Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 10:46, курсовая работа
Актуальность проблем воздействия возрастающего и все более органичного фактора инновационных технологий на развитие зарубежных банков, места и роли российских банков в указанном процессе предопределили выбор темы исследования.
Инновации в настоящее время – не просто одно из явлений, определяющих экономический рост, развитие и структурные сдвиги. Инновации стали сутью современного развития во всех сферах экономики, в том числе и в банковском деле. Высокие информационные, инновационные технологии являются основой для глобализации финансовой сферы. Активно формирующаяся глобальная финансовая система приводит к глобальной финансовой конкуренции. В результате для национальных банков складывается принципиально новая внешняя среда деятельности.
Введение 3
1 Исследование теоретических основ инноваций 6
1.1 Сущность новаций и инноваций 6
1.2 Типология банковских инноваций 10
1.3 Технология разработки новых банковских продуктов и услуг 15
1.4 Оценка эффективности инновационного проекта 21
2 Анализ банковской инновационной деятельности в России 25
2.1 Основные направления инноваций в банках 25
2.2 Анализ интернет-банкинга в России 28
3 Перспективы развития и пути повышения конкурентоспособности банковской сферы РФ под влиянием инноваций 35
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Приложения 44
При этом любой банк в процессе реализации системного подхода к определению своей инновационной стратегии, рассматривая свою инновационную деятельность с учетом вышеописанных принципов и аспектов классификации, получает возможность точнее позиционироваться на рынке, определить формы продвижения и реализации своих разработок и продуктов на рынок, которые для разных типов инноваций различны.
Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о технологии внедрения новых банковских продуктов и услуг, следует разобраться в содержании и сущности этих понятий.
В
теоретическом исследовании банковских
проблем и практическом использовании
банковского маркетинга, эти понятия
зачастую применяются неадекватно;
некоторые из них отождествляются;
содержание не всех из них понятно
лицам, использующим их в теории или
практике. Причем это не только российское
явление, но и общемировое.
Существует четыре основных подхода к определению этих понятий: [12, с. 15]
Основой этого подхода является денежная составляющая как ключевая характеристика деятельности банка. В соответствии с данной теорией: не просматривается четкого разграничения между понятиями услуги и операции; в определение банковского продукта не включаются такие сферы деятельности банка, как хранение ценностей, информационное обслуживание и так далее (то есть сужается сфера деятельности банка); игнорируется неденежные составляющие банковского продукта.
В
рамках данного подхода
В современном российском законодательстве пока не нашло место понятие банковский продукт, также нет однозначного подхода к определению понятий услуга и операция. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» тоже не определяет понятие услуги, а специфика банковской деятельности определяется на основе перечня банковских операций и сделок, причем понятия сделка и операция употребляются как тождественные.
В рамках данного подхода основной акцент делается на клиента. Банковская операция определяется как упорядоченная совокупность действий сотрудников банка по удовлетворению потребностей клиентов, то есть по их обслуживанию. При этом банковская услуга - это результат обслуживания клиентов, то есть выполнение банковских операций.
Резюмируя указанные подходы, можно сделать общий вывод. Все сторонники различных концепций тем не менее видят предназначение банков в повышении уровня рационального поведения участников экономических отношений в условиях рыночной неопределенности, в снижении размеров их трансакционных издержек и минимизации информационной ассиметрии в отношениях между ними.
В соответствии с этим банковский продукт можно считать формой правления банковской услуги, а элементами банковского продукта являются банковские услуги (расчетные, депозитные, кредитные); банковские операции (продуктообразующие, производительные, управленческие, аналитические); банковские технологии (процессы) – то есть последовательность, порядок совершения операций; банковские документы – то есть материальные носители, удостоверяющие права и обязанности банка и клиента при предоставлении банковского продукта. (Рис. 1)
Рисунок
1 – Единство и различие понятий «банковский
продукт», «банковская услуга», «банковская
операция»
Теперь перейдем к технологии создания новых банковских продуктов. Разработка нового банковского продукта/услуги проходит через всю корпоративную архитектуру банка сверху вниз с включением в эту деятельность большого количества отделов и управлений.
Выделим
основные элементы корпоративной архитектуры
банка, организационные звенья и
их функции, задействованные в технологии
1.
Стратегическая архитектура.
2. Бизнес-архитектура. Проведение маркетинговых исследований, разработка и реализация маркетингового обеспечения; разработка тарифов, расчет экономических результатов и прогнозов внедрения нового продукта/услуги; разработка бизнес-процессов реализации продукта/услуги, регламентов; разработка форм документов, методик, инструкций, памяток для сотрудников; определение и обучение исполнителей по предоставлению продукта/услуги; разработка учебных материалов; контроль проекта и анализ возможностей внедрения продукта/услуги.
3. Системная архитектура. Автоматизация бизнес-процессов реализации продукта/услуги.
Рассмотрим подробно предлагаемую технологию, схема которой показана на рисунке. (Приложение А)
Фигурными объектами в виде стрелок показаны 7 основных этапов технологии. По данным этапам обозначены входы-выходы и их взаимосвязь.
Этап
2 «Разработка бизнес-
1. Поиск идей, проведение маркетингового исследования
Банкам
рекомендуется регулярно
При отсутствии идей могут появиться явные поводы и необходимость в разработке новых продуктов/услуг: изменение законодательства, в том числе нормативно-правовых актов Банка России; стратегия и цели, утвержденные руководством банка; усиление конкуренции на рынке, изменение спроса.
2.
Разработка бизнес-предложения
Бизнес-предложение - это документ, включающий необходимое и достаточное описание нового продукта/услуги для принятия решения о его разработке и внедрении. Принятие решения производится на основе комплексного анализа данного документа на предмет возможности внедрения нового продукта/услуги.
Проводится
анализ и выносятся экспертные заключения
по следующим аспектам: экономическая
целесообразность; риски: рыночные, кредитные,
операционные и др.; осуществимость:
по бизнес-процессам, по программному
обеспечению и техническим
3.
Разработка процессно-
В
рамках процессно-методического
4.
Разработка системного
Для
того чтобы бизнес-процесс
5.
Разработка и реализация
Для
нового продукта/услуги необходимы маркетинговые
материалы, которые смогут донести
его основные конкурентные преимущества,
вызвать интерес и
6.
Разработка организационного
Обучение сотрудников банка по реализации нового продукта/услуги является одним из самых важных этапов. Обучением и тестированием сотрудников в банках обычно занимается специализированное подразделение - корпоративный университет. В дополнение к шестому этапу следует отметить, что для нового продукта/услуги может возникнуть необходимость в определенных материальных средствах. Это могут быть приобретение дополнительных банкоматов, установка электронных информационных табло, web-камер для фотографирования клиентов при оформлении кредитов, компьютеров и др.
7. Запуск продукта/услуги
Запуск
продукта/услуги означает фактическую
дату начала продаж продукта/услуги банком.
К данному моменту должны быть
выполнены все этапы
Подведем итог реализации
предложенной технологии и перечислим
5 основных блоков, необходимых для
запуска нового банковского продукта/услуги
и которые описываются в
Предлагаемая технология может послужить хорошим вспомогательным инструментом для решения практических задач разработки новых либо модификации существующих банковских продуктов/услуг. Важно понимать, что только системный подход в применении данной технологии, то есть без упущения каких-то этапов и с учетом большого количества факторов и особенностей конкретного банка, может принести банку реальный, ощутимый результат.
Методология и методы оценки эффективности инновационных (инвестиционных) проектов в Российской федерации независимо от форм собственности определены в Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, утвержденных Госстроем России, Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Госкомпромом России 31 марта 1994 г. № 7-12/47.
Согласно Методическим рекомендациям при оценке эффективности инвестиционных проектов определяются: коммерческая (финансовая) эффективность, то есть финансовые последствия от реализации проекта для его непосредственных участников; бюджетная эффективность – финансовые последствия от осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов; экономическая эффективность – затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.