Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:38, курсовая работа
Меры, принимаемые ЦБ, направленные на ужесточение требований к кредитным организациям, увеличение числа сделок по слиянию и поглощению, сокращение количества кредитных организацию говорят о наметившейся тенденции к консолидации банковского сектора. Разразившийся финансовый кризис выступил в качестве катализатора данных процессов.
Целью моей работы является изучение современного состояния банковской системы РФ, рассмотрение основных направлений ее реструктуризации и перспектив развития.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Банковская система РФ
1.1 История развития банковской системы в РФ………………………………….5
1.2 Современная структура банковской системы
в Российской Федерации………………………………………………………….11
1.3 Основные направления реструктуризации
банковской системы России……………………………………..........................19
2. Банковские группы как важнейший инструмент развития
российского банковского рынка
(на примере ФК «Уралсиб», «УРСА Банка», ФГ «Лайф», ВТБ)………………………25
Заключение…………………………………………………………………………………….37
Литература
Возможность использования избыточных ресурсов - также важный мотив M&A-сделки на кредитном рынке. Например, региональный банк, расположенный в районе с достаточными финансовыми ресурсами, но с ограниченными по тем или иным причинам возможностями для их размещения, может быть интересен как объект поглощения, как источник пополнения ресурсной базы для крупного банка, оперирующего в национальном масштабе. Поглощение в данном случае может быть выгодно для обеих сторон: крупный банк увеличивает свою ресурсную базу, а региональный получает новые возможности для более эффективного размещения привлекаемых им средств[7].
До кризиса большинство экспертов ожидало продолжения развития рынка именно в этом направлении.
Нестабильность мировых финансовых рынков ведет к новому раунду укрупнения и консолидации в мировой банковской системе. В условиях высокой конкуренции и труднопредсказуемых финансовых рынков консолидация банковских активов является естественным способом выжить. В России консолидация банков ожидается уже не один год, но происходит крайне медленными темпами.
Традиционно в странах развивающихся рынков консолидация была обусловлена тремя типами реформ — приходом иностранных банков, введением страхования депозитов и запуском пенсионной реформы. В России сформировавшаяся в 2003–2004 годах уверенность в скорой консолидации банковской системы возникла благодаря ожиданиям быстрого прихода иностранных банков на российский банковский рынок, что неминуемо привело бы к росту конкуренции. Однако этот процесс оказался совсем не таким активным, каким представлялся вначале — доля банков, которые более чем на половину контролируются иностранными акционерами, составляет около 12,6% в общих активах банковской системы. На рынке корпоративного и розничного кредитования эти банки занимают только 11,7%, на рынке розничного привлечения на их долю приходится всего 4,7%. За исключением нескольких крупных сделок, например приобретения ИнвестСбербанка венгерским банком OTP и консолидации контрольного пакета в Росбанке французским банком Societe Generale, большинство иностранных банков предпочитает сценарий органического роста. Медленный приход иностранных банков привел к тому, что процентные ставки и маржа банков оставались на достаточно высоком уровне, а уровень проникновения банковских услуг в экономике по-прежнему имеет большой потенциал роста.
Система страхования вкладов, запущенная в 2005 году, также не стала жестким фильтром для банковской системы. Хотя часть банков удалось оставить за пределами системы, тем не менее на данный момент в нее входит более девятисот банков, что существенно превышает 300–600 банков, число, которое многие представители ЦБ называли желаемым ориентиром. Пенсионная реформа также не создала дополнительных условий для консолидации банковского сектора, в значительной степени потому, что инфляция оставалась на достаточно высоком уровне и население предпочитает более доходные инструменты, нежели банковские депозиты. Население также склонно увеличивать потребление, а не сберегать, что очевидно привело к сохранению низкой доли розничных депозитов в банковских пассивах.
Изменения на мировых финансовых рынках, начавшиеся летом 2007 года, вряд ли создадут условия для нового витка консолидации. Скорее, наоборот. В первую очередь речь идет о том, что российский банковский сектор, безусловно, чувствителен к состоянию ликвидности, но в целом его фундаментальное состояние гораздо лучше по сравнению с банковскими системами других стран. Зависимость от внешнего долга достаточно незначительна, всего 17% от общих банковских активов, валютные риски минимальны. Инвестиции в ценные бумаги составляют только 10% от общего объема банковских активов и в основном приходятся на облигации. Кроме того, именно благодаря кризису на мировых рынках крупные корпоративные заемщики вернулись в Россию, в результате чего спрос на кредиты существенно вырос, а уровень конкуренции понизился. То же самое верно и для рынка розничных кредитов, где высокая инфляция поддерживает спрос, а банки сами вынуждены ужесточать требования к заемщикам, чтобы регулировать свои риски. Рост процентных ставок на рынке банковских услуг увеличил доходность многих банков.
Второе наблюдение заключается в том, что в предыдущие годы слияния и поглощения в банковском секторе отражали интерес банков-покупателей к выходу на рынок розничного кредитования. В первом полугодии 2008 года в первый раз за последние годы темпы роста розничного кредитования оказались ниже по сравнению с ростом корпоративного сегмента. Это означает, что на ближайшее время потенциал опережающего роста на сегменте розничных кредитов может быть ограничен. Одной из причин такого замедления является, без сомнения, желание банков ограничить риски и рост просроченной задолженности. Кроме того, крупные иностранные банки уже присутствуют на российском рынке, но в условиях мировой нестабильности их материнские компании вряд ли будут уделять большое внимание росту российского рынка. Вместе все эти факторы говорят о том, что интерес к приобретению розничных банков в России в ближайшее время будет низким.
В текущей же ситуации сделки связаны скорее со сложностями, которые испытывают многие кредитные организации. Они вынуждены искать варианты сохранения бизнеса через продажу или санацию банка. В данном случае в качестве примера можно привести сделки между «КИТ Финанс» и консорциумом «Алроса» и ОАО «РЖД», «Ренессанс Капиталом» и «ОНЭКСИМом» Михаила Прохорова, Собинбанком и Газэнергопромбанком. Это были первые операции по спасению терпящих крушение банков. И объединяет их одно немаловажное условие — во всех случаях в качестве акционеров выступили государственные/с государственным участием организации.
Сегодня можно условно выделить несколько категорий активных деятелей на банковском рынке: государственные банки, крупные коммерческие банки, непрофильные предприятия и многоотраслевые холдинги.
Уже первая сделка (приобретение ОАО «РЖД» и ИГ «Алроса» акций банка «КИТ Финанс») наглядно показала, что в качестве инвесторов могут выступать не только банки, но и непрофильные организации. Последовавшие позже две сделки (группа «Синара» приобрела контрольный пакет акций Свердловского губернского банка, а ИГ «Открытие» — Русский банк развития) подтвердили этот факт. Правда, оба инвестора не являются новыми лицами на банковском рынке — в группу «Синара» входит СКБ-банк, а в ФК «Открытие» — банк «Открытие». В перспективных планах данных холдингов значится расширение финансового направления деятельности. Оба соглашения были заключены с участием АСВ[8].
Банковский бизнес в 2009 году будет представлять мало интереса для инвесторов, так как в условиях дефицита ликвидности и экономического спада они будут вынуждены сконцентрироваться на рефинансировании собственных долгов и поддержании своего бизнеса. Рынок ждет дальнейшее сокращение участников и их укрупнение.
Можно подводить итоги изменений, которые произошли в структуре рынка по основным игрокам.
После периода быстрого роста структура банковского сектора стабилизировалась. Госбанки, сумевшие расширить свое присутствие на рынке корпоративного кредитования, прекратили опережающий рост.
Показательно, что доля пяти крупнейших госбанков в общих активах банковского сектора за последние полтора года фактически не изменилась и по-прежнему составляет около 44%. Но изменение конъюнктуры финансовых рынков, то есть невозможность заимствовать за рубежом и, как следствие, рост спроса на внутренние кредиты, позволило госбанкам совершить рывок и активно увеличить долю на рынке кредитования. Стратегия иностранных банков сводится к удержанию доли рынка. Незначительное увеличение их доли на рынке розничных и корпоративных кредитов во втором квартале 2008 года отражает улучшение конъюнктуры международных рынков и возможность иностранных банков привлечь дополнительные ресурсы для финансирования своего роста в России. Тем не менее пока не приходится говорить о том, что иностранные игроки могут стать центром концентрации банковских активов.
Существенное падение котировок банковских акций не дает возможности рассчитывать на активные слияния и поглощения в банковской среде, поэтому сокращение числа банков будет по-прежнему происходить умеренными темпами.
2. Банковские группы как важнейший инструмент развития российского банковского рынка (на примере ФК «Уралсиб», УРСА Банка, ФГ «Лайф», ВТБ)
Выбирая формат банковской группы в качестве инструмента региональной экспансии, инвесторы несут на новые для себя рынки свое представление о культуре бизнеса, свои технологии и свои деньги.
Образ типичной российской банковской группы стремительно меняется. Совсем недавно, несколько лет назад, формат банковской группы и банковского холдинга использовался в основном государственными структурами или крупными частными финансово-промышленными группами. Так, в постдефолтные времена «железнодорожный» Транскредитбанк собрал группу из пяти банков, привязав их территориально к Дальневосточной, Забайкальской, Северо-Кавказской и Юго-Восточной железным дорогам. Так же форматировали и реализовывали свои интересы на банковском рынке группа МДМ, Альфа-групп и др.
Сейчас же первая ассоциация на словосочетания «банковская группа» или «банковский холдинг» — это группа дочерних банков иностранных владельцев или сеть региональных кредитных организаций, принадлежащих российским инвесторам. Данное наблюдение справедливо отражает актуальные тенденции российского банковского рынка последних лет - продолжающуюся экспансию иностранного банковского капитала, консолидацию российского банковского сектора и активное развитие реального банковского бизнеса, не связанного с обслуживанием «олигархических» финансовых потоков. Иными словами, банковская группа (банковский холдинг) из подручного инструмента государственных ведомств и частных финансово-промышленных групп, зародившихся на заре нового русского капитализма, становится важнейшим инструментом и механизмом развития собственно банковского рынка.
Сложности юридического и технологического характера, противодействующие процессу создания банковских групп, порождают появление различных видов «неявных» банковских холдингов. Прямое участие банков в приобретении новых банковских и прочих активов из финансового сектора имеет ряд законодательных ограничений. Вследствие этого официальное количество банковских групп на отечественном финансовом рынке весьма незначительно. В реальности, по оценкам аналитиков, в России в настоящее время действуют десятки банковских холдингов.
Банковские группы по составу могут быть как однородными, так и неоднородными. В них могут входить как банки, так и финансовые, инвестиционные, лизинговые и страховые компании. Формирование банковской группы, как правило, предполагает наличие ведущего финансового института, реализующего свои планы региональной экспансии через приобретение региональных банков и открытие филиалов.
Участие в группе компаний из небанковского сектора позволяет увеличить объемы перекрестных продаж финансовых продуктов и повысить эффективность работы с клиентской базой. Создание банковской группы расширяет каналы сбыта банковских продуктов, способствует привлечению ресурсов, сокращает издержки проникновения на новые сегменты рынка, увеличивает рентабельность бизнеса и повышает общую капитализацию банковского холдинга. Кроме этого, укрупнение банков не только позволяет сокращать удельный вес постоянных издержек в доходах, но и предоставляет возможность увеличить абсолютную величину расходов на инновации и, как следствие, повысить уровень конкурентоспособности.
Для объединения финансовых институтов есть и другие объективные причины. Так, в последнее время на отечественном финансовом рынке складывается ситуация, достаточно тревожная для большого числа банков. Уровень процентной маржи между совокупными активами и пассивами сокращается. Удержание ее на приемлемом уровне требует увеличения объемов ресурсов, находящихся в распоряжении банков, и проникновения на новые сегменты рынка. Расширение активности в данной области сопровождается рядом объективных сложностей, накладывающих ограничения на увеличение объемов операций.
Помимо этого, большинство отечественных финансовых институтов сталкиваются с проблемой существенного роста непроцентных расходов. Так, у многих банков операционные издержки, включающие в себя затраты по обслуживанию бизнеса, контролю и формированию отчетности совпадают или даже зачастую превышают доходы от основной деятельности.
Затраты по формированию необходимой отчетности постоянно возрастают, что определяет расширение штата и рост связанных с этим расходов. Ослабление рыночных позиций многих банков приводит к тому, что средний уровень маржи в российском банковском секторе снижается ежегодно в среднем на 3–4%. Соотношение издержек к доходам в течение последних трех лет у тридцати крупнейших отечественных банков иногда достигало 70%. Инвестиции в новые банковские продукты, информационные системы и инфраструктуру, подготовку персонала, а также затраты по оптимизации риск-менеджмента являются значительными статьями расходов, и они имеют тенденцию к росту. В этих условиях оптимизация структуры и величины расходов становится насущной необходимостью. Решение данной проблемы в рамках использования стандартных подходов перестает приносить свои плоды. Это связано с тем, что простое ограничение расходов может привести к возрастанию операционных и других видов рисков и, как следствие, потере контроля над бизнесом. Таким образом, решение задачи повышения рентабельности бизнеса лежит в плоскости повышения доходности операций, которое достигается за счет расширения предложения банковских продуктов и поддержания процентной маржи при увеличивающемся объеме активов.
Процесс укрупнения банковского капитала стимулирует переход от управления рисками и активами и пассивами в рамках одного банка к созданию аналогичной системы в рамках банковского холдинга. Исследования, проводимые представителями монетарных властей и аудиторских компаний, показывают, что за последние пять лет в большинстве российских финансовых институтов существенно вырос уровень общебанковского управления, повысилось качество систем риск-менеджмента и управления финансовыми потоками. Однако достаточно ограниченное количество представителей отечественного финансового рынка обладают набором необходимых технологий и методологических подходов, необходимых для формирования эффективной системы оперативного контроля и управления банковским холдингом, состоящим, как правило, из географически удаленных структурных элементов. Простое копирование и перенесение методик, хорошо себя зарекомендовавших в условиях одного банка, работающего на определенных секторах рынка, на группу финансовых институтов, обладающих зачастую различными уровнями развития, сталкивается с серьезными трудностями. Инсталляция более совершенных механизмов и технологий, которыми обладает «материнский» банк, в его региональные структурные единицы требует достаточно больших временныўх и материальных затрат. В первую очередь это касается информационных технологий, которые зачастую существенно отличаются у разных участников банковской группы. Внедрение единых стандартов оценки рисков является также сложным процессом, требующим сбалансированного многофакторного подхода.
Информация о работе Основные направления реструктуризации банковской системы России