Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 10:46, курсовая работа
Актуальность проблем воздействия возрастающего и все более органичного фактора инновационных технологий на развитие зарубежных банков, места и роли российских банков в указанном процессе предопределили выбор темы исследования.
Инновации в настоящее время – не просто одно из явлений, определяющих экономический рост, развитие и структурные сдвиги. Инновации стали сутью современного развития во всех сферах экономики, в том числе и в банковском деле. Высокие информационные, инновационные технологии являются основой для глобализации финансовой сферы. Активно формирующаяся глобальная финансовая система приводит к глобальной финансовой конкуренции. В результате для национальных банков складывается принципиально новая внешняя среда деятельности.
Введение 3
1 Исследование теоретических основ инноваций 6
1.1 Сущность новаций и инноваций 6
1.2 Типология банковских инноваций 10
1.3 Технология разработки новых банковских продуктов и услуг 15
1.4 Оценка эффективности инновационного проекта 21
2 Анализ банковской инновационной деятельности в России 25
2.1 Основные направления инноваций в банках 25
2.2 Анализ интернет-банкинга в России 28
3 Перспективы развития и пути повышения конкурентоспособности банковской сферы РФ под влиянием инноваций 35
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Приложения 44
Востребованная новация, воплощенная в каком-либо купленном товаре, с момента использования продукта воплощается в инновацию, когда потенциальная услуга как сущность условно переходит на другой качественный уровень – превращается в услугу, получаемую кем-либо от использования новой продукции: нового изделия, нового технологического процесса, новых подходов и методов различных сфер деятельности.
Таким образом, инновация, нововведение – это что-то новое, используемое, вошедшее в употребление. Это новация, воплощенная в форме нового продукта, созданного собственником этой новации в виде нематериального актива, и обязательно начавшего эксплуатироваться. Либо это воплощение новации в виде созданного ее собственником нового материального продукта, выведенного на рынок как товар, приобретенного кем-либо на рынке и начавшего использоваться в личных целях, обеспечивая услугу в виде какой-либо выгоды, пользы, удовольствия и тому подобное.
Нойбауэр
Херберт отмечает то, что инновации
становятся ключевым стратегическим параметром
любого предприятия. К инновациям он
относит все изменения (новшества),
которые впервые нашли
Инновации, функционирующие в финансовой сфере, представляют собой финансовые инновации. Часть финансовых инноваций создается банками в форме банковского продукта или операции (технологии). Это банковские инновации.
Банковская инновация — это реализованный в форме нового банковского продукта или операции конечный результат инновационной деятельности банка [4, с. 206].
Под банковским продуктом понимается материально оформленная часть банковской услуги (карта, сберегательная книжка, дорожный чек, электронный кошелек и т. п.). Банковский продукт имеет вид вещи (т. е. осязаемую форму), предназначенную для продажи на финансовом рынке.
В качестве нового продукта банковская инновация проявляет себя только в процессе ее реализации на финансовом рынке или внутри банка. Спрос, предъявляемый покупателем на банковский продукт или операцию, определяет степень новизны этих видов нововведений. Когда новый продукт, появившийся на рынке, продается, значит, он пользуется спросом и имеет своего покупателя. Уровень спроса на новый продукт определяет уровень его полезности, значит, и степень его новизны.
Банковская инновация есть функция времени. Она действует только в рамках времени, которые установлены начальной и конечной точками жизненного цикла данной инновации. А это значит, что банковской инновацией не могут считаться банковский продукт или операция, которые являются новыми только для данного банка, но которые уже давно реализованы в других банках.
К банковским инновациям не могут относиться также незначительные изменения, которые носят частный порядок и не меняют содержания и сущности банковского продукта или операции, например изменение процентных ставок по банковским счетам и депозитам, сроков депозитного вклада и другое.
С учетом всего вышеизложенного можно сделать вывод, что банковская инновация в РФ по содержанию включает: новый банковский продукт, впервые появившийся на российском финансовом рынке, то есть только в одном банке; новый для России зарубежный банковский продукт, то есть новый банковский продукт, появившийся на российском финансовом рынке, но уже давно реализуемый за рубежом на финансовых рынка других стран в соответствии с их конкретными условиями и юрисдикцией; новые финансовые операции.
Для
того чтобы конкретизировать цели и
результаты инновационной деятельности,
а также систематизировать
Разработка
такой классификации
Наиболее полную классификацию нововведений в общенаучном аспекте дает А.И. Пригожин [8, с. 87]. Опираясь на нее, а также обобщая теоретико-методологические исследования других авторов в этой области, постараемся привести к определенной структуре весть спектр банковских инноваций и выявить основные закономерности, влияющие на их появление. Представленные далее классификации охватывают все множество банковских инноваций в различных разрезах, определяя всестороннее понимание предмета классификации. Этим объясняется некоторое пересечение классификационных подмножеств между собой.
Прежде всего, классифицировать банковские инновации можно по причинам зарождения. Для этого выделяются реактивные и стратегические инновации [3, с.46]. Реактивные инновации относятся к проведению банком так называемой оборонительной стратегии, они направлены на выживание кредитной организации на рынке и являются в основном реакцией на нововведения банка-конкурента. В этом случае банк вынужден осуществлять инновационную деятельность для обеспечения своего выживания в конкурентной борьбе на рынке. Стратегические нововведения в основном направлены на упреждение необходимости инновационных преобразований, их основная цель - получение определенных конкурентных преимуществ в перспективе.
По месту в деятельности банка инновации можно подразделить на продуктовые (основные) и обеспечивающие [13, с.156]. Продуктовые инновации определяют основную часть инновационной деятельности банка, поскольку его успех на рынке прямо зависит от предложения им спектра продуктов и услуг. Внутри группы продуктовых инноваций также можно выделить две категории: собственно продуктовые инновации и рыночные инновации. Собственно продуктовые инновации связаны именно с созданием новых банковских продуктов, разработкой новых услуг, а также с продвижением их на рынок, для которого они были созданы. Рыночные инновации объединяют комплекс мероприятий, позволяющих реализовывать уже созданные продукты на новых рынках, открывать для них новые сферы использования. Обеспечивающие инновации играют вторичную роль, поскольку они напрямую не связаны с основными функциями кредитной организации. Эта группа инноваций носит технологический характер и включает в себя инновационные преобразования управленческой структуры, методов организации основного производственного процесса, то есть процесса оказания услуг и реализации банковских продуктов, совершенствования банковских технологий. Здесь необходимо отметить, что подобное подразделение указывает на приоритетность продуктовых инноваций перед обеспечивающими. Как уже упоминалось, этот факт обусловлен прежде всего тем, что успех любого банка определяется наличием достаточно стабильного спроса на оказываемые им услуги и предлагаемые продукты.
Следующим
принципом классификации
Соотношение
количества вышеперечисленных групп
инноваций в деятельности кредитной
организации имеет
По
объему воздействия инновации
По степени новизны банковские инновации подразделяются на новосозданные и построенные на новом способе использования уже существующих продуктов. Новосозданные, или, как их еще называют, инновации, основанные на новых открытиях, не так уж часты в банковской сфере. Как уже упоминалось выше, они в основном связаны с глобальными переменами в системах производственных отношений и возникают вследствие появления новых технологий в других отраслях. Новосозданные банковские инновации обычно влекут за собой целую цепочку мероприятий по изменению наличествующих технологий функционирования банка и являются достаточно капиталоемкими. Они внедряются лишь в случае глобальных изменений всей банковской системы и обусловлены агрессивной позицией банка на рынке в стремлении занять определенный сектор или нишу с помощью предложения принципиально новых продуктов и процедур обслуживания клиентов. Достаточно подробной иллюстрацией этого вида нововведений выступает получающая все более широкое распространение услуга интернет-трейдинга. Банковские инновации, построенные на уже созданных продуктах, имеют наибольшее распространение ввиду относительной дешевизны разработок, несложности внедрения и пониженных рисков неудачи внедрения нового продукта. Они направлены прежде всего на повышение эксплуатационных качеств и показателей эффективности уже давно присутствующих на рынке продуктов и услуг.
Классификация банковских инноваций по характеру удовлетворяемых потребностей [13, с. 208] выделяет инновации, связанные с удовлетворением существующих потребностей, и инновации, направленные на создание новых потребностей. Основная масса нововведений, осуществляемых кредитными организациями, направлена на удовлетворение имеющихся потребностей.
Необходимо отразить подразделение банковских инноваций и по отношению к разработчику. Далеко не каждый банк в состоянии иметь в своей структуре подразделение, профессионально занимающееся маркетинговыми исследованиями, анализом поступающей информации, а также разработкой и предложением новых банковских продуктов или технологических процессов. Существует достаточное количество предприятий и фирм, профессиональная деятельность которых связана с предоставлением услуг по системному анализу на основе результатов проводимых исследований и генерации идей по созданию новых форм обслуживания, технологий банковских операций и тому подобное. Прибегая к услугам подобных организаций, банки определяют существование двух групп нововведений: нововведения, разработанные собственными силами, и нововведения, «заказанные» и приобретенные у стороннего разработчика.
Именно
вследствие наличия у кредитной
организации собственного потенциала
для разработки и внедрения инноваций,
а также достаточной
Таким
образом, приведенная выше классификация
банковских инноваций дает возможность
выявить некоторые