Операции с ценными бумагами

Автор: Ксения Клочан, 10 Октября 2010 в 11:17, контрольная работа

Описание работы

Вследствие того, что конечной целью современной товарной экономики является получение прибыли, то любая деятельность в сфере экономики направлена на увеличение прибыли. Одним из средств увеличения прибыли является вложение (инвестирование), поэтому важно выбрать наиболее целесообразный рынок для инвестирования капитала.
Денежные средства могут быть вложены в различные рынки, и на каждом рынке будет иметь место определенный, отличный от другого прирост, но для вложения, несомненно, требуется накопление, поэтому важно найти первоначальный капитал или накопить его. Так, к рынкам, на которых можно накопить или получить капитал относится рынок ценных бумаг.
Формирование рыночной экономики обусловило преобразование всех сегментов финансового рынка, и в первую очередь, рынка ценных бумаг. В стране появились новые виды ценных бумаг (опционы, варранты, ваучеры, фьючерсы и др.), возобновилась эмиссия ранее используемых ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и проч.). Параллельно создавались финансовые институты - фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, брокерские компании и др. Все эти процессы сопровождались принятием новых нормативных актов, регулирующих деятельность всех участников на фондовом рынке.
Порядок функционирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации, организация операций с ними и их учет регламентируется целым рядом нормативных документов, основные из которых:
Гражданский Кодекс РФ Глава 7 «Ценные бумаги»
Федеральный Закон № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.96г.
Федеральный Закон № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.95г.
Каждый из участников финансового рынка в зависимости от поставленной цели определяет свой эффективный вид деятельности — осуществлять ли эмиссионную, инвестиционную, брокерскую деятельность, покупать, продавать и хранить ценные бумаги, или проводить иные операции с ними.
Целями проводимых операций с ценными бумагами являются:
формирование и увеличение капитала;
привлечение заемных средств для использования в активных операциях и инвестициях;
получение денежных доходов от операций с ценными бумагами;
получение прибыли от инвестиций в фондовые инструменты;
участие в уставном капитале акционерного общества для контроля над собственностью;
использование ценных бумаг в качестве залога.
Этот список может быть продолжен.
В условиях экономической неопределенности, продолжающегося передела собственности, непредсказуемости развития экономической ситуации, не имея реальных прогнозов экономической ситуации, участники фондового рынка, акционерные общества стремятся действовать в том секторе финансового рынка и с теми инструментами, которые приносят наибольший доход и ослабляют налоговое бремя в данный конкретный момент времени.
Коммерческий успех проводимой операции с ценными бумагами зависит от адекватной оценки рыночной ситуации: инвестиционной привлекательности ценной бумаги и эффективности от проведения операции с точки зрения ее финансовых результатов, внешней среды — организации торговли на фондовом рынке, а также от рациональной технологии (организации технологического процесса) проведения операции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ…………5
2. ЭМИССИОННЫЕ И ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ОПЕРАЦИИ………………..9
2.1 Эмиссионные операции………………………………………………...9
2.2 Инвестиционные операции…………………………………………....15
3. БРОКЕРСКИЕ И ДИЛЕРСКИЕ ОПЕРАЦИИ……………………………...31
3.1 Брокерские операции…………………………………………………..31
3.2 Дилерские операции …………………………………………………..37
3.3 Дилерская и брокерская деятельность банков……………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….51
ЗАДАЧА………………………………………………………………………….52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

рынок ЦБ.doc

— 451.00 Кб (Скачать)

    Процедура эмиссии ценных бумаг включает в  себя следующие основные этапы:

  1. Принятие эмитентом решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
  2. Утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;
  3. Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
  4. Размещение ценных бумаг;
  5. Государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

    Эмиссия ценных бумаг осуществляется в двух формах:

    • В форме закрытого (частного) размещения среди ограниченного круга инвесторов, т.е. с регистрацией выпуска, но без публичного объявления о нем;
    • В форме открытого (публичного) размещения ценных бумаг среди потенциально неограниченного круга инвесторов, т.е. с регистрацией выпуска и проспекта эмиссии ценных бумаг, предполагающего раскрытие информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска.

    Публичное размещение ценных бумаг – размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

    Отличием  открытой продажи от закрытой является обязательная регистрация проспекта  эмиссии, раскрытие всей информации, содержащейся в проспекте эмиссии  и в отчете об итогах выпуска. Вследствие этого эмиссия ценных бумаг при публичном размещении дополняется следующими этапами:

  1. Подготовка проспекта эмиссии ценных бумаг;
  2. Регистрация проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;
  3. Раскрытие всей информации, содержащейся в проспекте эмиссии;
  4. Раскрытие всей информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска.

      Прежде охарактеризуем субъект эмиссионной операции — эмитента. Закон «О рынке ценных бумаг» устанавливает, что «эмитент — это юридическое лицо, группа юридических лиц, связанных между собой договором, или органы государственной власти и органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед инвесторами ценных бумаг по осуществлению прав, удостоверенных ценной бумагой». Эмитент поставляет на фондовый рынок товар — ценную бумагу, качество которой определяется статусом эмитента, хозяйственно-финансовыми результатами его деятельности, а маркетабельность — зачастую просто количеством «колокольчиков и свистков», которые выглядели бы весьма привлекательно в глазах неискушенного российского инвестора.

      Однако не следует думать, что эмитент уходит с рынка, поставив на него ценные бумаги. Эмитент постоянно присутствует на нем, так как он должен нести обязательства перед покупателями (инвесторами) ценных бумаг по осуществлению прав, удостоверенных ими. Кроме того, эмитент сам оперирует своими ценными бумагами, осуществляя их выкуп или продажу.

      На рынке ценных бумаг эмитент прежде всего оценивается с точки зрения инвестиционных качеств выпускаемых им (предлагаемых на продажу) ценных бумаг.

      Первенство среди российских эмитентов прочно удерживает государство. Важным фактором особой популярности ценных бумаг этого эмитента является его статус. Считается, что государственные ценные бумаги имеют нулевой риск, так как возможен крах банка, банкротство акционерного общества, но государство будет нести свои обязательства всегда, поскольку с ним ничего подобного произойти не может. По теории инвестиционного анализа ценные бумаги, имеющие нулевое или близкое к нему значение риска, могут продаваться с минимальным доходом. Практика торговли ценными бумагами на развитых фондовых рынках мира подтверждает этот постулат. Государственные ценные бумаги, эмитируемые правительством России, сочетают несколько приятных для инвестора свойств: при действительно низком риске, обладают достаточно высокой доходностью и в силу хорошо отлаженной технологии почти абсолютной ликвидностью. Поэтому государство как эмитент ценных бумаг занимает прочные позиции на российском фондовом рынке.

      Следует отметить, что местные органы власти вышли на фондовый рынок несколько позже центрального правительства (а именно в 1992 году) и статус их несколько ниже. Местная администрация может в обеспечение ценных бумаг предложить лишь муниципальную собственность — жилищный фонд, ликвидность которого ограничена.

      Негосударственные структуры при выпуске ценных бумаг могут пользоваться поддержкой органов власти различных уровней, которые либо выступают гарантами по этим ценным бумагам, либо устанавливают налоговые льготы и т. д.

      Акционерные общества, относящиеся к производственному сектору, качественно разделяются как эмитенты ценных бумаг: приватизированные предприятия составляют одну группу, а вновь создаваемые акционерные общества — другую.

      Акционерное общество, возникшее в результате приватизации как эмитент, характеризуется низкой доходностью, информационной закрытостью, неопределенностью экономических перспектив и малой предсказуемостью показателей. Для того, чтобы завоевать рынок, помимо инвестиционной привлекательности акций необходима техническая доступность реестра для инвесторов и профессионалов рынка.

      Совсем по-другому выглядит «место под солнцем» на отечественном рынке ценных бумаг, а точнее, здесь средства инвесторов отвоевывали компании, никогда и не предполагавшие вставать на трудный путь реального инвестирования — производительного использования собранных средств. Сколько же «колокольчиков и свистков» было навещено ими, причем не на выпускаемые ценные бумаги (которые, следует заметить, в большинстве подобных компаний таковыми и не являлись), а прямо на уши инвесторов. В результате деньги многих инвесторов ушли с отечественного фондового рынка вместе с исчезнувшими эмитентами. Капитал стал редок и труднодоступен при его мобилизации с помощью эмиссии ценных бумаг.

      Такая ситуация на российском рынке ценных бумаг создает определенные трудности для эмитентов, причем даже для тех из них, за которыми стоят высококвалифицированные инвестиционные проекты. Поэтому процесс конструирования новых выпусков ценных бумаг становится не только наукой, но и искусством. К подготовке товара (ценных бумаг) целесообразно привлекать специалистов — инвестиционных консультантов, которые, как правило, используют различные новации для того, чтобы сделать ценную бумагу привлекательной для инвестора.

      Однако существуют общие правила, применяя которые можно достигнуть определенных успехов на отечественном фондовом рынке:

  • эмиссии ценных бумаг должны быть адресными, т. е. сориентированными на определенного инвестора;
  • должно тщательно прорабатываться время появления ценных бумаг на основе оценки финансовой ситуации в стране;
  • важно отразить в условиях предстоящего выпуска ценных бумаг те преимущества, которые имеет эмитент и его инвестиционная программа;
  • чем ниже статус эмитента, тем больше прав, гарантий для инвестора должен содержать выпуск ценных бумаг, по возможности его целесообразно наделить уникальными преимуществами для инвестора. Например, правом конверсии в иные ценные бумаги, объединить выпускаемые акции с опционом «пут» и т. д.

      Среди эмитентов корпоративных ценных бумаг лидируют банки. Это объясняется тем, что банковский бизнес остается даже в кризисный период наиболее прибыльным, а в условиях выпуска и обращения ценных бумаг, жестко регламентируемые Центральным Банком РФ, позволяют банкам по надежности (статусу) занимать второе место после государственных ценных бумаг.

      Ценные бумаги являются не только важнейшим инструментом формирования капитала, но и все более важным средством привлечения заемных ресурсов. Следует сразу же оговориться, что если для корпорации основу хозяйственной и финансовой деятельности составляют собственные ресурсы (более половины пассивов сформированы за счет эмиссии акций), то банковские и финансовые структуры создают свою ресурсную базу в основном за счет привлеченных средств. Источником привлечения заемного капитала является эмиссия облигаций, которая по вполне понятным причинам не является популярным способом формирования ресурсной базы. Поэтому основная часть активов банков и финансовых структур финансируется за счет привлеченных на краткосрочной основе средств.

      Эмиссия краткосрочных долговых инструментов — депозитных и сберегательных сертификатов позволена лишь банковским структурам. К неэмиссионным ценным бумагам относятся векселя — они выпускаются (выписываются) и по действующему законодательству не требуют регистрации проспекта эмиссии. Таким образом, акционерное общество может эмитгаровать лишь две ценные бумаги — акции и облигации.

      Эмиссионные операции создают основу рынка ценных бумаг, т. е. ту среду, в которой в  дальнейшем совершаются операции, поэтому  этот сектор фондового рынка носит  название первичного. Хотя основной целью  эмиссионной операции является привлечение  капитала (денежных ресурсов), эмиссия ценных бумаг позволяет решить и другие задачи — реконструировать собственность, например, государственную в акционерную путем приватизации. Предлагая к продаже производные ценные бумаги, продавец старается снизить риск — хеджировать кредитные, процентные, валютные или другие риски. Эмиссия ценных бумаг позволяет провести секторетизацию задолженности. Выпуская ценные бумаги для продажи, можно улучшить финансовое планирование или управление финансовыми потоками. 

      2.2 Инвестиционные операции

      Инвестиционные операции – это деятельность по вложению (инвестированию) денежных и иных средств в ценные бумаги, рыночная стоимость которых способна расти и приносить доход в форме процентов, дивидендов, прибыли и др.

      Характер инвестиционной операции во многом определяется типологией инвестора. Типология инвесторов определяется отношением к источнику дохода, уровню доходности операции, времени инвестирования и риску. Рассматривая инвесторов в соответствии с данными критериями, можно выделить следующие типы инвесторов:

консервативные  инвесторы заинтересованы в получении стабильного дохода в течение длительного периода времени и поэтому для них предпочтителен непрерывный во времени поток платежей в виде дивидендных или процентных выплат. Они ограничивают риск приемлемой для них величиной и, как правило, минимальной;

умеренно-агрессивные  инвесторы в качестве основного приоритета избирают величину дохода, не ограничивая жесткими рамками период инвестирования, имея составляющими дохода как дивидендные и процентные выплаты, так и разницу курсов ценных бумаг. Они готовы идти на заранее рассчитанный и оправданный с их точки зрения риск;

агрессивные, их цель — высокая эффективность каждой операции на рынке, т. е. максимальное получение курсовой разницы от каждой сделки, где постоянно присутствует риск и период инвестирования ограничен;

изощренные, это профессионалы высокой квалификации, не только знающие, но и интуитивно чувствующие рынок. Их деятельность на рынке уже не столько наука, сколько искусство. Принимая на себя самые высокие риски на рынке, они могут быстро их диверсифицировать в результате различных финансовых операций. Проведение подобных операций позволяет им не связывать ресурсы и получать отдачу за очень короткий промежуток времени; 
стратегические инвесторы, как правило, не заинтересованы в получении дохода непосредственно на фондовом рынке. Область их финансовых интересов связана с контролем за собственностью. Стремясь его сохранить, они не ограничивают период инвестирования в приобретенный ими пакет акций каким-либо конкретным сроком. Стратегические инвесторы предполагают получить собственность, завладев контролем над акционерным обществом и рассчитывают получать доход от использования этой собственности, который безусловно будет превышать доход от простого владения акциями. Кроме того, стратегические инвесторы могут ставить своей задачей расширение сферы влияния и приобретение контроля в перераспределении собственности.

      Вышеприведенная классификация не является единственной: инвесторов можно классифицировать по ряду признаков. Наиболее значимым из них можно считать их статус, т. е. инвесторы могут быть индивидуальными (физические лица), институциональными (коллективными) и профессионалами рынка.

      Основными инвесторами, определяющими состояние  фондового рынка являются индивидуальные инвесторы, т. е. население, использующее свои сбережения для приобретения ценных бумаг с целью получения дополнительных доходов. Имея ограниченные возможности в получении дохода от активных операций с ценными бумагами, индивидуальный инвестор, как правило, консервативен или умеренно-агрессивен.

Информация о работе Операции с ценными бумагами