, что абсолютная их сумма за анализируемый период возросла на 82 366 млн. руб., или на 169,9%.
Таблица 3.1 – Анализ активов ЗАО «РРБ-Банк»
Наименование статьи |
На 01.01. 2010 |
На 01.01. 2009 |
На 01.01. 2008 |
На 01.01. 2007 |
На 01.01. 2006 |
Денежные средства |
7867,5 |
2955,6 |
4012,4 |
3607,7 |
2111,5 |
Средства в НБРБ |
3024,3 |
4251,7 |
1542,4 |
2425,3 |
1755,8 |
Ценные бумаги: |
|||||
для торговли |
1994,9 |
2583,5 |
1017,4 |
1526,1 |
1091,2 |
удерживаемые до погашения |
1994,2 |
0 |
1017,0 |
664,7 |
308,2 |
в наличии для продажи |
0,7 |
2583,5 |
0,4 |
861,4 |
783,0 |
Кредиты и другие средства в банках |
14900 |
7457,8 |
7599,0 |
7452,6 |
4562,7 |
Кредиты клиентам |
84810,5 |
63090,3 |
43253,4 |
49300,3 |
32225,4 |
Основные средства и нематериальные активы |
15430,2 |
10394,7 |
7869,4 |
8608,3 |
5534,6 |
Прочие активы |
2805,5 |
2482,4 |
1430,8 |
1762,6 |
1185,8 |
ИТОГО активы |
130833 |
93216,1 |
66724,8 |
74683,0 |
48466,9 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Анализ активов баланса, отражая долю каждой статьи в общем составе баланса, позволяет определить значимость изменений по каждому виду активов (рисунок 3.1).
Данные рисунка 3.1 свидетельствуют о преобладании кредитов клиентов и основных средств и нематериальных активов в активах банка. За отчетный период увеличился удельный вес денежных средств с 4,4% на 01.01.2006 до 6% на 01.01.2010, кредитов и другие средств в банках с 9,4% на 01.01.2006 до 11,4% на 01.01.2010, основных средств и нематериальных активов с 11,4% на 01.01.2006 до 11,8% на 01.01.2010 в общей доле активов. Соответственно произошло снижение удельного веса средств в Национальном банке с 3,6% на 01.01.2006 до 2,3% на 01.01.2010, ценных бумаг с 4,5% на 01.01.2006 до 3% на 01.01.2010, кредитов клиентам с 66,5% на 01.01.2006 до 64,8% на 01.01.2010, основных средств и нематериальных активов с 2,4% на 01.01.2006 до 2,1% на 01.01.2010г.
Рисунок 3.1 – Динамика активов ЗАО «РРБ-банк»
Примечание. Источник: собственная разработка
Организация управления заемными и привлеченными средствами
Проведем анализ обязательств ЗАО «РРБ-банк» (таблица 3.2).
Таблица 3.2 – Анализ обязательств ЗАО «РРБ-банк»
Наименование статьи |
На 01.01. 2010 |
На 01.01. 2009 |
На 01.01. 2008 |
На 01.01. 2007 |
На 01.01. 2006 |
Кредиты и другие средства банков |
36374,2 |
15287,6 |
18550,8 |
17220,6 |
10254,1 |
Средства клиентов |
52557,1 |
43109,6 |
26804,1 |
31888,9 |
21186,0 |
Ценные бумаги, выпущенные банком |
12,1 |
12,1 |
6,2 |
8,1 |
5,5 |
Прочие обязательства |
818 |
812,4 |
417,2 |
543,5 |
372,6 |
ВСЕГО обязательства |
89761,4 |
59221,7 |
45778,3 |
49661,0 |
31818,2 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Рисунок 3.2 – Динамика активов ЗАО «РРБ-банк»
Примечание. Источник: собственная разработка
Полученные данные показывают, что структура обязательств ЗАО «РРБ-банк» изменилась довольно существенно: уменьшилась доля ценных бумаг на 6,35%, кредитов и других средств в банках на 1,36%, основных средств и нематериальных активов на 0,29%. Соответственно увеличилась доля кредитов клиентам на 6,5%.
Организация управления прибылью банка
В прошедшем году ЗАО «РРБ-банк» демонстрировал темпы развития, существенно превышающие установленные основными направлениями денежно-кредитной политики РБ параметры для банковского сектора страны.
За 2009 год банком получена прибыль в сумме 5464,1 млн. рублей, что на 10,2% превышает показатели предыдущего года.
Таблица 3.3 - Отчет о прибыли и убытках за 2005-2009гг. (в млн. бел. рублей)
Наименование статьи |
На 01.01. 2010 |
На 01.01. 2009 |
На 01.01. 2008 |
На 01.01. 2007 |
На 01.01. 2006 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Процентные доходы |
9795,3 |
6653,9 |
4995,6 |
5483,1 |
3530,2 |
Процентные расходы |
4890,2 |
2966,9 |
2494,0 |
2619,0 |
1654,8 |
Чистые процентные доходы |
4905,1 |
3687 |
2501,6 |
2864,0 |
1875,3 |
Комиссионные доходы |
10918,2 |
8338,6 |
5568,3 |
6418,9 |
4214,2 |
Комиссионные расходы |
321,8 |
70 |
164,1 |
130,6 |
70,9 |
Чистые комиссионные доходы |
10596,4 |
8268,6 |
5404,2 |
6288,3 |
4143,3 |
Чистый доход по операциям с иностранной валютой |
2538,7 |
1624,8 |
1294,7 |
1387,8 |
884,7 |
Чистый доход по операциям с ценными бумагами |
(-5,7) |
(-0,5) |
|||
Доход в форме дивидендов |
- |
- |
|||
Чистые отчисления в резервы |
1211 |
504,2 |
617,6 |
571,7 |
339,9 |
Прочие доходы |
957 |
878,1 |
488,1 |
611,7 |
414,0 |
Операционные расходы |
10279,8 |
7083 |
5242,7 |
5787,6 |
3735,1 |
Прочие расходы |
703,8 |
588,6 |
358,9 |
430,8 |
287,1 |
Налог на прибыль |
1332,8 |
1324,5 |
679,7 |
885,8 |
607,3 |
ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) |
5464,1 |
4957,7 |
2786,7 |
3473,9 |
2346,8 |