Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 10:46, курсовая работа
Актуальность проблем воздействия возрастающего и все более органичного фактора инновационных технологий на развитие зарубежных банков, места и роли российских банков в указанном процессе предопределили выбор темы исследования.
Инновации в настоящее время – не просто одно из явлений, определяющих экономический рост, развитие и структурные сдвиги. Инновации стали сутью современного развития во всех сферах экономики, в том числе и в банковском деле. Высокие информационные, инновационные технологии являются основой для глобализации финансовой сферы. Активно формирующаяся глобальная финансовая система приводит к глобальной финансовой конкуренции. В результате для национальных банков складывается принципиально новая внешняя среда деятельности.
Введение 3
1 Исследование теоретических основ инноваций 6
1.1 Сущность новаций и инноваций 6
1.2 Типология банковских инноваций 10
1.3 Технология разработки новых банковских продуктов и услуг 15
1.4 Оценка эффективности инновационного проекта 21
2 Анализ банковской инновационной деятельности в России 25
2.1 Основные направления инноваций в банках 25
2.2 Анализ интернет-банкинга в России 28
3 Перспективы развития и пути повышения конкурентоспособности банковской сферы РФ под влиянием инноваций 35
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Приложения 44
Основу оценки эффективности инвестиционных проектов составляют определение и соотнесение затрат и результатов их осуществления. Все вышеназванные оценки рекомендуется производить с использованием чистого дохода (интегрального эффекта); индекса доходности; внутренней нормы доходности; срока окупаемости инвестиций и других показателей, отражающих интересы участников или специфику проекта.
Оценку эффективности инвестиционных проектов следует производить с учетом дисконтирования указанных показателей, то есть путем приведения их к стоимости на момент сравнения. Это обусловливается тем, что денежные поступления и затраты осуществляются в различные временные периоды и, следовательно, имеют разное значение. Доход, полученный в более ранний период, имеет большую стоимость, чем доход, полученный в более поздний период. То же касается и затрат.
Оценка эффективности инвестиционных проектов производится путем расчета ряда показателей.
Чистый дисконтированный доход (ЧДД), определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами и рассчитывается по формуле:
, (1)
где Rt
– результаты, достигаемые на t-м шаге
расчета; Зt
– затраты, осуществляемые на t-м шаге;
Т – временной период расчета; Е
– норма дисконта.
Если величина ЧДД инвестиционного проекта положительна, то он признается эффективным, то есть обеспечивающим уровень инвестиционных вложений не меньший, чем принятая норма дисконта.
Норма дисконта (Е) – это коэффициент доходности капитала (отношение величины дохода к капитальным вложениям), при которой другие инвесторы согласны вложить свои средства в создание проектов аналогичного профиля.
Если норма дисконта меняется во времени, то формула выглядит следующим образом:
(2)
где аt
– коэффициент дисконтирования; Ek
– норма дисконта в k-и году; t
– учитываемый временной период, год.
Индекс доходности (ИД) инвестиций (индекс рентабельности, индекс прибыльности) представляет собой отношение сумм приведенного эффекта к величине инвестиций (К):
, (3)
Если индекс доходности равен или больше, то инвестиционный проект эффективен, а если меньше единицы – неэффективен.
Внутренняя норма доходности (ВНД) инвестиций представляет собой ту норму дисконта (Евн), при которой величина приведенного эффекта равна приведенным инвестиционным вложениям, т.е. Евн (ВНД) определяется из равенства:
, (4)
Величина нормы доходности, рассчитанная по этой формуле, сравнивается с требуемой инвестором величиной дохода на капитал. Если ВНД равна или больше требуемой нормы доходности, то проект считается эффективным.
Окупаемость. Этот показатель важен с позиции знания времени возврата первоначальных вложений, т.е. окупятся ли инвестиции в течение срока их жизненного цикла. Окупаемость рассчитывается по следующей формуле:
(5)
где Кок
– окупаемость, месяцы (годы); С
– чистые инвестиции, руб.; Дср
– среднегодовой приток денежных средств
от проекта, руб.
Вместе с тем с экономической точки зрения просто возврат вложенных средств неприемлем, поскольку инвестор должен зарабатывать прибыль на инвестированные средства. Из этого следует, что он должен получать прибыль в течение всего жизненного цикла инноваций после наступления срока окупаемости.
Ни один из перечисленных методов сам по себе не является достаточным для принятия проекта. Каждый из методов анализа инновационных проектов дает возможность рассмотреть лишь какие-то из характеристик расчетного периода, выяснить важные моменты и подробности. Поэтому для комплексной оценки рассматриваемого проекта необходимо использовать все эти методы в совокупности.
Обратимся к инновационным изменениям, происходящим на уровне отдельных банков. Зададимся вопросом: почему столь консервативные, склонные к рутинам организации как банки в настоящее время активно занялись инновациями? Ответ, видимо, следует искать в особенностях развития современной мировой экономики на основе информационных технологий, которые составляют ядро инновационных изменений.
Под влиянием всеобъемлющих внешних факторов в банковской практике происходят следующие инновационные изменения: новые банковские продукты (услуги) на базе новых информационных технологий; виртуальные банковские и финансовые технологии: управление банковским счетом, наличные расчеты, электронная подпись, заключение договоров, финансовые организации (биржи, банки); комплексное использование новых информационных и коммуникационных технологий для электронного и смешанного (традиционного и нового) маркетинга; сбор, хранение и аналитическая обработка внутренней информации; новые возможности внутреннего контроля и аудита; изменения в квалификации работников: продукт-менеджер, консультант, специалист по трансакциям и консультациям; новые автоматы самообслуживания (моно- и многофункциональные, информационные).
В результате происходит изменение структуры и облика банка в целом: «многоканальная деятельность» при сочетании новых и традиционных технологий и инструментов; самообслуживание; дистанционное обслуживание; использование Интернета, телефонные центры.
Обращает на себя внимание использование зон самообслуживания, что позволяет резко снизить нагрузку на специалистов операционно-кассового зала банка и соответственно сократить количество операционистов и кассиров, выполняющих рутинные операции, и увеличить число менеджеров, занимающихся учетно-ссудными, консалтинговыми и другими видами услуг. Большую роль при этом играют банкоматы1 [21, с. 28].
Создаются и полностью автоматизированные филиалы банка, которые представляет собой помещение, оснащенное специальным банковским оборудованием. Автоматизированный банк (в зависимости от количества оборудования) может размещаться на площади 10–50 м2 в жилых зданиях, зданиях магазинов, промышленных объектов, станций метро, вокзалов, аэропортов, может быть как встроенным, так и отдельно стоящим. Он оказывает услуги в автоматическом режиме 24 часа в сутки.
Представление о предоставляемых ими услугах можно составить по таблице 1 (Приложение Б). В этой связи появилась новая концепция банковской деятельности Dialog banking, или «обслуживаемое самообслуживание». Согласно данной концепции, автоматы освобождают сотрудников от рутинной работы, а сами сотрудники ориентируются на консультирование клиентов [19, с. 56].
Под дистанционным банковским обслуживанием понимается технология, в которой проведение операций не требует визита клиента в банк. При этом банк проводит платежи или совершает другие действия со средствами клиента на основании дистанционных распоряжений, передаваемых клиентом в банк по различным каналам доступа (телефон, Интернет и др.) при помощи различных средств доступа (телефонный аппарат, компьютер).
В настоящее время во многих развитых странах происходит переход от классической филиальной модели к модели дистанционного банковского обслуживания, и все больше операций проводится клиентами без визита в банк. В связи с переносом центра тяжести на дистанционное обслуживание функции существующей розничной сети постепенно сужаются и филиалы все более напоминают специализированные сервис-центры.
Эволюция банковской системы в сторону дистанционной модели банковского обслуживания обусловлена рядом объективных особенностей экономической и социальной среды, в которой существуют банки, и в первую очередь – изменениями в образе жизни людей, внедрением новых информационных технологий и автоматизацией банковских операций.
К настоящему времени сложилась система, когда клиенты банка могут управлять своими счетами, а также осуществлять ряд операций дистанционно. Такая система в целом получила название онлайн-банкинг (online banking).
Удаленное управление банковскими счетами может осуществляться различными способами: посредством телефона – телебанкинг (telebanking); персонального компьютера – е-банкинг (е-banking); Интернета – интернет-банкинг (Internet banking); портативных устройств – мобильный банкинг (mobile banking, mbanking)
Если
при помощи различных технических
устройств устанавливается
Как
продукт для конечного
Тем не менее, можно согласиться с П. Семиковой в ее оценках перспектив домашнего банкинга. Она пишет: «В будущем банковское обслуживание клиентов на дому, вне всяких сомнений, превратится в основную форму розничных банковских услуг. Оно обеспечит объединение услуг, основанных на использовании банкоматов и кредитных платежных карточек, и услуг, оказываемых отделениями банков, в единую систему банковских видеоуслуг на дому» [21, с.45].
Дальнейшее
развитие удаленного банковского обслуживания
предопределило использование в
банковском деле новых средств связи.
В первую очередь это Интернет
и мобильные телефонные сети, которые
существенно расширили
Важнейшим направлением развития дистанционного банковского обслуживания в банках стал интернет-банкинг. В следующем параграфе будут рассмотрены его различные аспекты.
Первое упоминание о российских системах онлайн-банкинга связано с развертыванием в 1998 году системы «Интернет Сервис Банк» в Автобанке. Она предназначалась для физических лиц, а для управления счетами было достаточно лишь стандартного браузера.
Вслед за Автобанком подобные решения стали внедряться другими игроками, однако за первые 5 лет продвижения услуги банкам удалось привлечь лишь около 50 тысяч подписчиков. В 2003 году только у 17,5% крупных банков в России существовали системы типа «банк-клиент». Среди основных причин такого положения дел стоит назвать незначительный уровень проникновения широкополосного доступа к интернету, а также слабое развитие банковской системы в целом.
Фонд
«Общественное мнение»
Оказалось, что 72% пользователей интернета в России пользуются финансовыми услугами, среди непользователей этот показатель составил 50%. 6% месячной аудитории Сети пользуются интернет-банкингом, еще 12% - планируют начать.
Электронными деньгами пользуются 8% месячной аудитории, собираются использовать – 14%. Платными сервисами в Сети пользуются в среднем 27% месячной аудитории интернета, из них клиентов интернет-банкинга – 44%, систем электронных денег - 62%