Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 03:57, курсовая работа
Цель работы: теоретически изучить основные характеристики МФКИ, особенности их деятельности, проанализировать перспективы дальнейшего развития и определить пути усовершенствования, рассмотреть аспекты взаимодействия МФКИ с РБ.
В работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность, принципы и функции МФКИ;
- проследить особенности функционирования МФКИ мирового и регионального значения;
- выявить проблемы и перспективы взаимодействия МФКИ с РБ.
Одним из основных компонентов Стратегии ЕБРР для Беларуси на 2006-2008 годы являлось предоставление финансирования в размере 25 млн. долларов США в рамках Программы поддержки микро-, малых и средних предприятий.
Вторым основным компонентом Стратегии ЕБРР для Беларуси на 2006-2008 годы являлось создание банка микрофинансирования в Республике Беларусь.
Третьим компонентом Стратегии ЕБРР для Беларуси на 2006-2008 годы являлось прямое финансирование отдельных частных белорусских компаний, а также частных компаний с иностранным капиталом.
Кредитные средства ЕБРР привлекались под гарантии Правительства Республики Беларусь на реализацию инвестиционных проектов:
Все указанные проекты реализованы [13].
Совет директоров ЕБРР 10 декабря 2009 г. утвердил новую Стратегию по Беларуси. Учитывая по-прежнему сложный характер политических отношений в сотрудничестве с Евросоюзом и США, принятый документ в целом соответствует интересам Беларуси по расширению кредитно-инвестиционного сотрудничества. Новая стратегия предусматривает возможность участия ЕБРР в проектах в государственном секторе экономики, что ранее не рассматривалось.
В 2009 году ЕБРР реализовал в Беларуси ряд проектов по кредитованию негосударственного сектора экономики. В частности, ЕБРР одобрил проект «Беларусь: механизм финансирования белорусского финансового сектора» (50 млн. долл. США на 2 года), предусматривающий поддержку микро-, малых и средних частных предприятий, инвестирование в акционерный капитал коммерческих банков и предоставление синдицированных кредитов. Первый кредитный договор был подписан с ЗАО «МТБанк» (июле 2009 г. в размере 10 млн. долларов). В июле 2009 г. подписана вторая часть кредитного договора для ОАО «Белгазпромбанк» на сумму 30 млн. долларов США.
Всего в 2009 году по Программе микрокредитования ЕБРР было выдано 3,2 тыс. кредитов на сумму 65 млн. долларов США.
В настоящее время ЕБРР сосредоточил внимание на проектах в негосударственном секторе Республики Беларусь, предоставляя ресурсы без правительственных гарантий [16].
Однако такое тесное сотрудничество с международными кредитными организациями способствует накоплению внешнего долга Республики Беларусь. В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса РБ, внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени. Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2010 года составил 7891,4 млн. долларов США [Приложение А, таблица №1].
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности [ Приложение А, таблица № 2 ].
Показатель валового внешнего долга Республики Беларусь включает обязательства перед нерезидентами, классифицированные по институциональным секторам, по срокам погашения и по типам долговых инструментов.
Валовой внешний долг представлен в делении на следующие секторы экономики: сектор органов государственного управления, сектор органов денежно–кредитного регулирования, банки и другие секторы. [Приложение Б, таблица №3]
Проанализировав таблицу, можно сделать вывод о том, что валовой внешний долг за 2005-2007 года имел незначительный рост, однако в 2008 году он резко повысился, почти в два раза, что было вызвано финансовым кризисом. К 2009 году долг составил 15154,1 млн. долларов США. Таким образом, общая тенденция валового внешнего долга за рассмотренный период характеризуется увеличением.
Долг
формируют обязательства по кредитам
Правительства Республики Беларусь,
погашаемым из бюджетных средств, и
по кредитам предприятий, привлеченным
под гарантии Правительства и погашаемым
за счет их собственных средств. На кредиты
Правительства приходится 343,17 млн. долл.
США, или 45%, а под гарантии Правительства
Республики Беларусь – 419,84 млн. долл. США,
или 55%. Главными кредиторами Республики
Беларусь являются Германия, Международный
банк реконструкции и развития (МБРР),
Международный Валютный Фонд (МВФ), США,
Россия.
Очевидно, что членство в международных финансовых организациях предполагает в первую очередь определенную финансовую поддержку. Действительно, МФКИ предоставляют кредиты своим членам на различные цели в зависимости от своих уставных обязательств. Так, они могут выделять средства для поддержания стабильности национальных денежных систем в форме резервных и стабилизационных валютных займов, которые в основном направляются на предотвращение критического снижения курса национальной денежной единицы; могут они также заниматься финансированием конкретных проектов в социальной и экономической сферах, касающихся преимущественно соответствующей инфраструктуры и систем управления, которые разрабатываются совместно с уполномоченными органами заинтересованных стран.
Однако кроме очевидной финансовой поддержки членство Республики Беларусь в МФКИ может принести ей и определенные выгоды в плане информационной, консультационной и технической поддержки. Так, МВФ ежегодно публикует страновые доклады по Беларуси, которые, кроме обзора макроэкономической ситуации в стране, содержат и подробные статистические приложения, представляющие большую ценность в качестве информационного источника. В свою очередь, Всемирный банк подготовил целый ряд аналитических докладов по Беларуси, среди которых можно выделить «Выборочный анализ системы управления природопользованием и охраной окружающей среды в Республике Беларусь», «Стратегия развития системы здравоохранения Беларуси», «Обзор последствий аварии на Чернобыльской АЭС», «Обзор системы государственных расходов» (2003 г.), экономический меморандум «Беларусь: окно возможностей для повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивых темпов экономического роста» (2005 г.), «Беларусь: поиск путей решения задач энергетического сектора» (2007 г.) [6]. Некоторые из них были положены в основу конкретных проектов, предполагающих финансирование со стороны МБРР. ЕБРР также на регулярной основе отслеживает макроэкономические показатели Беларуси, дает им оценку по собственной методике и публикует результаты такого анализа в своих ежегодных докладах.
Помимо этих финансовых и нефинансовых выгод Беларусь может также рассчитывать и на ряд преимуществ косвенного характера. Во-первых, предоставление финансирования от МВФ, Всемирного банка и ЕБРР благоприятно отражается на суверенном рейтинге страны, который имеет значение в определении стоимости кредитных ресурсов со стороны западных финансовых институтов. Во-вторых, активное и взаимовыгодное взаимодействие с рассматриваемыми организациями повышает общий имидж страны в глазах мирового сообщества, что должно вести к улучшению представлений об инвестиционном климате в стране, и, как следствие, росту заинтересованности со стороны частных иностранных инвесторов. А также взаимодействие отечественных государственных и частных структур с влиятельными международными организациями укрепляет профессиональные навыки отечественных управленцев, что способствует повышению не только их индивидуальной квалификации, но и качества руководящих органов национальных трудовых ресурсов в целом.
Однако отвечая на вопрос, насколько активно Беларуси следует взаимодействовать с МФКИ, необходимо рассмотреть и связанные с этим общие и специфические риски. Общим риском в данном случае можно считать рост внешней задолженности и соответственно потерю части национального дохода на ее обслуживание. Однако более серьезными являются специфические риски. Если рассматривать деятельность МФКИ на практике, то можно заметить, что они ориентируются не столько на извлечении коммерческой выгоды от предоставленного финансирования, сколько на воздействии на социально-экономическую политику стран-получателей кредитов.
Так, решение определенных задач посредством кредитов от ведущих международных финансовых организаций неизбежно вызывает стратегические угрозы для социально-экономических систем принимающих стран, если их экономическая политика принципиально отличается от экономической политики ведущих стран.
Качественно новый этап во взаимоотношениях Беларуси с международными финансовыми организациями открыло предоставление республике 2,5 млрд. долл. США со стороны МВФ по программе стэнд-бай (резервный кредит) в начале 2009 г. Наша страна обратилась в Фонд с просьбой о финансовой поддержке в октябре 2008 г в целях увеличения государственных золотовалютных резервов и создания «подушки безопасности», необходимой для стабильной работы экономики в условиях мирового финансового кризиса. [19]. Учитывая особенности взаимоотношений Беларуси с МВФ согласие предоставить стране средства в размере, более чем в четыре раза превышающем ее квоту, можно рассматривать как своего рода прорыв. Однако в данном случае необходимо учитывать не только положительные моменты, но и отрицательные, которые также присутствуют. Среди них можно отметить снижение заработной платы в бюджетной сфере на 15% в декабре 2008 г. после ее 20-процентного повышения в ноябре того же года и 20-процентное обесценивание национальной валюты 2 января 2009 г. Несмотря на негативность данных мер, власти признали, что они являлись необходимыми условиями для получения резервного кредита со стороны МВФ.
Можно ожидать, что расширение взаимодействия с МВФ положительным образом отразится и на отношениях Беларуси с ЕБРР и Всемирным банком. Это возможно и с учетом провозглашенного властями курса на либерализацию белорусской экономики [20]. В частности, ЕБРР может пересмотреть свои традиционно низкие оценки прогресса реформ в стране, а Всемирный банк еще больше продвинуть страну в своем ежегодном докладе «Ведение бизнеса».
Все это, безусловно, благоприятно
отразится на внешней
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время в период быстрого развития научно-технического прогресса невозможно существование государств без их взаимодействия, в том числе и экономического. В современном мире именно с помощью международных организаций осуществляется сотрудничество между государствами. Международные организации не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимают решения по глобальным вопросам современности. В данной курсовой работе показано структура современных международных финансово-кредитных организаций, их классификация. Кроме того, в этой курсовой работе отражены причины и история возникновения МФКО.
В
мире насчитывается множество
Группа Мирового банка состоит из 5 организаций: Международного банка реконструкции и Развития, Международной ассоциации развития, Международной финансовой корпорации, Международной Ассоциации по гарантиям инвестиций и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. Их главной задачей является предоставление кредитов развивающимся странам и странам с переходной экономикой для осуществления мер структурной политики, таких как реформы финансового сектора, поддержка рынка труда, улучшение окружающей среды и пр.
Международное сотрудничество необходимо в целях ускорения устойчивого развития в развивающихся странах. МФКИ стремятся обеспечить надлежащий приток финансовых ресурсов в развивающиеся страны, так же решают проблему внешней задолженности этих стран, путём активизации политики по привлечению прямых капиталовложений, предотвращая возрастание задолженности до недопустимого уровня, содействуют возвращению вывезенного капитала.
Инвестиции имеют решающее значение для способности развивающихся стран обеспечивать необходимый экономический рост в целях повышения благосостояния населения и непрерывного удовлетворения его основных потребностей без истощения или ущерба для ресурсной базы. Устойчивое развитие требует увеличения инвестиций, для чего необходимы внутренние и внешние финансовые ресурсы. Одним из важных источников финансовых ресурсов являются инвестиции иностранных частных компаний и возвращение вывезенного капитала, которое зависит от наличия благоприятных инвестиционных условий.
Информация о работе Международные финансовые и кредитные институты и их деятельность в РБ