Организация денежного обращения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение денежного оборота в России.
При выполнении работы необходимо решить следующие задачи:
*рассмотреть денежный оборот и его структуру, а также дискуссионные вопросы понятия "денежный оборот";
*рассмотреть организацию денежного оборота в РФ в современных условиях;
*рассмотреть методы регулирования денежного оборота и проблемы их совершенствования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...........3
1.Понятие денежного обращения………………………………………………...5
1.1. Сущность и принципы организации налично-денежного
оборота …………………………………………………………………………….7
1.2. Понятие и формы безналичного денежного оборота……………………..13
2.Прогнозирование денежного оборота………………………………………..20
2.1. Развитие денежного обращения…………………………………………...27
3. Направление денежно-кредитной политики РФ
в 2010-2012 годах………………………………………………………………………………31
3.1. Инструменты денежно-кредитной политики и их
использование……………………………………………………………………36
4. Расчетная часть………………………………………………………………..39
4.1.Раздел «Деньги»…….…………..……… …………………………………...39
4.2.Раздел «Кредит»…………………………………… ……………………….46
4.3.Раздел «Банки»…………………… ………………………………………...53
Заключение……………………………………………………………………….62
Список использованной литературы……………….……………………..……64

Работа содержит 1 файл

курсовик .docx

— 257.00 Кб (Скачать)

 2.1.Развитие  денежного обращения  

 

Дискуссии о роли наличных денег в эпоху  электронных технологий немного  поутихли. Несмотря на то, что расчеты  наличными деньгами в платежном  обороте в той или иной мере замещаются безналичными, функционирование платежной системы исключительно в безналичном виде на данном этапе развития общества представляется нереальным. Наличные деньги остаются одним из главных платежных средств и вряд ли в обозримом будущем будут вытеснены электронными аналогами.

В развитых странах мира, где безналичные  платежи достаточно распространены и развиваются уже на протяжении десятков лет, объем платежей наличными  деньгами составляет 70% и более. В  Европе шесть из семи трансакций совершается с наличными деньгами, в России этот показатель составляет около 97%. По прогнозам специалистов в перспективе наличные деньги будут обслуживать не менее 2/3 розничных платежей во всем мире. Дело в том, что осуществление безналичных платежей требует дополнительных затрат. Операции, сумма которых сопоставима или ниже их себестоимости, невыгодно проводить в безналичном порядке.

Основными достоинствами наличных денежных знаков являются:     

-универсальность данного средства платежа;     

-легкость  использования;     

-обязательность  к приему при всех видах платежей на всей территории государства а  любое время суток;     

-анонимность;     

-оплата  наличными во много раз дешевле  стоимости платежа с использованием платежных карт.

И, наконец, наличные деньги - это обязательства центрального байка страны, который, по определению, не может обанкротиться, тогда как электронные средства платежа представляют собой, главным образом, обязательства коммерческих банков или других финансовых структур, банкротство которых не исключено.

Банк  России осуществляет организацию наличного  денежного обращения и управление потоками наличных денег с учетом потребностей платежного оборота, а  также осуществляет мониторинг основных направлений и тенденций развития современного наличного денежного обращения в мире.

Для развития безналичных платежей в сфере личного потребления необходимо:      

-совершенствование нормативной базы, регламентирующей операции по выпуску и обращению  электронных средств платежа;     

-развитие  инфраструктуры для совершенствования  операций с использованием платежных  карт (расширение сети приема платежных карт), оборудование предприятий розничной торговли электронными терминалами и импринтерами для оплаты товаров и услуг посредством платежных карт;     

-обеспечение электронных платежей системами  безопасности и защиты данных клиентов (поскольку во всем мире участились случаи взлома банковских информсистем, факты мошенничества, кражи данных держателей карт);     

-финансовое  образование населения, ознакомление клиентов банков с новыми банковскими  продуктами;     

-решение вопроса о том, кто будет нести затраты на продвижение безналичных платежей в тех местах, где объем операций незначителен и не дает сравнительно быстрой окупаемости понесенных затрат.     

2. Централизация обработки денежной  наличности с целью сокращения  операционных расходов. Рост себестоимости обработки наличных денег, повышение заработной платы, стоимости технических средств, расходных материалов, затрат, связанных с обеспечением безопасности при хранении и перевозках вызывают необходимость автоматизации процесса пересчета денег, проверки их подлинности, сокращения доли ручного труда, создания крупных кассовых центров, Сокращение затрат, связанных с обработкой наличных денег, является важнейшей задачей всех центральных банкой мира, а также кредитных организаций.     

3. Аутсорсинг в вопросах обработки наличных денег. Многие центральные банки (Австралия, Великобритания, Швеция, Канада, ЮАР, Бразилия) разрабатывают специальные схемы организации наличного денежного обращения, в которых в той или иной степени предусмотрено делегирование ряда "второстепенных" функций по обработке наличных денег коммерческим структурам - банкам, крупным инкассаторским компаниям, либо специально созданным коммерческим структурам, занимающимся обработкой денежной наличности в интересах центральных банков. Центральный банк оставляет за собой только контроль за производством, выпуском, определением подлинности денежных знаков и их уничтожением.      

4. Повышение качества и защитных  свойств банкнот и монеты. В  настоящее время основное внимание  центральных банков и производителей денежных знаков сосредоточено на:     

дальнейшем  улучшении потребительских свойств  банкнот путем совершенствования  как бумажных, так и полимерных видов подложек на основе заимствования  лучших качеств тех и других;      

совершенствовании и разработке новых "публичных" (для населения) признаков банкнот с использованием специального дизайна, специальных красок, технологических процессов (перфорации изображения);     

снижении  стоимости изготовления монет;     

разработке  новых защитных признаков монет  путем совершенствования способов их чеканки.      

5. Соответствие купюрного ряда  банкнот и монеты потребностям  наличного денежного обращения.  Основное внимание центральных  банков сосредоточено на разработке  оптимальных вариантов банкнотно-монетных  рядов, определении границ между  номиналами, представленными монетой и банкнотами, эффективности использования монеты низких номиналов.     

В этих целях проводятся различные  исследования, в том числе социологические, использования различных номиналов  денежных знаков в платежном обороте (Нидерланды, Австрия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Направление денежно-кредитной политики РФ в 2010-2012 годах 

 

В соответствии со сценарными условиями функционирования российской экономики и основными параметрами  прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и  плановый период 2011 и 2012 годов Правительство  Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2010 году до 9-10%, в 2011 году – до 7-8%, в 2012 году – до 5-7% (из расчета декабрь  к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском  рынке соответствует базовая  инфляция на уровне 8,5-9,5% в 2010 году, 6,5-7,5% в 2011 году и 4,5-6,5% в 2012 году.

Согласно  прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, положенному  в основу проекта федерального бюджета, в 2010 году ожидается восстановление положительных темпов экономического роста. Оживление экономики, а также возобновление роста цен на активы обусловят увеличение транзакционной составляющей спроса на деньги. Снижение инфляции и девальвационных ожиданий также будет способствовать росту спроса на национальную валюту как на средство сбережения. В этой связи диапазон изменения темпов прироста денежного агрегата М2 в 2010 году в зависимости от вариантов развития экономики может составить 8-18%.

Предполагаемое  постепенное улучшение макроэкономической ситуации будет способствовать стабилизации темпов прироста спроса на деньги в 2011 и 2012 годах. В зависимости от вариантов прогноза диапазон темпов прироста денежного агрегата М2 может составить 10-20% и 12-21% соответственно.                                                                                                                           Денежная  программа на 2010-2012 годы представлена в четырех вариантах, соответствующих вариантам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы.

Расчеты по программе на 2010-2012 годы осуществлены исходя из  показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам  по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, а также динамике валютного курса, заложенного в прогнозы изменения платежного баланса. В зависимости от сценарных вариантов раз- вития темп прироста денежной базы в узком определении в 2010 году может составить 8-17%, в 2011 году – 11-19%, в 2012 году – 13-19%.

Для первого варианта денежной программы  на протяжении всего прогнозного  периода увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) является основным источником роста денежной базы. Второй–четвертый варианты программы разработаны в предположении о росте чистых международных резервов (ЧМР) в 2010-2012 годах, который по этим вариантам станет основным источником увеличения денежной базы.

В рамках первого варианта денежной программы в 2010 году ожидается снижение чистых международных резервов на 0,3 трлн. рублей и увеличение ЧВА на 0,7 трлн. рублей. Объем чистого кредита расширенному правительству в этом варианте программы в 2010 году может вырасти на 2,3 трлн. рублей, а объем чистого кредита банкам – снизиться на 1,1 трлн. рублей.

Исходя  из прогноза платежного баланса в  условиях этого варианта ЧМР увеличиваются  в 2011 году незначительно (на 0,03 трлн. рублей), в 2012 году – на 0,2 трлн. рублей. При  этом чистые внутренние активы увеличиваются  на 0,5 и 0,6 трлн. рублей соответственно. В 2011-2012 годах для обеспечения такой динамики предусматривается увеличение объема чистого кредита расширенному правительству примерно на 0,6 трлн. рублей и чистого кредита банкам – на 0,2 трлн. рублей в год.

По  второму варианту программы, параметры которого соответствуют проекту федерального бюджета на соответствующий период, в 2010 году прогнозируется рост ЧМР на 0,4 трлн. рублей. С учетом оценки денежной базы это потребует увеличения ЧВА на 0,3 трлн. рублей. Ожидается, что в структуре ЧВА чистый кредит расширенному правительству возрастет на 1,8 трлн. рублей, а чистый кредит банкам снизится на 1,3 трлн. рублей.

В 2011 году по данному сценарию предполагается увеличение ЧМР на 0,6 трлн. рублей, что  потребует увеличения чистых внутренних активов на 0,3 трлн. рублей. Исходя из оценки прироста чистого кредита расширенному правительству на 0,6 трлн. рублей, чистый кредит банкам может сократиться на 0,1 трлн. рублей. В 2012 году предусматривается, что рост денежной базы будет обеспечен за счет увеличения ЧМР на 0,8 трлн. рублей и ЧВА – на 0,2 трлн. рублей. При этом в структуре прироста чистых внутренних активов изменение чистого кредита расширенному правительству и чистого кредита банкам ожидается примерно таким же, как в 2011 году.

По  третьему и четвертому вариантам денежной программы прогнозируемое увеличение ЧМР в 2010-2012 годах превышает объем, требуемый для обеспечения прироста денежной базы, что предопределяет абсолютное снижение чистых внутренних активов.

Согласно  третьему варианту в 2010 году прогнозируется увеличение ЧМР на 1,1 трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,3 трлн. рублей. В этих условиях чистый кредит расширенному правительству увеличится на 1,5 трлн. рублей, а чистый кредит банкам снизится на 1,6 трлн. рублей. В 2011 и 2012 годах данный вариант денежной программы предусматривает увеличение ЧМР на 1,4 и 1,9 трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,4 и 0,8 трлн. рублей соответственно. При параметрах, соответствующих данному варианту, чистый кредит расширенному правительству в 2011-2012 годах практически не изменится. Для обеспечения прогнозируемой динамики потребуется снижение чистого кредита банкам примерно на 0,2 трлн. рублей как в 2011, так и в 2012 годах.     

     

Таблица 1: Прогноз показателей  денежной программы на 2010-2012 годы (млрд.рублей).       

Четвертый вариант программы предполагает в 2010 году рост ЧМР почти на 2 трлн. рублей и снижение ЧВА на 1,1 трлн. рублей. При этом чистый кредит расширенному правительству увеличится на 0,9 трлн. рублей, а чистый кредит банкам сократится на 1,8 трлн. рублей. В 2011 и 2012 годах рост ЧМР составит 2,6 и 3,1 трлн. рублей, что повлечет за собой сокращение ЧВА на 1,4 и 1,7 трлн. рублей соответственно. Условия данного варианта предполагают возможность значительного роста бюджетных доходов по сравнению с другими вариантами программы. Поэтому ожидается, что чистый кредит расширенному правительству снизится в 2011 году на 0,8 трлн. рублей и в 2012 году – на 0,7 трлн. рублей. Снижение чистого кредита банкам составит 0,3 трлн. рублей в 2011 году и 0,2 трлн. рублей в 2012 году.     

Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния на состояние  денежно-кредитной сферы ключевых внутренних и внешних факторов. В  целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.  
  
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.Инструменты денежно-кредитной политики и их использование 

 

      В среднесрочной перспективе система  инструментов денежно-кредитной политики Банка России будет ориентирована  на создание необходимых условий  для реализации эффективной процентной политики.     

По  мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.     

В случае образования существенного  дефицита ликвидности банковского  сектора Банк России продолжит использование всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как операций по предоставлению ликвидности под обеспечение (прежде всего операции прямого РЕПО на аукционной основе и по фиксированной ставке), так и операций по предоставлению кредитов без обеспечения, которые были введены Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 года. Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка.     

Информация о работе Организация денежного обращения в РФ