Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 10:46, курсовая работа
Актуальность проблем воздействия возрастающего и все более органичного фактора инновационных технологий на развитие зарубежных банков, места и роли российских банков в указанном процессе предопределили выбор темы исследования.
Инновации в настоящее время – не просто одно из явлений, определяющих экономический рост, развитие и структурные сдвиги. Инновации стали сутью современного развития во всех сферах экономики, в том числе и в банковском деле. Высокие информационные, инновационные технологии являются основой для глобализации финансовой сферы. Активно формирующаяся глобальная финансовая система приводит к глобальной финансовой конкуренции. В результате для национальных банков складывается принципиально новая внешняя среда деятельности.
Введение 3
1 Исследование теоретических основ инноваций 6
1.1 Сущность новаций и инноваций 6
1.2 Типология банковских инноваций 10
1.3 Технология разработки новых банковских продуктов и услуг 15
1.4 Оценка эффективности инновационного проекта 21
2 Анализ банковской инновационной деятельности в России 25
2.1 Основные направления инноваций в банках 25
2.2 Анализ интернет-банкинга в России 28
3 Перспективы развития и пути повышения конкурентоспособности банковской сферы РФ под влиянием инноваций 35
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Приложения 44
Кроме того, в отчете говорится, что пользователи интернет-банкинга и виртуальных денег больше черпают информации в Сети и реже смотрят телевизор даже по сравнению с месячной аудиторией интернета.
Производители
систем интернет-банкинга (ИБ) в настоящее
время в приподнятом
Россиянам
есть на кого равняться: согласно исследованию,
проведенному HSBC, в 2008 году около половины
взрослого населения США
По словам директора департамента дистанционного обслуживания Росбанка Александра Серякова, в его кредитной организации онлайн-сервис востребован у 70% крупных предприятий и у 38% представителей малого и среднего бизнеса.
Был составлен рейтинг интернет-банков по итогам 2009 года. Для рейтинга количество клиентов принципиального значения не имеет. Рейтинг составлялся по принципу: чем больше возможностей по дистанционному управлению финансами дает банк, тем выше его место в таблице. При подготовке рейтинга оценивались: дизайн, удобство интерфейса, функционал, интуитивная понятность, безопасность, полнота описания, общее впечатление. (Приложение В)
Впервые в рейтинге появился «Сбер», который, надо отдать должное Герману Грефу, пытается быть более технологичным. Страшно сказать, сберегательные кассы постепенно становятся электронными. Правда, от «болезней роста» никуда не деться.
Появились и другие новые имена. За год сумел сделать «прорыв» МКБ, превратив свой MKB-Online из «справочной» в полноценный интернет-банк. Да и в банке «Санкт-Петербург» всерьез взялись за развитие онлайн-сервисов – еще в феврале 2008 года кредитная организация объявила об инвестировании 20 млн. рублей в данное направление.
Вообще, по прогнозам экспертов, будущее интернет-банкинга именно за развитием «меню». Те, кто продвигает «серьезный» онлайн-бизнес, постоянно обновляют ассортимент. «Наши партнеры хорошо знают, что нужно их клиентам, а мы знаем, что может быть интересно нашим. На стыке этих знаний и рождаются проекты, которые дают дополнительные возможности, – говорит Владимир Урбанский из «Альфа-банка». – Пример из этой категории – проект «Деньги от А до Я» с платежной системой «Яндекс.Деньги». ВТБ24 по просьбе клиентов также запустил услугу пополнения интернет-кошельков.
В Росбанке тоже внимательно прислушиваются к пожеланиям клиентов. За минувший год количество компаний – партнеров системы интернет-банкинга здесь довели до 179. Значительная часть провайдеров была подключена к системе именно по многочисленным заявкам клиентов филиалов. По их желанию был создан и сервис для погашения кредитов банка. Помимо традиционного набора возможностей Росбанк предлагает эксклюзивную услугу мобильного банкинга. Учитывая, что в России распространение интернета не столь широко, как на Западе, такая система пользуется особой популярностью – за прошлый год «мобильная» клиентская база Росбанка увеличилась в четыре раза и составляет сейчас более 80 тыс. человек. Сервис доступен большинству владельцев мобильных телефонов и в своем функционале имеет наиболее часто используемые операции: онлайн-оплату услуг, перевод денежных средств между счетами, безналичную конвертацию, а также возможность осуществлять переводы на счета, открытые в других банках.
Новым игрокам на поле интернет-банкинга приходится ставить на «экзотику»: например, банк «Санкт-Петербург» предлагает клиентам ИБ приобретать различные виды топлива по фиксированной цене на день покупки, а затем заправляться на АЗС.
После определения рейтинга интернет-банков, проведено исследование клиентской направленности систем дистанционного банковского обслуживания в 100 крупнейших по активам российских коммерческих банках по состоянию на 01.04.2010 года.
Рисунок 2.1 – Клиентская
направленность систем дистанционного
банковского обслуживания в российских
коммерческих банках, 2010 [29]
Из
данных рисунка видно, что свои услуги
только для юридических лиц
По данным MForum Analytics, оборот российского рынка Интернет – банкинга в 2009 году составил 27,7 миллиардов рублей. Прирост оборота рынка относительно 2008 года составил 47%.
Рисунок
2.2 – Оборот рынка интернет-банкинга в
России [29]
На
рынке банковских услуг существует
жесткая конкуренция между
По данным CNews Analytics доля Российской Федерации в мировом потреблении технологических инноваций в 2008-2009 годах практически не менялась и составляла около 1,7%.
Рисунок 2.3 –
Доля стран в потреблении технологических
инноваций [27]
По
оценкам исследовательской
Рисунок
2.4 – Объём затрат на технологические
инновации в странах Центральной и Восточной
Европы (2008 - 2009 гг.), млн. долл. США [27]
Из данных рисунка 2.4 видно, что первое место среди стран Центральной и Восточной Европы по объему затрат на технологические инновации занимает Российская Федерация, на втором месте Польша, на третьем Чехия.
Однако,
необходимо подчеркнуть тот факт,
что при сравнении с банками
Западной Европы коммерческие банки
Российской Федерация имеют существенное
отставание.
Конкуренция в российской банковской сфере ведется не на уровне самих услуг, поскольку их набор приблизительно одинаков, а на уровне дополнительного сервиса, который банк может предоставить своим клиентам. Инновации дают возможность коммерческим банкам значительно модернизировать характер и пути взаимодействия клиента с банком.
Внедрение инноваций в банковскую сферу является перспективным по целому ряду причин: повышение эффективности банковской деятельности; увеличение спроса на решения по максимально быстрому и качественному обслуживанию частных клиентов; снижение банковских издержек; расширение географического охвата бизнеса.
Для
успешного внедрения инноваций
коммерческим банкам необходимо усилить
внимание к проблемам, возникающим
в связи с повышением уровня определенных
видов риска, а регулирующим органам
выработать принципы банковского надзора,
учитывающие специфику
Основными тенденциями, возникающими в банковской сфере Российской Федерации под влиянием инноваций, являются: стандартизация предлагаемого клиентам сервиса, формирование новых сфер приложения банковского капитала, расширение доступа к наиболее перспективным клиентам, совершенствование методов систематического анализа данных.
Можно выделить следующие основные направления повышения конкурентоспособности банковской сферы Российской Федерации под влиянием инноваций:
Можно
сформулировать следующие методические
и практические рекомендации российским
коммерческим банкам, применяющим или
собирающимся внедрить инновации для
повышения
Необходимо
предлагать клиентам различные каналы
дистанционного банковского обслуживания
(через компьютер, телефон, мобильные
устройства, многофункциональные банкоматы)
Деятельность крупного банка, работающего с большим количеством клиентов и ведущего активную рекламную компанию по расширению клиентской базы невозможна без использования центра обработки вызовов.
В современных условиях для того, чтобы оптимально удовлетворять все потребности своих клиентов, банкам требуется все больше информации о клиентской базе с последующей возможностью ее анализа. Проекты, связанные с совершенствованием ИТ-инфраструктуры, повышением надежности и эффективности операций, направленных на повышение устойчивости бизнеса банка и рост доверия клиентов, в текущей ситуации на рынке особенно важны для любого банка.
Внедрение
систем самообслуживания необходимо использовать
совместно с традиционными
Целесообразно
сконцентрировать деятельность на «переключении»
текущих клиентов на новый канал
дистрибуции, а не на привлечении
новых клиентов. Стратегия банка
должна быть направлена на увеличение
выручки и превращение в
Руководителям
банков необходимо осознавать, что
потребности банковской деятельности
определяют потребности во внедрении
технологий, а не наоборот. Больше времени
следует уделять планированию и
совершенствованию банковских операций,
чем обеспечивающим эти процессы
технологиям. Коммерческим банкам требуется
перейти к разработке долгосрочной
стратегии распределения своих
продуктов и услуг через