Организация выдачи банковской гарантии в коммерческих банках

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть особенности банковской гарантии и организацию выдачи гарантии в российских коммерческих банках.
Задачи: рассмотреть понятие и существенные черты банковской гарантии, показать отличительные черты банковской гарантии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Банковская гарантия как объект регулирования гражданского права…………………………………………………………………………………….4
1.1. История возникновения банковской гарантии в международных отношениях и отечественном гражданском праве……………………...5
1.2. Понятие и содержание банковской гарантии…………………………...9
1.3. Объекты и субъекты банковской гарантии…………………………….13
1.4. Виды банковской гарантии……………………………………………...14
Глава 2. Организация выдачи банковской гарантии в коммерческих банках………………………………………………………………………………….16
2.1. Взаимоотношения сторон при оформлении гарантии…………………..16
2.2. Обеспечение исполнения договорных обязательств……………………22
2.3. Преимущества банковской гарантии……………………………………..25
2.4. Правовые основы и признаки сущности правоотношения банковской гарантии………………………………………………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………….32
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 188.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………2

Глава 1. Банковская гарантия как объект регулирования гражданского права…………………………………………………………………………………….4

1.1.           История возникновения банковской гарантии в международных отношениях и отечественном гражданском праве……………………...5

1.2.    Понятие и содержание банковской гарантии…………………………...9

1.3.    Объекты и субъекты банковской гарантии…………………………….13

1.4.   Виды банковской гарантии……………………………………………...14

Глава 2. Организация выдачи банковской гарантии в коммерческих банках………………………………………………………………………………….16

2.1. Взаимоотношения сторон при оформлении гарантии…………………..16

2.2. Обеспечение исполнения договорных обязательств……………………22

2.3. Преимущества банковской гарантии……………………………………..25

2.4. Правовые основы и признаки сущности правоотношения банковской гарантии………………………………………………………………………………..26

Заключение…………………………………………………………………….32

Список литературы…………………………………………………………...36

 

Введение

Как показывает опыт развитых стран, важная роль в экономической системе и в обеспечении экономического и социального развития государства принадлежит банковскому сектору.

Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Идет поиск оптимальных форм институционального устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Поэтому сегодня весьма актуально изучение деятельности банковского учреждения, основа которого – проведение им банковских операций.

Благодаря использованию современных информационных технологий за последние годы в Российской Федерации существенно увеличились объемы, спектр и качество предлагаемых банком продуктов, операций и услуг. Современная банковская система в своей практике использует широкий перечень традиционных и новых, перспективных операций.

Тем не менее, развитие банковской сферы затрагивает целый ряд не решенных наукой и практикой проблем. Это позволяет сделать вывод, что на этапе перехода отечественной банковской системы в проведении банковских операций к международным стандартам нет полной системности и достаточно значима проблема совершенствования банковского механизма.

Согласно Федеральному Закону РФ «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года N 395-1, к банковским операциям относятся [27]:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (кроме почтовых переводов).

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации помимо указанных банковских операций вправе осуществлять и иную деятельность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Банковские операции могут быть активными, пассивными или посредническими.

Выбранная мною тема "Организация выдачи банковских гарантий" является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

Такие отмеченные черты банковской гарантии, как особый субъектный состав участников, независимость, безотзывность, безусловная обязанность гаранта выполнить свое обязательство перед гарантом и ограниченный перечень прекращения гарантии, - делают ее надежным способом обеспечения исполнения кредитных обязательств.

Цель работы - рассмотреть особенности банковской гарантии и организацию выдачи гарантии в российских коммерческих банках.

Задачи: рассмотреть понятие и существенные черты банковской гарантии, показать отличительные черты банковской гарантии.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

При написании курсовой работы были изучены нормативно-правовые акты, монографическая и учебная литература, журнальные и газетные статьи.

Глава 1. Банковская гарантия как объект регулирования гражданского права

 

Прежде чем приступить к рассмотрению банковской гарантии как о способе исполнения обязательств, сначала необходимо определить, что же представляет собой гражданско-правовое обязательство, его характерные особенности и отличительные черты.

В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации «в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности» [10].

Известно, что еще в дореволюционной цивилистике обращалось внимание на неудачное применение к гражданско-правовым отношениям самого термина «обязательство». Так, Д.И. Мейер, указывал, «что лучше называть это юридическое отношение именно правом требования или употреблять выражение право на чужое действие, так как все юридические отношения сводятся к правам и все гражданское право составляет учение о правах и соответствующих правам обязательствах; если же употреблять выражение обязательство, то само право становиться как бы на второй план» [17, с.576]. Обязательство имеет определенный субъектный состав (стороны обязательства): должник - лицо, обязанное передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, совершить иные действия, и кредитор - лицо, которое вправе потребовать от должника исполнить его обязанность. Но реально на стороне как должника, так и кредитора могут находиться несколько лиц, также в гражданском обороте преобладают двусторонние обязательства, когда обе стороны в обязательстве выступают в качестве должника в одном обязательстве и в качестве кредитора в другом. По этому принципу построены почти все обязательства в сфере предпринимательства. Например, по договору аренды арендатор обязан уплатить арендную плату, но вместе с тем он вправе требовать от арендодателя арендуемого им имущества.

Как видно из приведенного выше примера одним из оснований возникновения обязательства является договор, но обязательства возникают и из других указанных в законе оснований. Они могут возникать вследствие причинения вреда.

Содержание такого обязательства составляют обязанности лица, причинившего вред личности или имуществу гражданина (юридического лица) возместить его в полном объеме и соответственно право потерпевшего лица потребовать возмещения причиненного вреда. Сейчас особое значение приобретают положения об обязательствах, возникших вследствие неосновательного обогащения. Должником в таком обязательстве является лицо, которое без установленных законом или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица (кредитора) и поэтому обязано возвратить последнему неосновательно полученное (сбереженное) имущество.

 

1.1 История возникновения банковской гарантии в международных отношениях и отечественном гражданском праве

Среди правовых средств, служащих цели обеспечения интересов кредитора в обязательстве, в последнее время возросла роль банковской гарантии и документарного аккредитива, которые имеют особое значение для внешнеторговых операций. Данные обязательства имеют множество общих черт, в том числе одинаковый субъектный состав (эмитент - банковское учреждение), сходство содержания - платеж при предоставлении документов (документарный характер), независимость от основополагающего контракта.

Новой для отечественной практики является банковская гарантия. Термин «гарантия» используется в частном праве и в иных значениях: гарантия спокойного владения вещью (обязанность продавца передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц), гарантии качества товара от недостатков товара (обязанность продавца передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи) как составная часть обязательства продавца по договору купли-продажи [19, с.156,160]. 

В гражданско-правовой доктрине данный институт обычно рассматривается во взаимосвязи с поручительством. Так, встречаются случаи определения банковской гарантии в качестве разновидности поручительства или, по меньшей мере, проводится сравнение поручительства и банковской гарантии с целью выявления отличительных черт последней. Причина видится в том, что и при поручительстве, и при банковской гарантии возмещение происходит за счет третьего лица - поручителя или гаранта. Иными словами, речь идет о привлечении к ответственности такого лица вместо должника.

Принятие поручительства порождает возникновение нового обязательства, имеющего вместе с тем придаточный (акцессорный) характер по отношению к основному, им обеспечиваемому. Образуются как бы два слоя обязательственных отношений: первый слой - основное обязательство между кредитором и главным должником и в качестве придатка к основному обязательству второй слой - обязательство из договора поручительства (между кредитором и поручителем).

В соответствии с придаточным характером поручительства, этот договор получает юридическую силу только тогда, когда имеет юридическую силу основное обязательство, обеспеченное поручительством. Если основное обязательство будет признано по определенным основаниям недействительным, не получает правовой силы и договор поручительства. Кроме того, акцессорный характер обязательства из поручительства проявляется в том, что оно прекращается при прекращении основного обязательства. Поручительство также следует основному обязательству при переходе прав требования к другому лицу.

Однако деловой оборот, прежде всего в сфере международной торговли, требовал появления особых способов обеспечения обязательств, при которых кредитор получал бы наибольшие (твердые, абсолютные) гарантии скорейшего получения возмещения в случае неисполнения обязательств должником. Таким способом обеспечения исполнения обязательств, стала банковская гарантия - самостоятельное обязательство гаранта перед кредитором, не зависящее от основного обязательства и носящее автономный характер [8]. 

Если обратиться к истории возникновения этого института, то основными факторами, обусловившими появление и распространение банковской гарантии в международном обороте в начале 70-х гг. прошлого века, Л.А. Бирюкова, обобщая высказывания зарубежных авторов, называет следующие: во-первых, расширение экономических связей, появление крупномасштабных и долгосрочных финансовых проектов (например, строительство аэропортов), что, в свою очередь, влечет увеличение риска неисполнения обязательств; во-вторых, такие средства, как аккредитив и вексель, снижают риски, связанные только с осуществлением платежей, в то время как банковская гарантия может обеспечивать любые обязательства; в-третьих, нежелание банков выступать поручителями, поскольку они рискуют оказаться вовлеченными в споры между сторонами обеспеченного обязательства [5].

Особенно усилились гарантийные операции в 1924 г., когда промышленность встала на путь кредитования низовой кооперации.

Развитие данного правового средства шло в таком направлении, что в это время в специальной литературе велась оживленная дискуссия о необходимости учреждения особого гарантийного органа для операций во внутренней торговле.

В более поздние годы никто из юристов не возвращался к необходимости использования банковской гарантии во внутреннем обороте. Более того, применительно к поручительству в авторитетном комментарии к ГК РСФСР 1964 г. говорилось: «В отношениях с участием советских граждан необходимость в поручительстве, как правило, не возникает. Основное практическое значение нормы о поручительстве могут иметь для отношений, в которые советские организации вступают в сфере внешней торговли и связанного с ней мореплавания» [14, c.249]. 

В 50-60-е гг. XX в. в работах советских ученых, посвященных проблематике международного частного права, банковская гарантия рассматривалась как особая разновидность поручительства. При этом отмечались в качестве основных особенностей обязательства, возникающего из банковской гарантии, его акцессорный характер, тесная связь с другим, ранее возникшим правоотношением, зависимость от наличия и содержания такого правоотношения [12]. 

Информация о работе Организация выдачи банковской гарантии в коммерческих банках